1 ноября 2025 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре молились об упокоении протоиерея Глеба Каледы, родителя игумении Иулиании (Каледа), настоятельницы Зачатьевской обители.
О протоиерее Глебе Каледе написано немало, в том числе в издательстве Зачатьевского монастыря вышла книга «Небо и земля отца Глеба». Подвиг его христианской жизни начался с ранней юности, когда он всеми силами юной души впитывал евангельские слова о спасении. Духовником отца Глеба стал священномученик Владимир Амбарцумов. Юный Глеб сдружился с дочерью отца Владимира Лидией и поддерживал ее, когда отца арестовали без права переписки.
Позже он ушел совсем молодым на фронт и прошел всю войну до Берлина, будучи связистом. Бог хранил своего избранника, Глеб не получил ни ранений, ни увечий. Все военное время он переписывался с Лидией Амбарцумовой, а в 1951 году они обвенчались.
Глеб Александрович поступил в Московский геологоразведочный институт, стал серьезно заниматься наукой и исследованиями, защитил докторскую диссертацию. Он стал начальником отдела во Всесоюзном научно-исследовательском геологоразведочном нефтяном институте.
«19 марта 1972 года владыка Иоанн (Вендланд) рукоположил Глеба в пресвитера. Это было в воскресенье, владыка служил в Никольском храме, бывшем тогда кафедральным собором Ярославля. Он ушел вместе с Глебом в боковой придел, якобы его исповедовать, и около Престола рукоположил его в иерея. Глеб сразу почувствовал большую перемену в себе», – читаем в воспоминаниях супруги отца Глеба, матушки Лидии Каледа, в монашестве Георгии.
«Отец Глеб начинает служить. Где? У себя в квартире. Тут пригодился отдельный кабинет ученого – в нем семья оборудует домашний храм», – указано в книге об отце Глебе.
«…В Лазареву субботу мы совершили первую Литургию. Перед этим все нужно было организовать – то есть из ничего сделать храм. Как? Мы ночи не спали. Все надо было делать втайне. Я сшила полотняный подризник. Как длинную ночную рубаху; он всегда лежал у меня среди белья. Из полосок ткани сделали епитрахиль. Фелони не было, был большой плат, который застегивался спереди английской булавкой, пришивался крест, и получалась фелонь. Слава Богу, нашелся большой фужер, который стал Чашей. Другой фужер стал дискосом. Окна кабинета занавесили всем, чем только было можно».
18 лет отец Глеб был тайным священником, на службах которого молилась его семья и узкий круг близких лиц.
Все остальное – его знаменитое на всю страну тюремное служение, катехизаторские курсы, ректором которых он стал, превратившиеся впоследствии в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, его книги – «Домашняя церковь» и исследование по Туринской плащанице – уместилось в неполные 4 года его открытого служения.
Богатый плод приносит и семья отца Глеба и матушки Лидии (в монашестве монахини Георгии) – два сына служат в священническом сане, дочери приняли монашество, один из сыновей трудится врачом-психиатром, уже и внуки встали на путь священнического служения.
Фильм о протоиерее Глебе Каледе можно посмотреть перейдя по ссылке.
