В преддверии дня обретения честных мощей преподобного Сергия завершилась реставрация фасадов Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и Никоновского придела.
Реставрация велась согласно разработанным специалистами методическим рекомендациям с участием инженера-технолога Министерства культуры Российской Федерации А.Н. Густовой. В ходе работы с фасадами храмов сотрудники белокаменной мастерской лавры во главе с А.Г. Табаевым применяли классические реставрационные методы, а также использовали исторические составы материалов, изготовленные отечественными производителями.
В прошлом году к празднованию 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского были проведены противоаварийные работы по масляной живописи в основном четверике Троицкого собора. Реставрация проходила под научным контролем специалистов секции «Памятники монументальной живописи» Научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры РФ. Специалисты очистили живопись храма, фрагментарно укрепили и затонировали покрасочный слой.
Во время реставрации были выполнены пробные раскрытия до живописи 1635 года, находящейся под фрагментарными остатками масляных записей XVIII века, а также плотными, близкими к записям, тонировками 2000-х годов.
При демонтаже икон пророческого ряда центрального иконостаса был обнаружен небольшой фрагмент композиции «Благовещение» — часть крыла архангела Гавриила, драпировки на его одежде и часть архитектурной кулисы. Фрагмент находился под плотным слоем верхних пылевых загрязнений и засмолившейся трудновыводимой копоти, под которым был обнаружен слой серой покраски.
При пробном удалении покраски под ней открылась хорошая сохранность древней живописи, которую можно соотнести с авторством артели Андрея Рублева и Даниила Черного, работавшей в соборе по заказу преподобного Никона Радонежского. По результатам проведенных исследований и обсуждения дальнейшей судьбы раскрытой фрески было принято решение о ее консервации.