Двенадцать афонских старцев выразили категорическое несогласие с легализацией украинского раскола Патриархом Варфоломеем

Опубликовано письмо двенадцати афонских старцев Священному Киноту Святой Горы по украинскому вопросу, датированное 17 марта 2019 года. 

Авторы письма со скорбью и беспокойством говорят о том, «что происходит в Православной Церкви в целом по причине неканонического предоставления автокефалии раскольникам Украины без согласия канонической автономной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием, которая продолжает считать новых автокефалов раскольниками, не имеет с ними общения, а на основании священных канонов и со всеми теми, кто имеет общение с раскольниками». 

По словам авторов письма, «Русская Церковь уже прервала общение со Вселенским Патриархатом, который, несмотря на ясное запрещение священных канонов, самовольно предоставил автокефалию, вторгнувшись за пределы своих границ в чужую юрисдикцию. Таким же точно образом поступят и другие Церкви, как они уже заявили. Так существует угроза расширения и распространения раскола в масштабах подобных расколу 1054 года». 

Церковная ситуация на Украине, констатируют афонские старцы, «опасно усложнилась после незаконного вторжения Патриарха Варфоломея в чужую юрисдикцию и вхождения в общение с лишенными общения раскольниками. До 1686 года Украина подчинялась Вселенскому Патриархату, как ранее, до 1590 года подчинялась ему и Русская Церковь. В 1686 году деянием Патриарха Дионисия IV она вошла в юрисдикцию Московского Патриархата, в которой по общеправославному согласию пребывает вплоть до сего дня 333 года. Одновременно с возникновением после падения коммунизма в 1990 году независимого украинского государства встал вопрос и о создании независимой автокефальной Церкви. Речь идет о законной и оправданной просьбе, на которую Русская Церковь откликнулась отчасти, предоставив статус широкой автономии, но не полной автокефалии. Возражая против этого решения, митрополит Киевский Филарет, тогда еще канонический епископ Русской Церкви, после своего поражения на выборах Патриарха Московского произвел раскол, создав свою собственную, независимую церковь, за что был наказан лишением сана и анафематствован». 

Группа Филарета вместе с еще одной раскольнической церковью под руководством изверженного из сана священника Макария Малетича «в качестве канонической Церкви были самочинно приняты в общение одним лишь Патриархом Варфоломеем. А канонической и законной Церковью до сего дня всеми считается та, которая принадлежит юрисдикции Русской Церкви, – автономная Украинская Церковь во главе с митрополитом Онуфрием». 

Как подчеркивают авторы обращения в Священный Кинот, «Патриарх Варфоломей не питает особого уважения к священным канонам, которые он нарушал и нарушает, особенно в отношении связей с еретиками, а сейчас еще и с раскольниками. Он вмешался в вопрос украинской автокефалии, не имея на то канонической юрисдикции и полномочий. Вначале, опираясь на недостаточно образованных или корыстных богословских консультантов, он попытался обосновать свое вторжение ссылкой на такое установление, как апелляция, т.е. что он один как второй Папа может принимать апелляции и обращения из прочих автокефальных Церквей, поскольку является якобы не первым среди равных (primus inter pares), а первым без равных (primus sine paribus) согласно новоявленному папствующему мнению горе-богословов постотеческой эпохи. Но этот аргумент сразу же с шумом обрушился, потому что противоречит соборной системе управления Церковью, в рамках которой все Патриархи и Предстоятели рассматриваются как равные между собой, а Константинопольский имеет лишь первенство чести, а не власти, на что претендует Папа. Право же принятия апелляций распространяется только на относящихся к его собственной юрисдикции, а не к юрисдикции других Патриархов». 

Затем Патриарх Варфоломей «с помощью готовых услужить ему собственных советников спустя 333 года обнаружил, что Украина относится к юрисдикции не Русской, а Константинопольской Церкви! Его невнимательные или воинствующие богословы скрыли и превратно перетолковали множество документов и мнений, чтобы прийти к смешному выводу о временном характере передачи Украины Русской Церкви (временный характер длинною в три с лишним века!), а сейчас эта уступка отменяется».

Как подчеркивают афонские старцы, «все без исключения автокефальные Церкви до сего дня всегда считали и считают Украинскую Церковь частью Церкви Русской, а митрополитом Киевским признают мудрого и скромного владыку Онуфрия. Следовательно, восстановление украинских раскольников чужим вторгнувшимся Патриархом и самочинное предоставление им церковной автокефалии, которую не просила каноническая Поместная Церковь, вопреки противоположному мнению их собственного церковного священноначалия, без всеправославного консенсуса, а скорее, несмотря на всеправославное возражение, мнимая и неканоническая отсылка на право принимать апелляции, смехотворная претензия на юрисдикцию спустя три с лишним века, сопровождавшаяся перетолкованием соответствующих документов, делают статус новой автокефалии проблематичным. Раскольники остаются раскольниками, а единственной канонической Церковью на Украине является та, которую возглавляет митрополит Онуфрий. И посему ни одна автокефальная Церковь до сего дня за исключением Константинопольской не признает нового “митрополита” лжеавтокефальной “Церкви” раскольника Епифания». 

В завершение письма старцы обращаются к Киноту с просьбой «до всеправославного решения запретить доступ указанным раскольникам в наше Святое Место или, по крайней мере, запретить им совершать что-либо как клирикам». 

Письмо подписали: старец Арсений, иеромонах, с братством (келия «Панагуда» монастыря Кутлумуш); старец Авраам, иеромонах, с братством (калива святого Герасима, Кутлумушский скит); старец Феофил, иеродиакон, с братством (келия святых Бессребреников монастыря Григориат Пахомеев); старец Николай, монах (келия святого Димитрия монастыря Хиландар); старец Иосиф, монах, с братством (келия святых Феодоров монастыря святого Павла); старец Савва, монах, с братством (келия святых Архангелов монастыря Хиландар Саввеев); старец Никодим, монах, (келия святого Нектария монастыря Ставроникита); старец Гавриил, монах (келия преподобного Христодула монастыря Кутлумуш); старец Ефросин, монах, с братством (келия святого Иоанна Предтечи монастыря Кутлумуш); старец Паисий, монах, с братством (келия святых Архангелов монастыря Хиландар); старец Никодим, монах (келия святого Иоанна Богослова монастыря Великая Лавра); старец Арсений, монах (калива святого преподобномученика Герасима, Кутлумушский скит).

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иверский мужской монастырь г. Ленинск-Кузнецкий
Макариев-Решемский женский монастырь
Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томска
Свято-Введенская Островная пустынь близ г. Покрова
Свято-Димитриевский Троекуровский Иларионовский женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь
Свято-Покровский мужской монастырь города Корсакова
Благовещенский женский монастырь г.Бежецка
Каменск - Уральский Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкий Творожский женский монастырь д. Творожково