Три главных монастыря Болгарии сообщили о невозможности отапливать храмы, кельи, ризницы и иконохранилища из-за выросших тарифов на электричество.
В Рыльском монастыре, знаменитом духовном центре Болгарии, одном из крупнейших действующих мужских монастырей в мире, монахи перешли на посменный режим отопления обители. Из-за подорожания электроэнергии, она включается теперь через равные восьмичасовые промежутки. Монастырская кухня работает на дровах. Настоятель монастыря епископ Евлогий объясняет, что оплатить полученные счета по промышленным тарифам для монастырей – неподъемно и надеется, что государство его услышит.
«Может быть, кто-то думает, что то, что мы производим – вера, культура, традиции, – это некое бизнес-производство, но, увы, это не так, это не от нас зависит», – подчеркивает епископ.
Просят о помощи и монахи крупнейших в стране Бачковского и Троянского монастырей, второго и третьего по величине после Рыльского, одни из самых посещаемых святынь в Болгарии.
«Я не знаю, как мы справимся», – говорит настоятель двух обителей епископ Сионий. Об их закрытии он даже думать боится, так как это «сакральные места с особыми функциями».
«Мы можем стоять при свечах и на морозе, но этого не будет. К нам приходят люди с нуждами и мольбами. Мы храним чудотворные иконы, которые должны быть доступны верующим в любое время», – пояснил епископ Сионий изданию «24 часа».
«В Бачково мы освещаем всю площадь перед монастырем вплоть до рынка. Так сложилось издавна. Отдельно обогреваем музей, иконописные хранилища – в них содержатся ценные экспонаты, требующие температуры не ниже 12-15 градусов. На данном этапе у нас дела идут не очень хорошо», – сказал владыка.
По словам епископа Сиония, доходов зимой почти нет.
«Сколько свечей нам нужно продать, какие пожертвования нам нужно получить, чтобы покрыть эти неподъемные счета?» – задает он риторический вопрос. Количество паломников в монастыри уменьшилось из-за холодов и коронавируса. Епископ считает, что государство должно вмешаться и помочь. Если бы электричество в монастырях оплачивалось по «бытовым» тарифам, счета уменьшились бы вдвое.
«Но это европейская директива – сделать электроэнергию дороже. Это будет геноцидом для народа», – считает настоятель.
В Бачково отопление работает только на электричестве. Возможно, нужно будет переоборудовать всю систему под альтернативные источники энергии, вырубать лес. Ведение режима отопления с перерывами не решает проблемы, потому что после перерыва помещения становятся холоднее, и тогда приходится увеличивать мощность для их обогрева, что увеличивает потребление электроэнергии. Пока что монахам не холодно, уверяет настоятель, в обители отапливаются десять келий из шестидесяти. Он считает, что не может просить верующих помочь, потому что «люди находятся в очень тяжелом положении».
«Да поможет нам Бог, и особенно – государство», – говорит епископ Сионий.