18 июня 2020 года в своей келье в Елеонском Вознесенском монастыре в Восточном Иерусалиме на 92-м году жизни, после принятия Святых Христовых Таин преставился бывший игумен Афонского Ильинского скита архимандрит Серафим (Бобич).
Погребение архимандрита Серафима состоялось на следующий день, 19 июня, в Спасо-Вознесенской обители на Елеоне, где почивший пребывал на покое с середины 1990-х годов. Отпевание совершил начальник Духовной Миссии РПЦЗ в Иерусалиме архимандрит Роман (Красовский).
Отец Серафим (в миру Михаил Бобич) родился 17 января 1929 года в США, куда его родители эмигрировали из Закарпатья. Монашество и священство принял в Тихоновском мужском монастыре в Пенсильвании, принадлежавшем Русской Северо-Американской митрополии. Там же окончил семинарию и остался при ней преподавателем.
В 1970 году иеромонах Серафим перешел из Православной Церкви в Америке в Русскую Зарубежную Церковь (РПЦЗ). Принят был епископом Лавром (Шкурлой), будущим первоиерархом РПЦЗ, и в том же году направлен на Святую Гору Афон в Свято-Ильинский скит, основанный в 1757 году преподобным Паисием (Величковским). Этот скит на то время состоял в общении с РПЦЗ.
Уже в июне 1971 года 92-летний старец-игумен Ильинского скита схиархимандрит Николай (Пивень; 1879–1973), предчувствуя свою скорую кончину, начал ходатайствовать перед священноначалием кириархального Пантократорского монастыря, которому подчинялся Ильинский скит, о назначении более молодого отца Серафима своим заместителем (проигуменом). Незадолго до смерти старец Николай, опасаясь, что Ильинский скит из-за малочисленности братии останется без нового игумена, составил предсмертное завещание, где кратко изложил ходатайство о назначении отца Серафима игуменом обители.
После того как схиархимандрит Николай преставился на Пасху 17 апреля 1973 года, по его завещанию отец Серафим был избран новым игуменом. Духовный собор кириархального монастыря Пантократор утвердил избрание. Официальная интронизация состоялась в августе 1973 года, когда в Ильинский скит прибыла комиссия эпитропов Пантократорского монастыря и во время торжественного богослужения вручила отцу Серафиму игуменский жезл, удостоив сана архимандрита и выдав соответствующее удостоверение.
Придя в Ильинский скит, отец Серафим занялся ремонтом главного монастырского храма и других зданий. Как сообщалось в газете РПЦЗ «Православная Русь» № 13 за 1971 год, «за последние годы из-за недостатка людей многие из монастырских строений сильно пострадали, ибо никакой ремонт не проводился. Теперь стараниями отца иеромонаха Серафима заменяются поломанные окна, вставляются стекла вместо разбитых, все нуждающееся в покраске красится, перекрываются крыши, где были течи, производится чистка, частичная переделка и усовершенствования в помещениях. Одновременно в Ильинском скиту совершаются и все положенные по уставу богослужения».
По благословению Синода РПЦЗ, пожертвования на реставрацию и возобновление Ильинского скита собирали по всему русскому зарубежью. Как вспоминал доктор Николас Феннел из Англии, «отцу Серафиму, конечно, помогали волонтеры и, возможно, даже наемные работники… Соборный храм скита, посвященный пророку Илии, второй по величине на Святой Горе, выглядел безупречно, как и другие здания. Разумеется, один человек не смог бы отреставрировать все это самостоятельно».
В 1981 году игумен Серафим и братия Ильинского скита обратились к Архиерейскому Собору РПЦЗ с ходатайством о прославлении в лике святых основателя их обители старца Паисия (Величковского; 1722–1794). Рассмотрев этот вопрос, 15/28 октября 1981 года Архиерейский Собор РПЦЗ благословил местное почитание преподобного Паисия в Ильинском скиту на Афоне. Местное прославление преподобного Паисия было совершено в Ильинском скиту прибывшими на Афон иерархами РПЦЗ архиепископом Сиракузским и Троицким Лавром, епископом Марком Штутгартским с сонмом духовенства. В 1988 году Архиерейский Собор РПЦЗ инициировал «расширение из местного почитания на общее прославление старца Паисия Величковского», после чего в 1990 году Собор РПЦЗ постановил праздновать память преподобного Паисия как общепочитаемого.
К 1992 году в Ильинском скиту осталось всего четыре насельника во главе с архимандритом Серафимом.
Поскольку в те годы не было общения между РПЦЗ и Константинопольским Патриархатом, в Ильинском скиту, как и в греческом афонском монастыре Эсфигмен, не поминали на богослужениях Константинопольского Патриарха, считая препятствием для этого вопросы «экуменизма» и «новостильничества». По этой причине в 1992 году архимандрит Серафим и еще трое ильинских монахов были выдворены греческой полицией с Афона, после чего в Ильинском скиту поселились греческие монахи.
По словам д-ра Николаса Феннела, «изгнание отцов скита, по-видимому, было вызвано главным образом враждебностью к настоятелю, который никогда не боялся высказывать свое мнение и выступать против решений патриарха». «Архимандрит Серафим обладал неутомимой энергией. Я сам видел, как неутомим и трудолюбив он был… Однако эта энергия в архимандрите Серафиме сочеталась с почти мессианским рвением и непредсказуемостью настроения. По свидетельствам некоторых монахов, о. Серафим отличался сильной раздражительностью и не упускал случая “заклеймить” экуменистов и масонов публично… Я часто встречал отца Серафима в скиту и сам видел противоречивый характер этого необыкновенного человека. При этом он был обаятелен и приветлив, этого у него было не отнять», – пишет Н. Феннел.
После вынужденного ухода с Афона архимандрит Серафим служил некоторое время в Свято-Троицком монастыре РПЦЗ в Джорданвилле (Нью-Йорк) и в Сан-Франциско. Из США по благословению священноначалия РПЦЗ он в том же 1992 году переехал в Святую Землю и поселился в мужском монастыре Святой Троицы в Хевроне, принадлежавшем тогда РПЦЗ. На территории этой обители находится Мамврийский дуб. Здесь он прожил около пяти лет.
После 1997 года отец Серафим проживал в Восточном Иерусалиме на покое при Елеонском Вознесенском монастыре, относящемся к РПЦЗ и расположенном на горе Елеон.
Как вспоминает секретарь Первоиерарха РПЦЗ протоиерей Серафим Ган, «ежедневно за час до начала полунощницы отец Серафим приходил в монастырскую церковь, чтобы оказать очередному служащему братскую помощь в молитвенном поминовении многочисленных имен, подаваемых на проскомидию Божественной литургии. Он любил уединяться в Лавре преподобного Саввы Освященного».
Использованы материалы официального сайта Архиерейского Синода РПЦЗ