Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре города Москвы

Святейший Патриарх Кирилл
8 сентября 2015 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. По окончании богослужения Его Святейшество обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Досточтимый отец наместник, архимандрит Тихон!
Дорогие братья, зде начальствующие, учащие и учащиеся!
Дорогие прихожане и все, кто сегодня принял участие в этой торжественной праздничной Литургии!


Всех вас сердечно поздравляю с праздником, имеющим очень большое значение для города Москвы и для всей нашей Церкви, — как и сам Владимирский образ Божией Матери.

Основные этапы истории этой иконы хорошо известны. В далеком 1131 году византийский Патриарх направляет этот образ, бережно хранимый в Константинополе, в Киев, князю Мстиславу Киевскому, и святыня устанавливается в Девичьем монастыре в Вышеграде, удельном городе, принадлежавшем некогда святой равноапостольной Ольге. Но недолго этот образ находился на земле Киевской. Через 24 года князь Андрей Боголюбский, прозревая скорби, которые могут обрушиться на Южную Русь и на Киев, перевозит Вышеградский образ в город Владимир, где начинает формироваться новый центр политической власти единой Руси. А почему туда? А потому что на северо-востоке, в дремучих лесах, не могла действовать конница степняков — основная ударная сила полчищ, которые стремительно завоевывали пространства и земли, подчиняя себе народы. Надо было уберечь центр Руси, великокняжескую власть, а вместе с ней и великую святыню земли Русской, которая была помещена в Успенский собор города Владимира (отчего и получила наименование Владимирской) и пробыла там ровно 240 лет — в десять раз дольше, чем в Киеве. Это свидетельствует о том, что город Владимир действительно был центром Руси, и главная святыня земли Русской, икона Божией Матери, присланная из Константинополя, хранилась именно там.

Но в 1395 году Тамерлан подошел к реке Дон и разбил там свой лагерь. От верховьев Дона до Москвы рукой подать, и мощная конница могла обрушиться на стольный град Москву. Хотя все это было уже после Куликовской битвы, когда русские испытали вкус победы и осознали, что Русь может одолеть Орду, тем не менее полчища Тамерлана представляли смертельную опасность и для Москвы, и для всей Руси. Тогда великий князь Василий Дмитриевич, выдвинув войска к Коломне и разбив лагерь на берегу Оки, обратился к митрополиту Киприану, святителю, возглавлявшему тогда Московскую кафедру, с просьбой весь Успенский пост посвятить особым молитвам о спасении Москвы и Руси и привезти чудотворный образ в город Москву. Великим крестным ходом начала шествовать Царица Небесная с северо-востока Руси, от Владимира, до Москвы, и люди падали на колени и обращались к Ней с горячей молитвой о спасении Руси. И мы знаем, что Божия Матерь приклонила Свою милость, и непобедимый Тамерлан, по непонятным для историков причинам, покинул свой стан на Дону и отказался от дальнейшего похода на север. В сказаниях об иконе Божией Матери и ее сретении здесь, на этом месте, говорится, что Тамерлану было видение и что явилась ему Жена, во власти Сущая, в окружении духовенства, а наутро сон растолковали, сказав, что это Мать Бога русских сказала: «не иди на Москву»...

Наверное, все так и было, потому что ни с тактической, ни со стратегической точек зрения не было причин отказываться от победоносного похода на Москву, от окончательного закабаления Руси, от наказания этого града и великого князя за победу на Куликовом поле. Но великий и могущественный Тамерлан резко меняет свои планы, так что икона Божией Матери, именуемая Владимирской, остается в нашем Первопрестольном граде, а на месте, где ее торжественно встречали, основывается Сретенский монастырь.

Ничто в истории рода человеческого, что имеет отношение к жизни людей, особенно к их духовной жизни, не бывает случайным. Удивительная духовная скрепа является нам в этом чудотворном образе, который соединил Византию, Киев, Владимир и Москву. Одно это движение святыни из Византии до Москвы через Киев и Владимир свидетельствует о единстве духовного пространства Восточной Православной Церкви. Мы знаем, какие огромные силы были брошены на то, чтобы нанести удар по этому пространству и разрушить Византию, православную империю, являвшуюся твердыней и опорой Православия во всем мире. И, наверное, неслучайно прибыла чудотворная икона на Русь, свидетельствуя о том, что это духовное пространство неразрушимо. Само движение Божией Матери в ее Владимирском образе от Киева до Москвы через Владимир свидетельствует о том, что Она прошла этот путь, соединяя все эти княжества и земли, утверждая духовное единство Святой Руси.

И сегодня, когда огромные силы снова брошены на разрушение этого духовного единства, мы на месте, где москвичи встретили благоговейно сей святой образ, снова взываем к Ней и просим: «Не оставь земли Русской! Не допусти поношения, разделения, междоусобной брани, ослабления веры православной! Не допусти кощунств, извращающих саму природу Православной Церкви! Даруй мир братским православным народам, живущим на территории Святой Руси!» И сегодня, когда до нас доносятся тревожные вести с братской Украины, мы не ослабеваем в наших молитвах, молясь об украинском народе, как и о русском народе, о Белоруссии, о народах Святой Руси, чтобы хранил Господь всех нас в мире, в любви, в единомыслии, и чтобы Царица Небесная, Которая ограждала землю Русскую от страшных напастей и скорбей, и в нынешнем тяжком веке помогла нам хранить духовное единство наше, единство Церкви и веры православной.


Верим, что наши молитвы услышаны будут настолько, насколько они будут искренними и сердечными. И потому я призываю всех вас, мои дорогие, и в церковных, и в частных молитвах молиться о сохранении единства Церкви нашей, о сохранении духовного единства всех наследников Святой Руси, предки которых с таким благоговением преклоняли колена душ и сердец своих пред чудотворным Владимирским образом Божией Матери.

Предстательством Царицы Небесной да хранит всех нас Господь в вере, в благочестии, в чистоте, в духовном единстве и крепости. Аминь.
Материалы по теме

Новости

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь