Слово Святейшего Патриарха Кирилла на праздновании 700-летия начала служения в Москве святителя Петра, первого митрополита Московского

Святейший Патриарх Кирилл
6 сентября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход из Кремля к Высоко-Петровскому монастырю. Торжественное шествие было посвящено 700-летию начала служения в Москве святителя Петра. У стен обители Предстоятель Русской Церкви совершил молебен, после которого обратился к верующим с Первосвятительским словом.



Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич Беглов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе! Многочтимое духовенство города Москвы! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю со знаменательным событием. Сегодня впервые в послереволюционной истории мы совершили крестный ход от Успенского собора Кремля, где покоятся мощи святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, до основанного им Высоко-Петровского монастыря. Святитель Петр сам прошел этим путем и на этом возвышенном месте основал сию святую обитель. Замечательно, что празднование памяти святителя Петра в связи с перенесением его мощей в заложенный им, но построенный уже после его смерти Успенский собор мы совмещаем с празднованием Дня города Москвы.
Если бы не было святителя Петра, если бы он не принял решение перенести из города Владимира в Москву Первопрестольную кафедру всея Руси, то Москва не была бы столицей нашего Отечества. И потому вне зависимости от религиозных убеждений все должны с благодарностью помнить и почитать память святителя Петра, которого можно назвать основателем Москвы как Первопрестольного града и столицы всея Руси.
Святитель Петр в личности своей объединяет всю Русь, всю историческую Россию. Он родился на Волыни, нынешней Западной Украине, и по инициативе Галицкого князя стал митрополитом всея Руси. После поставления в Константинополе святитель вернулся на Русь и, как и подобало блюстителю Киевского престола, отправился в город Киев, до того разоренный нашествием Орды. Год святитель жил в Киеве, стараясь удержаться на исторической кафедре, но сделать это было невозможно — стены Киева были разрушены, и кто только ни нападал на мать городов русских. И жить, и тем более управлять Церковью из этого места было невозможно. Тогда святитель Петр, повторяя дело, совершенное великими князьями Киевскими, переместился в город Владимир, на северо-восток Святой Руси, который в то время стал столицей русского государства. Но каким-то особым образом, видимо, провидя будущее и потенциал небольшого в то время города Москвы, он откликается на предложение князя Ивана Калиты и приезжает в этот город, значительно уступавший Владимиру, да и другим удельным городам, остается здесь на постоянное жительство и переносит на эту землю русскую кафедру. Вслед за этим и великий князь понимает, что не может княжить в городе, где более нет первопрестольной кафедры, и переезжает из Владимира в Москву. Так Москва становится преемницей Киева, принимая на себя всю ответственность по примирению раздробленных удельных княжеств, по организации освобождения русской земли от татаро-монгольского пленения и по милости Божией, молитвами святителя Петра и его благочестивых преемников, становится новым центром всея Руси.

А что же святитель Петр? На его годы выпало тяжелое время в истории нашего Отечества. Орда поощряла удельное деление Руси. «Разделяй и властвуй» — так было проще держать под своим контролем огромное географическое пространство, и не просто «разделяй и властвуй», но разделяй таким образом, чтобы удельные русские князья еще и воевали друг с другом, ослабляя силу единого народа. Святитель Петр понимал, насколько опасна эта междоусобица, что она истощает силы народа, мешая людям сплотиться и сбросить иноземное владычество. И все свои силы святитель полагает на сохранение единства русской земли, примиряя удельных князей, сохраняя единство Русской Православной Церкви…
И потому, вспоминая его святое имя, мы в первую очередь вспоминаем подвиг хранения единства Руси, исторической России. И не случайно мы вспоминаем его как митрополита Киевского, Московского и всея Руси, потому что этот титул объединяет всю Русь. Этот титул безусловного исторического и духовного авторитета бросает вызов всем, кто сегодня, идя по пути междоусобицы удельных княжеств, пытается разделить народ, столкнуть его в междоусобную брань, кто осмеливается одну часть Руси назвать своим врагом и мобилизовать людей на борьбу с единокровными единоверными братьями. Все это мы уже переживали, и святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, был свидетелем того, как подстрекаемые извне удельные князья вступали в смертельную схватку, ослабляя себя и свой народ.

Сегодня мы молимся святителю Петру о единстве нашей Церкви, объединяющей народы, живущие на просторах исторической Руси, в первую очередь русских, украинцев, белорусов и многих других, кто принадлежит к единой Церкви на огромных евразийских просторах. Мы просим святителя сохранять единство нашей Церкви, помогая людям преодолевать соблазны и всякого рода искушения. Мы молимся ему сегодня особо о прекращении междоусобной брани на украинской земле. На каждой Литургии в храмах Русской Православной Церкви мы обращаем к Богу нашу искреннюю горячую молитву и верим, что, проведя народ наш через испытания и скорби, Господь дарует мир и благополучие исторической Руси.

Я хотел бы с удовлетворением отметить, что к сегодняшнему дню Высоко-Петровская обитель располагает всеми зданиями и храмами, которые находятся на его территории. Еще многое предстоит сделать, чтобы восстановить эти святыни и эту красоту. Когда мы шли по Петровке, я смотрел на красивые здания банков и ресторанов, замечательно отреставрированные дома. Но, приблизившись к самому святому, исторически самому значительному месту на этой улице, я увидел еще не в полной мере восстановленную святыню Москвы и всея Руси. Сегодня я обращаюсь к московским властям и ко всем, от кого это зависит, с призывом приложить все силы для того, чтобы в ближайшее время эта святыня всея Руси, этот дивный исторический памятник, украшающий старую часть Москвы, был возрожден во всей его красоте. Я обращаюсь к игумену обители отцу Петру, к братии монастыря с призывом крепить монашескую жизнь, развивать духовное образование, осуществлять различные культурные и социальные проекты, на которые сегодня с таким энтузиазмом откликается наш народ, с тем, чтобы эта святая обитель была действительно центром духовной и культурной жизни нашей столицы.

В память об этом замечательном событии я хотел бы преподнести в дар Высоко-Петровскому монастырю это напрестольное Святое Евангелие. Совершая богослужения и взирая на это Евангелие, вспоминайте сегодняшний исторический день и молитесь, чтобы святитель Петр приклонил свою молитвенную милость к исторической Святой Руси, граду Москве и к Церкви нашей. Аминь.

Материалы по теме

Новости

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Пензенский Троицкий женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь