Читаем житие преподобного Амвросия Оптинского и размышляем о Промысле Божием, спасении и монашеском пути сегодня со схиархимандритом Илием (Ноздриным).
– Батюшка Илий, сейчас начались кощунства: поднимают руки на Святой Крест, святые иконы. Такое уже было в истории нашей страны в XX в. Через год после передачи Церкви оскверненной разрушенной Оптиной пустыни 16 ноября 1988 г. замироточили Казанская икона Божией Матери и образ преподобного Амвросия Оптинского. Каково значение мироточения икон, чему нас это назидает?
– У нас при возрождении церковной жизни много икон мироточило. В Клину, я помню, прямо сливал с Креста, икон росу. На последнем VII Вселенском соборе, созванном в 787 г. в городе Никее, святые отцы выступили в защиту иконопочитания. Это была эпоха иконоборчества: иконы выбрасывали из храмов, уничтожали, не хотели признавать. Полагали почитание икон идолопоклонством. На Вселенском соборе угодники Божии утвердили иконопочитание, завершив тем самым формирование основ православного ортодоксального вероучения. Для православных христиан иконы – важная составляющая нашего вероисповедания.
– Почему для нас, православных христиан, так важно поклонение иконам?
– В двух словах об этом не скажешь: про это написаны горы книг. Но если все-таки попытаться... Бог – есть Дух. Господь Иисус Христос – Бог Сын – явился во плоти. При немощи человеческой, костности, дебелости нам, чтобы истинно веровать, надо воочию видеть мир невидимый. Царствие Божие явлено нам иконами наглядно. И когда мы, веруя в Царство Пресвятой Троицы, прикладываемся к иконам, мы получаем через них Благодать, становимся причастниками Царства. Сатана, хотящий вместо и в противовес Небесному построить собственное царство на земле, уловить в него как можно больше людей, исключив тем самым их спасение, – ненавидит иконы как образы Царства Божия здесь. Он через подвластных ему людей борется против икон, восстает на них, пытается осквернить, уничтожить.
Свидетельство того, что есть воля Божия на почитание икон, – Нерукотворный образ Спаса. В Священном писании про него не говорится, но из Предания мы знаем, что Господь послал едесскому князю Авгарю изображение Своего лика, потому что болящий князь, чтобы исцелиться, просил Его прийти или прислать Свой образ. Это и была первая икона. Оригинал долгое время хранился в городе Едессе, потом был вывезен императором Константином Багрянородным в Константинополь, а при разграблении Византии крестоносцами в 1204 г. утерян. Для нас важно, что Сам Господь на просьбу об исцелении сотворил Свой образ и действительно посредством его исцелил. Правда, для окончательного исцеления послал одного из Своих учеников – апостола из 70-ти Фаддея, что свидетельствует о важности священства в деле спасения людей. Апостол Фаддей окончательно исцелил Авгаря и обратил в христианскую веру весь подвластный ему народ.
Мироточение – это еще одно свидетельство, ясное указание на то, что есть благоволение Божие на почитание икон. Господь ведает, что человек слаб, может поддаться сатанинскому обману: мол, если мы говорим о Боге – Духе, зачем тебе почитать иконы? И далее лукавому легче овладеть отказавшимся от лицезрения Господа и Царства Его человеком. Сам Господь так установил, что иконы имеют важное значение в церковной жизни, содействуют спасению людей.
– Батюшка Илий, а почему именно Казанская икона при открытии Оптиной пустыни замироточила?
– Есть множество икон Богоматери. Среди них в русском народе всегда была особо чтима Казанская икона. И Божия Матерь через этот образ неоднократно являла русскому народу Свои милости и открывала Свою волю.
– В 1988 г. прославили преподобного Амвросия Оптинского, и его икона в один день с Казанским образом также замироточила. Сама Божия Матерь указала на нового светоча земли Русской?
– У русского народа два самых любимых святых – Преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский. А преподобный Амвросий Оптинский стал подобным им святым, наиболее близким к нам по времени своей жизни. О нем сохранилось много свидетельств, доступны его переписка, наставления. На всех, кто встречался с ним при жизни, он оказывал огромное влияние. Не каждый спасался – это зависит от воли самого человека. Встречался же с ним Лев Толстой. Но писатели в то время стремились сами быть вождями народа. «Слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). А преподобный формировал общество своего времени, направлял его жизнь в согласии с волей Божией ко спасению. И мы сегодня можем читать наследие преподобного Амвросия, наставляться.
– Когда кто-то исцелится или спасется от смертельной опасности, он дает обет Богу стать монахом. Преподобный Амвросий принял монашество по обету. Почему монашество является благодарением Господу?
– Монашество – подвиг, который человек берет на себя по любви ко Господу. Кто-то просто прозябает: живя удобной плотской жизнью, ждет своего конца. Так может жить даже верующий человек, который надеется приобрести какие-то заслуги перед Богом, но не хочет себя ни в чем стеснять ради Господа. А в монашестве человек явно обрекает себя на подвиг тесноты евангельского пути. Дает обеты безбрачия, хотя Сам Господь сказал: «не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11), а также нестяжания, послушания. Как Господь и Бог наш Иисус Христос «послушлив» был Отцу «даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8).
– Преподобный Амвросий принял монашество в благодарение Богу за исцеление от болезни, а Господь ему уже в монастыре дал болезнь, при которой и с кровати встать невозможно было. Правда, келейники рассказывали, батюшка Амвросий иногда взлетал...
– Болезнь, как и всякие большие и малые наши невзгоды, уготовляют нас к вечности, отрывают нас от земли, возгревают в нас ревность, молитву. Потому что в бесскорбии мы постоянно ослабеваем в нашем стремлении к Господу. А тем, кого Господь хочет видеть рядом с Собой, предызбрал на служение спасению других, Он посылает скорби. Кого-то Господь через болезни ведет в Царствие Небесное. Другой при помощи Божией сам берет на себя подвиги скудной строгой жизни, подвизается. У преподобного Амвросия особой строгости в житии не было. Но, конечно, он подвизался претерпеванием болезни ради Господа. Молился. Особых внешних подвигов на себя не брал. У всех по-разному: Господь знает устроение нашей души, телесные возможности каждого.
– Будущему преподобному Амвросию через старца конкретно было открыто: «Иди в Оптину. Ты там нужен». Как это определяется, в каком монастыре какой человек нужен?
– Господь провидел дальнейшую историю этой обители. Не окажись там преподобного Амвросия, не на такой бы высоте была духовная жизнь в Оптиной пустыни. Как в букет цветов надо для красоты определенный цветок добавить, так и здесь. Господь все устрояет.
– А для самого человека что значит пребывание в том или ином монастыре?
– Каждый человек должен найти свое место в жизни. Как мирянин – в семейной, профессиональной, так и тот, кого влечет иночество, – в монастырской. Каждому надо где-то устроиться, где-то жить. Взаимосвязь места жизни с характером подвига и личностью такова: чтобы человек здесь смог полностью исполнить волю Божию о себе. Такое бывает исключительно редко. Если человек пришел в монастырь, чувствует, что его удовлетворяет это место, он остается там. Так же и в миру: поселился где-то, в каком-то городе на определенной улице и живет. Конечно, Господь промышляет о каждом человеке – тем более если человек сам ищет Богоугождения, старается постичь и исполнить волю Божию о себе. Ему обязательно открывается Промысел Божий о нем, и тогда человек осознает, как его Господь ведет, куда приводит, чего желает от него. Как жить, где жить, каким подвигом подвизаться – это все открывается во внутреннем молитвенном общении человека с Богом. Другое дело, что наша косность, вялость, дебелость препятствуют тому, чтобы мы уразумевали то, что хочет от нас Господь. Наши грехи отделяют нас от Бога, препятствуют нам слышать Его.
– Батюшка Илий, а от воли самого человека зависит, где ему подвизаться?
– Конечно. Иначе, если бы от воли человека ничего не зависело, после Боговоплощения все бы стали христианами. Не осталось бы на земле ни одного язычника, атеиста, не появилось бы ни одного сектанта. Не было бы других вер – мусульманства, буддизма и пр. Бог Спаситель пришел, чтобы спасти всех: «всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2:4). Апостолов Господь позвал за Собой, Он видел их души, предрасположенные ко спасению. Но Господь зовет каждого человека. Как сказано в Откровении: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Господь ждет произволения каждого человека, чтобы с его согласия дать ему как можно большие блага. Высшие блага – духовные. Благо благ – спасение. Однако без воли на то самого человека Господь никого не приводит в Царствие Небесное.
– Будущий святитель Игнатий (Брянчанинов), будучи еще иноком, подвизался в Оптиной. Преподобный Лев Оптинский говорил, что из него может выйти Арсений Великий. Испытывал его смирение, но будущий святитель, как писал преподобный Варсонофий Оптинский, не выдержал искуса, ушел из Оптиной. Это был Промысел Божий о нем или не отсечение иноком своей собственной воли?
– Промысел Божий проявление человеческой воли обращает ко спасению человека, который любит Господа и хочет Ему послужить. Игнатий (Брянчанинов) просто пошел по другому пути. Стал архиереем, архипастырствовал на Кавказе. Занимался литературным трудом – это было его подвигом, его служением. У преподобного Амвросия Оптинского был другой подвиг: поучения, назидания людей. Он принимал верующих.
– Кому Господь дает крест старческого служения?
– Без воли человека Господь никого ни к какому подвигу не понуждает. Господь ведает душу каждого человека и направляет его на то служение, где он проявит богоданные качества своей души, принесет более плода. И всякую розгу, творящую плод, Бог очищает, чтобы более принесла плода (см. Ин. 15:2).
– Как определяется, когда человек должен прийти в монастырь?
– Как захочет, так и приходит. Господь, конечно, призывает. И промышляет, и Сам устрояет все определенным образом. Но здесь еще важно, насколько сам человек готов услышать, понять призыв Божий. А это зависит от того, насколько чисто человек живет, ревностно ли он молится, подвизается ли – все очень взаимосвязано. Насколько жизнь человека молитвенна, духовна еще в миру, настолько ясно ему открывается Провидение Божие о нем. И так, откликаясь на зов Божий, человек приходит в монастырь, если чувствует, что душа его к этому расположена.
– Батюшка Илий, а если человеку дан литературный талант, а он пойдет в монастырь, где у него не будет возможности писать. Старец Паисий Святогорец говорил, что сейчас монахи зачастую не живут духовно: «Действуя во имя послушания и отсечения своей воли, они уравнивают духовные высоты с землей». Не будет ли это зарыванием таланта, пусть и в эту эдемскую землю послушания и монастырских трудов?
– В Оптиной был такой писатель Константин Леонтьев. Он тоже в свое время, как и преподобный Амвросий, давал обет принять монашество. Он заболел, увидел икону Матери Божией, которую ему подарили афонские монахи, и пообещал Богородице, что если выздоровеет, станет монахом. Через два часа после этого обещания ему стало легче. Как поправился, он сразу же поехал на Афон, но афонские схимники отговорили его. Некоторое время он жил при Оптине в отдельном доме. Общался с преподобным Амвросием. В конце жизни принял тайный постриг. Всю жизнь он жил в миру и писал. Господь так устраивает, что если слово нужно для назидания Церкви, народа Божия, Он дает возможность человеку писать, где бы он ни был. Будущему преподобному Иоанну Дамаскину, когда он был послушником в Лавре Саввы Освященного, его авва запретил писать, но потом старцу явилась Матерь Божия и повелела снять запрет. Так что и в монастыре можно писать. Особенно много писали монахи в первые века христианства, когда было много ересей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Близкие по времени жизни к харизматическому веку первохристианства они имели особые дарования от Бога и смогли их преумножить, проявить в служении Церкви Христовой словом.
Можно и в миру литературным и научным трудом послужить Господу и спасению многих. Какие гениальные историки были у нас: Василий Осипович Ключевский, Сергей Михайлович Соловьев – они трудились на ниве истории России, выявляли симфонию пути нашего народа и Церкви Христовой. Был у нас и такой корифей науки, как Василий Васильевич Болотов. Он преподавал историю Древней Церкви в Санкт-Петербургской духовной академии еще до революции. От Бога ему были даны исследовательский, преподавательский таланты, но он приложил и свое усердие, развивая, умножая их. Знал языки, досконально исследовал историю. Много изучал, писал – это было его призвание. Отстаивал догматические основы православного вероучения.
– «Монах, как ревущий лев, должен защищать православие», – говорил грузинский архимандрит юродивый Гавриил (Ургебадзе). А тут можно сказать: ученый «ревел» за монахов.
– Когда Василий Васильевич Болотов умирал, его последние слова были: «Христос идет». Господь старается дать человеку возможность, чтобы он принес как можно больше пользы на поприще служения спасению ближних и своему собственному.
– Преподобный Амвросий преподобному Варсонофию, когда последний еще не был монахом, точно указал: «Надо в монастырь идти, но не сейчас, а через два года». Так и случилось. Эти сроки Промыслом Божиим были предначертаны? Ведь можно поспешить в монастырь и не понести этого креста, самонадеянно опередить время и сломаться?
– Конечно. Так у некоторых и бывает. Если кто-то руководствуется при поступлении в монастырь не духовными ценностями, а ищет «где бы и как бы найти себе прибежище полегче житейского пути», – такие и надламываются. Именно те, у кого поступление в монастырь определяется не духовным рассуждением с советом, а исканием благополучия, беззаботности.
– А какие духовные ценности должны определять выбор монашеского пути?
– Желание посвятить Богу всю свою жизнь, стяжать спасение. Воплотить в своей жизни по любви к Господу евангельский идеал. У нас же есть заповедь: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» (Мф. 22:37). Монашеский путь нисколько не расходится с тем, что открыто нам в Евангелии: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мне» (Мф. 19:21); «взем крест» (Мк. 10:21).
– Как ангельская природа стяжается в монашестве?
– Чем ближе к Богу, тем чище душа. Человек стремится к Богу, молится, подвизается – и Господь его очищает. Первозданный человек находился в непосредственном Богообщении. Он был кристально чист, как Ангелы, верные Богу Ангелы.
– А в чем до грехопадения было отличие человека от Ангелов?
– В Священном Писании сказано: «Созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» (Быт. 2:7). Человек был создан из земли, он изначально имел тело, только нетленное, бессмертное. Не ту дебелую плоть, «ризы кожаные» (Быт. 3:21), которые получил при изгнании из Рая. Но душа человека до грехопадения была ангельски чиста. Демоны тоже были когда-то чисты, но пали. По зависти сатаны и человек был им соблазнен на грехопадение. Но Господь наш Иисус Христос пришел на землю и разрушил дело диавола. Дал нам Крест, покаяние – все, чтобы человек мог вернуться к первозданной чистоте. И весь жизненный путь человека должен быть посвящен достижению этой цели. «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14. 6), – сказал о Себе Господь. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). Но от человека требуется встречное избрание жизни во Христе, покаяние и отсечение всего, что мешает ей.
– Батюшка Илий, как копить в душе благодать? Преподобный Амвросий и келейников распекал, и рыбку кушал – то есть не очень постничал...
– Подвиг зависит от силы и свойств характера и реализуется в зависимости от обстоятельств и устроения тех, кто находится рядом. Келейники преподобного Амвросия понимали, что распекает он их по делу. И он чувствовал, что они не озлобляются. Для дела нужна была его строгость. Сейчас тот, кто машину водит, понимает, что если он не будет внимателен, то может легко впасть в беду, аварию устроить. Так и здесь: требовались внимание, старание, надзор. Если игумену или игумении вручены братия или сестры, то им по долгу сана и надо за пасомыми следить, чтобы все были на своих местах, подвизались, трудились.
– Преподобный Амвросий монашествующих постоянно наставлял, что принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской озабоченности, умерщвлять себя от мира и мирских. А сейчас в обителях в силу разных причин столько приходится печься о материальном и общаться с мирскими, что монахи говорят: и Правило батюшки Серафима под конец дня не пробубнишь, засыпаешь.
– Загружать физическим трудом, конечно, надо. Монахи должны обеспечивать себе материальный минимум существования. Труд необходим. Раз человеку дано тело, нужно трудиться. Но не до такой степени. Просто наши современные монастыри не получили эстафеты от старых монастырей с духовной традицией и отлаженным внешним порядком. И наши игумены и игумении еще не набрались опыта монашеской жизни, правильных ее понятий. Сейчас многие обители только отстраиваются, в них поднимают хозяйство. Надо много трудиться. Где-то, конечно, чересчур увлекаются материальной стороной в ущерб собственно монашескому назначению. Начальствующие злоупотребляют своей властью.
– Как возродить русские монастыри, чтобы они достигли уровня Оптиной пустыни времен ее расцвета?
– Если бы не преподобный Амвросий, Оптина не возродилась бы так быстро и в наши дни. Я был сегодня там на литургии. Обитель восстановлена на подобающем уровне. Хотя после разорений в годы советской власти в качестве примера устроения монашеской жизни скорее можно было бы привести Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сейчас мир меняется, люди стали совсем другие. Не сравнить с теми, кто шел в монастырь раньше. Простоты сейчас нет. Отец Алипий (Воронов), настоятель Псково-Печерского монастыря, говорил: «Мне не нужны ученые монахи, мне нужны простые монахи». А сейчас придет: «Я получил высшее образование», – и считает уже, что ему не под стать жизнь простого монаха. Ему бы уже надо быть начальствующим.
– Преподобный Амвросий вспоминал, что его мама жила благочестиво, спасалась по-своему. Он не постриг ее, говорил: «Она бы могла спутаться и никуда бы не попала (ни в мирския, ни в монахини)». Как так?
– Если бы она стала монахиней, она взяла бы на себя больший подвиг, прежде всего молитвенный. Митрополит Никодим (Ротов) говорил: раз монах взял на себя обеты, он чувствует обязанность подвизаться. Как и любой человек, мама преподобного Амвросия, если бы она сознательно приняла монашество, она бы исполняла правило вместо того, чтобы заняться чем-то мирским. Монах вместо суетного развлечения и заботы о тленном больше старается быть в храме, на богослужениях. Другое дело, если некогда семейные люди не могут мысленно расстаться с супругом – постоянно думают, не впадет ли он там в тяжкие грехи.
– Сегодня сплошь и рядом, придя в монастырь, человек и монахом не становится, но и в мир ему уже вернуться невозможно. Что тут можно посоветовать?
– Неслучайно в монастырях не сразу постригают, а дают человеку возможность побыть несколько лет послушником. Я знаю, в Покровском монастыре раба Божия Александра уже около 20 лет послушница, хотя сестра ее уже монахиня – регент Введенского монастыря в Орле. Я правда, не знаю, сама ли послушница от пострига отказывается.
– Однако можно и после пострига надеть монашеские одежды, а монахом так и не стать? Это так называемое «клобуковое монашество», как говорили преподобный Варсонофий Оптинский и другие святые отцы. Как своего внутреннего человека сделать монахом?
– Жить по Евангелию. Подвизаться так, как Господь заповедал. Для монахов не написано особого Евангелия. Вся наша православная догматика и монашеские уставы Восточной Церкви нацелены на воплощение в жизни новозаветного пути. Насколько человек исполняет в своей жизни евангельский идеал, настолько он приближается к Богу. Если человек приходит в монастырь, то всем строем монашеской жизни он направляется на усовершенствование в духе евангельской истины. В миру человек расположен к тому, чтобы поспать подольше, полакомиться пищей (печется о том, чтобы она не просто поддерживала телесные силы, а была как можно более вкусной), планирует отдых себе получше, разменивая на это все свои силы, всю жизнь. Монах чувствует свою ответственность перед Богом. Раз стал монахом – угождаешь не себе, а Господу.
Беседовала Ольга Орлова