700-летие Высоко-Петровского монастыря должно стать праздником для всей Москвы

Игумен Петр (Еремеев)

Через два года будет отмечаться 700-летие Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря в Москве. В интервью газете «Москва пешеходная» (№5, ноябрь 2013 г.) наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) отвечает на вопросы, связанные с жизнью обители и с предстоящими торжествами.

Отец Петр, Вы — наместник Высоко-Петровского монастыря Москвы, одного из древнейших в столице. С первого взгляда видно, что сегодня он нуждается в серьезной реставрации.

В советские годы здесь были ремонтно-механический завод, клуб, ансамбль танца «Березка». Была разобрана часть восточной стены, сняты главки церквей, утрачены интерьеры. На территорию обители свозился строительный мусор, и до сих пор храмы монастыря буквально закопаны в этот «культурный» слой. В поздний советский период были предприняты усилия по возрождению уникального архитектурного комплекса Высоко-Петровского монастыря, но работы из-за отсутствия финансирования так и не завершились.

На сегодняшний день ансамбль монастыря действительно нуждается в реставрации. Одной Церкви это не под силу. Мы справляемся только с текущим содержанием зданий и территории, что само по себе — уже достижение. Но восстановление этого шедевра русской архитектуры потребует серьезного участия государства.

Вы человек из поколения, юность которого пришлась на «лихие» 90-е. Как Вы пришли к вере, избрали монашеский путь?

Я родился и вырос на Кубани в советские годы. Мои предки были терскими и кубанскими казаками, но православных традиций наша семья сохранить не смогла. Такие были времена.

Хотя при этом религиозное чувство не могли совсем вытравить из людей, и оно жило в сердцах, влияло на поступки и сделало возможным церковное возрождение в 90-е годы. Сегодня, если оглянуться назад, мне это особенно очевидно.

В 17 лет, когда у меня возник один серьезный жизненный вопрос, я решил встретиться со священником, До этого первый и последний раз я побывал в храме в полугодовалом возрасте, когда меня крестили. Батюшка настолько живо отреагировал на мои проблемы, что в моем сердце сразу родилась симпатия к нему и вообще к Церкви. Вскоре я вновь пришел в храм. Чуть позднее он предложил мне подумать о поступлении в семинарию, и после определенных внутренних борений я твердо решил стать священником. Тогда я совершенно отчетливо, хоть и неожиданно для самого себя, ощутил призвание к священству. В годы обучения в семинарии и академии из богатого наследия Церкви мне особенно стали близки жизненные примеры монашествующих. Большое влияние, конечно, на меня оказали и современники, в итоге я выбрал путь монашеской жизни и считаю его лично для себя единственно верным.

В монахи Вас постригли с именем Петр. В честь какого святого?

Имя «Петр» мне было дано в честь новомученика митрополита Петра (Полянского). Это великий русский святой трудного периода нашего Отечества. После кончины патриарха Тихона именно на него легло бремя управления гонимой большевиками Церковью. Большую часть этого времени он провел в лагерях и был расстрелян в 1937 году. Этот святой — удивительный пример стойкости в вере.

Не так давно Вы вернулись из Хабаровска, где занимались созданием дальневосточной семинарии. А сейчас в Москве возглавляете Российский православный университет. Как совмещаются такие позиции — ректора и наместника?

В Хабаровске я жил почти пять лет. Передо мной стояла задача курировать строительство семинарии. Хотя труднее было наладить образовательный процесс в учебном заведении. Удивительный опыт, и он очень помогает сегодня.

Теперь я тружусь в Москве и до назначения наместником монастыря большей частью был погружен в светскую образовательную среду. Такова работа ректора светского вуза. С головой погружаешься в обычную городскую жизнь — общаешься с массой людей. Это очень трудно сочетать с монашеским выбором, и для преодоления возникающих противоречий приходилось мобилизовать все внутренние сипы. Непросто.

Поэтому, когда весной я получил назначение и переселился в Высоко-Петровский монастырь, я ощутил глубокое внутреннее облегчение, Мне именно этого не хватало. Для монаха важно жить в монастыре, какие бы послушания в Церкви он ни выполнял. Когда находишься в обители, ощущаешь ритм церковной жизни. И, конечно, много дает братская поддержка.

Считается, что Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году. Чем памятна для Москвы эта дата и будет ли она отмечаться?

Именно на это время приходится продолжительное пребывание в молодой Москве митрополита Киевского и всея Руси Петра. Будучи гостем князя Иоанна Калиты, Предстоятель Русской Церкви предпочел жить не в шумном поселении, а вблизи города. С именем митрополита Петра связано создание обители на возвышении у Неглинки. Тогда построенный здесь храм был освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, а после смерти и канонизации основателя его переименовали в честь самого митрополита Петра.

Фигура чудотворца Петра для истории Москвы и России имеет колоссальное значение. Именно митрополит Петр перенес престол митрополита всея Руси из Киева и Владимира в неприметную тогда Москву. Глава Церкви всех русских земель теперь пребывал в Москве, Именно это предопределило развитие нашего города как столицы Руси.

Сейчас определяется программа празднования 700-летия обители, и очевидно, что это должен быть праздник для всей столицы.

Уже сегодня в монастыре можно видеть много посетителей. Чем привлекает монастырь туристов и паломников?

Безусловно, это жемчужина московской архитектуры. Почти весь ансамбль монастыря создавался юным царем Петром и его матерью, царицей Натальей, урожденной Нарышкиной. Из допетровских построек в комплексе сегодня мы видим великолепный собор святителя Петра, творение Алевиза Фрязина, белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных и первый этаж бывшего боярского дома. Но все это пространство собрано воедино именно храмами и постройками первого русского императора. Здесь каждый камень интересен посетителю.

Каждый день мы проводим в монастыре экскурсии для москвичей и гостей нашего города. Для этого недавно был создан паломнический центр обители. Конечно, для развития этого направления потребуется еще многое сделать, но востребованность и перспективность такой работы совершенно очевидна.

Не только здания привлекают в нашу обитель людей. Именно жизнь действующего монастыря, богослужения собирают полные храмы. Причем многие прихожане также посещают нашу трапезную, где можно попробовать монастырскую еду.

Удивительно, но здесь забываешь, что находишься в центре большого города. Несмотря на всю временную неустроенность монастыря, в нем чувствуешь себя очень комфортно. Совсем не слышно шума улиц.

Да, такова особенность этого святого места. Казалось бы, самый центр Москвы, но, войдя во врата монастыря, очень скоро начинаешь ощущать умиротворение и душевный покой. Вот так и получается, что Высоко-Петровский монастырь по-настоящему воплощает замысел своего святого основателя — быть тихим духовным пристанищем в бушующих стихиях городской жизни.

Материалы по теме

Новости

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Казанская Амвросиевская женская пустынь