Башкирский край: под кровом Пресвятой Богородицы

Игумения Иоанна (Смолкина)

День чествования Табынской иконы Божией Матери – небесной покровительницы всего Уральского края – приходится на 9-ю пятницу по Пасхе. Ныне празднование состоится 19 июня. Неизвестно, где теперь находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы, собиравший в императорской России самые продолжительные крестные ходы, которые едва умещались в календарный год. Но известно о множестве чудес от этой иконы, трижды таинственно явленной в разные века недалеко от села Табынское (это живописное место у отрогов Уральских гор, где соленые ключи впадают в реку Усолку). Известна также дневниковая запись атамана Александра Дутова: «...вынесли только оружие, патроны и икону». Есть и другие свидетельства, что после прихода к власти большевиков особо почитаемая казаками святыня прошла с ними весь трагический путь Отдельной Оренбургской армии белых и попала в Китай. Осталась ли икона-заступница в Поднебесной или была перевезена в какую-то другую страну? Давно ведутся ее поиски. По благословению правящего архиерея митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона огромную работу в этом направлении проделали клирик Богородице-Табынского женского монастыря протоиерей Владимир Сергеев и настоятельница обители, созданной в 1998 году, – игумения Иоанна (Смолкина) с сестрами. С этого важного аспекта и начался наш разговор с матушкой Иоанной.

Одна из самых загадочных икон и современные маршруты ее поисков

Матушка, о явлениях Табынской иконы Божией Матери в местности, где находится Ваш монастырь, многие верующие наслышаны. В СМИ было немало захватывающих публикаций на эту тему. Сейчас хотелось бы узнать, как в наши дни ведутся поиски святыни, по многим причинам называемой одной из самых загадочных икон. В том числе и потому, что поначалу ее считали Казанской, однако, как выяснилось, она не является списком с Казанской иконы, а только подобна ей.

Назначенный на Уфимскую кафедру епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (теперь митрополит), ознакомившись с историей епархии и историческими источниками, связанными со святынями Башкирии, предпринял попытку поиска некогда бывших пяти чудотворных икон епархии, в том числе и Табынской. Им были написаны письма-обращения к главе Русской Православной Церкви Заграницей и Папе Римскому. Множество писем было написано к соотечественникам, проживающим в США, Австралии, Новой Зеландии, Италии, Испании, Португалии, Канаде, то есть в те страны, где жили большие диаспоры русских и украинских эмигрантов, которые могли знать об иконе. Но отовсюду приходили отрицательные ответы. В конце 1990-х годов владыка дважды обращался в редакцию телепередачи «Жди меня», которую смотрят во многих странах. После телепередач приходили письма людей, имевших такие иконы, однако после их осмотра мы убеждались, что это дореволюционные копии.

Несколько раз владыка организовывал поездки ученых-краеведов в Китай, откуда привозили много свидетельств об иконе, но конкретно никто не назвал место ее нахождения до сего дня.

В дальнейшем по благословению владыки, подробным изучением исторических материалов по иконе и ее поискам занялся клирик монастыря протоиерей Владимир Сергеев, который встречался со схиархимандритом Серафимом (Томиным). Он был последним постриженником на Святой Горе Афон (Русский Пантелеимоновский монастырь) и находился уже на покое в Оренбурге (куда к нему приезжали за советом и молитвой из разных уголков России). Схиархимандрит Серафим настоял, чтобы и наш батюшка приехал. Отец Владимир впоследствии написал о себе в печатном труде, что, будучи настоятелем, можно сказать, лишь Табынской горы (поскольку храма на ней пока не было), он об исторических исследованиях по Табынской иконе даже не помышлял. Но после того, как побывал у старца в Оренбурге, услышал от него о дивных чудесах, происходивших от святого образа Богоматери (сам старец знал о них от великих подвижников Уфимского и Оренбургского края), вдохновленный встречей и благословением схиархимандрита Серафима, принялся за работу. И не только погрузился в кропотливые исторические исследования. Начиная с 2011 года, батюшка предпринял активные поиски святыни в Италии, поскольку в числе прочих версий была такая: икону в 1948 году вывезли из Пекина иезуиты, вероятно, по просьбе владыки Виктора (Святина), начальника последней Российской Духовной миссии в Китае, который посвятил Табынской иконе небольшой домовый храм. Также имелись свидетельства о том, что нашу святыню видели в Ватикане.

С огромным интересом я прочитала на сайте епархии рассказ отца Владимира о том, как он ездил проверять эти сведения в Рим. Затем его поиски простерлись на Флоренцию и Венецию. А на официальном сайте обители есть два Ваших рассказа о поисках святыни на других континентах – в Америке и Австралии. И батюшка, и Вы, матушка, с такими живыми – и познавательными! – подробностями описали свои впечатления, что появилось чувство, будто мы разделили с вами радость совместного путешествия. Но на след первообраза так и не удалось выйти?

Молимся, ищем. Поездка в Америку (лето 2012 года) проходила в рамках продолжающегося поиска святыни. Мы пытались зацепиться хоть за какую-то ниточку, узнав следующую информацию: в Китае икона пребывала до 1948 года, а после изгнания оттуда русских по настоянию большевиков она попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет (Вознесенский), впоследствии Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, перевез ее в Сан-Франциско, и чудотворный образ исчез. Получив благословение Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, мы втроем – епископ Салаватский и Кумертауский Николай, я и казначея монастыря монахиня Еликонида (Короткина) – отправились в Москву, где влились в небольшую группу паломников, в основном москвичей, и полетели в Лос-Анджелес. Положила начало паломничеству поездка на Аляску, приуроченная ко дню памяти преподобного Германа Аляскинского и празднованию 200-летия Форта-Росса – первого русского поселения в Америке. Аляска, Калифорния, Аризона – мы побывали в этих трех штатах, посетили православные храмы и монастыри РПЦЗ, приняли участие в богослужениях, познакомились с достопримечательностями посещаемых нами городов. А сколько слез я пролила в Сан-Франциско в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» у нетленных мощей святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского! Всем сердцем просила: «Владыченька святый, помоги нам найти Табынскую икону!» Ведь владыка около 13 лет нес жертвенное служение в Китае. И когда коммунисты пришли к власти, он вывез свою паству сначала на Филиппины, потом в Америку. Должна сказать, что с 2000-х годов поиски Небесной Покровительницы Урала поддержал митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Святейший Патриарх Кирилл. Будучи в курсе нашего поискового процесса, Его Святейшество в следующем, то есть в 2013-м году по прошению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, благословил нас поехать в Австралийско-Новозеландскую епархию РПЦЗ, куда мы отправились в том же составе.

В свое время в Новую Зеландию, расположенную к юго-востоку от Австралии, устремились представители первой волны русской эмиграции – переселенцы из Европы и беженцы из Китая. Поэтому далекая страна нас заинтересовала. В Окленде, в Воскресенском храме состоялась встреча с «самым дальним батюшкой», как назвал протоиерея Владимира Бойкова приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II – по самому отдаленному континенту, на котором только начинает возгораться свет православия. В Успенском храме австралийского города Мельбурн, где основные его прихожане – выходцы из китайских городов Шанхая, Харбина и Кульджи, бежавшие от репрессий во время «культурной революции» в стране, мне удалось пообщаться с двумя прихожанками, которые до 1965 года жили в Кульдже Синьцзянской провинции и помнят оригинал Табынской иконы в ризе. Кстати, и у проживавшего в Кульдже Виктора Павловича Метленко, потом переехавшего в Сан-Франциско, запечатлелись в памяти и сама икона в том храме, где его отец служил диаконом, и чудеса, явленные от нее. Одно из описанных им чудес – спасение урожая от страшной засухи, длившейся месяцы. После того, как у пруда был отслужен молебен с водосвятием перед принесенной чудотворной иконой, полил обильный дождь. Урожай был спасен! Живя уже в США, Метленко узнал от своих двоюродных братьев, перебравшихся в Австралию, что со святыней в Кульдже оставался отец Феодосий Солошенко, который хотел при отъезде в Советский Союз вывезти ее, но прихожане Свято-Никольского храма воспротивились этому.

Так, может, она по-прежнему находится в Китае и там ожидает своего возвращения на Родину?

У нас было намерение съездить в город Кульджа, находящийся в ста километрах от казахстанско-китайской границы, и опросить верующих людей. Но я вдруг попала на операционный стол и, можно сказать, на два месяца вышла из строя. Возникла проблема со здоровьем и у монахини Еликониды. Вот и подумалось: вероятно, нет на эту поездку благословения Пресвятой Владычицы, и Она явит Свой чудотворный образ тогда, когда Ей будет угодно. Трижды пропадала икона, и каждый раз ее появление сопровождалось мощным духовным подъемом! Не случайно мой духовный наставник приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), в свою бытность иеромонахом, написал акафист Табынской иконе Божией Матери со словами: «…всего мира Надеждо и Утешение». Не одного края, а всего мира!

«Есть смирение – есть всё»

Матушка, как владыка Иоанн стал Вашим духовным отцом?

Это дорогие для меня воспоминания, которыми я уже делилась с корреспондентами и участниками одного из вечеров памяти владыки в Санкт-Петербурге. Также они вошли в книгу «Земной ангел и небесный человек: Митрополит Иоанн (Снычев) в воспоминаниях митрополита Никона (Васюкова) и игумении Иоанны (Смолкиной)», выпущенную в 2019 году издательством «Царское дело». Но с радостью и великим чувством благодарности к своему духовнику расскажу об этом снова. Я была 13-летним подростком, когда впервые увидела владыку. Он управлял тогда Самарской и Ульяновской епархиями и приехал в наше село Оськино (рядом с г. Инза, Ульяновской обл.) на престольный храмовый праздник. Церковь была битком набита, а владыка стоял на кафедре в митре, и мне не разглядеть было его лица. В окно лилось щедрое солнце, и от этого владыка стоял, будто в некоем розовом облаке. Я не перемолвилась с ним ни словом, но интуитивно почувствовала, что это тот человек, которого бы я хотела назвать своим духовным отцом. Однако прошло много лет, прежде чем моя мечта осуществилась. Мы встретились, когда я поступила в Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии и игумения Варвара (Трофимова) послала меня домой выписываться. Приехав в Самару, я пошла в епархию. Владыка принял меня, мы стали беседовать… И по милости Божией на протяжении 15 лет до самой его кончины я у него духовно окормлялась. Всякое было с моей стороны. В том числе и обиды на духовника, которые я лелеяла в душе и только позже осознавала греховность своих желаний и всю правоту владыки, выковывавшего во мне монастырский дух.

В книге опубликовано много писем духовного наставника, адресованных мне. После небольшой преамбулы приведу два отрывочка. Когда мне в монастырской жизни приходилось предпринимать что-то серьезное, и тогда я желала узнать мнение по этому поводу духовно умудренной старицы. Бывало такое, что мне рекомендовали сделать одно, а владыка говорил другое. Как я поступала? Из двух советов выбирала тот, который для меня был легче к исполнению. Но сила молитв старца и правильного его руководства разбивали все вражьи козни. Вот что писал мне старец: «Не знаю, что и ответить тебе на твое письмо. В нем тонко проскальзывает дух самонадеянности и какого-то огорчения на духовного отца. Дай-то, Господи, чтобы матушки, познавшие монастырскую жизнь, передали тебе свой опыт и предохранили тебя от падений. Однако пренебрегать наставлением великих старцев Варсонофия, Иоанна и Дорофея не советую. Я не думаю, что ваши матушки превзошли опытом монашеской жизни опыт сих подвижников. Не пренебрегай старшими!» И далее: «Ну и глупенькая ты у меня! Неужто такая ваша монастырская жизнь, что мне не разобраться в ней и не понять ваших искушений? Мне все ясно, но я обращаю внимание на самое главное – на чистоту сердца своего чада. Если оно без грязи – я спокоен. А если нет – бью тревогу, невзирая на все трудности».

Сердце без грязи… Запоминающиеся слова. Их можно назвать емким и образным переложением шестой евангельской заповеди Блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Наверное, матушка Варвара тоже ставила это во главу угла в своем мудром руководстве столь уникальной обителью?

Схиигумению Варвару, которая была моей духовной восприемницей по постригу и духовной матерью, называли всероссийской игуменией, а в духовном плане «глыбой». И это поистине так. Пользуясь огромным авторитетом среди епископата, священнослужителей, светских властей, сестер и паломников, она не превозносилась своими качествами и в беседах всегда призывала к смирению, часто повторяя: «Есть смирение – есть всё». Я благодарна матушке, что время от времени она мне давала возможность получать уроки смирения, являющиеся духовной наукой. Вспоминается такой случай. Как-то после службы матушка сделала одной из певчих замечание. Я оказалась стоящей рядом и также выразила провинившейся свое недовольство, как бы поддерживая игумению. И только потом поняла, какой дерзостью было с моей стороны, встав на уровень игумении, воспитывать сестру. Ведь сама находилась в подобного рода немощах! Заметив во мне тщеславие, матушка не замедлила сказать: «Знаешь, мать Иоанна, мы живем в монастыре, и с каждой сестрой может приключиться такое…» Так она сумела поставить меня на место, чтобы я не кичилась своей праведностью, не возносилась умом и смирялась.

Матушка имела не только богатый опыт в духовной жизни, но и обладала даром утешения людей в скорбях. Случилось так, что мой отец, находясь в командировке, попал в аварию и пострадал. Когда мне об этом сообщили, я несколько дней не могла прийти в себя – сердце разрывалось, хотелось как-то помочь. Мной овладело уныние. В такой сердечной туге я подошла к матушке и поведала ей о своей беде. Она выслушала меня и, легким шлепком по лбу коснувшись моей головы, сказала: «Не скорби! Будем за него молиться». После этого вокруг меня всё словно просветлело. Тяжесть, лежавшая на сердце, отступила. Мне по-прежнему хотелось жить и радоваться, трудиться и молиться. Вскоре по молитвам матушки и благодаря общей церковной молитве папа совершенно поправился… Воспоминания о многих этапах моей жизни и событиях в ней вызывают желание выкроить время, чтобы рассказать о реальных людях, у которых Господь судил мне учиться мудрости и смирению.

Проблема есть, но есть и надежда на ее решение

Матушка, хотя подлинник Табынской иконы Божией Матери не найден, всё же имеется немало списков, возродились и крестные ходы с особо почитаемым образом Божией Матери. Можете что-то рассказать об иконе, перед которой Вы с сестрами и прихожанами молитесь в монастырском храме, построенном в нашем веке? В храме, который паломники описывают как воздушный белый храм на горе, будто находящийся в полете?

Храм действительно красивый, вот только маленький – человек 50 в нем помещается. История, связанная с храмовой иконой, удивительна. 30 июля 1993 года в полночь в Покровском молитвенном доме поселка Красноусольский замироточила большая копия Табынской иконы Божией Матери. Ликом она была очень черная: все краски когда-то обгорели, оставив шелуху. И вдруг этот Лик наполнился благоуханным миром и напитался, как губка. Да так напитался, что внизу появились подтеки в виде струек, оканчивающихся каплями. Запах был едва уловим и напоминал свежесть весеннего леса. Ровно 40 дней продолжалось мироточение. Затем на лике появилось смутное изображение левого глаза. Через год изображение еще более проявилось: стало видно левую часть лика и правую бровь. Сейчас чудотворный список находится в нашем Табынском храме-часовне, и многие получают исцеление от масла из лампады пред ним. К этому добавлю, что на заседании Священного Синода от 27 декабря 2016 года был утвержден текст службы Божией Матери в честь иконы Ее «Табынская».

А когда Вы оставили родную Пюхтицу и возглавили обитель в Башкортостане? И с какими проблемами здесь столкнулись?

Если рассказывать в хронологическом порядке, то в Пюхтицкой обители я подвизалась около 15 лет. Затем в конце 1994 года была направлена в Москву на вновь открывшееся Патриаршее подворье нашего монастыря. Но где-то года через три по благословению игумении Варвары поехала в Западную Сибирь, в город Когалым Тобольской епархии с целью создания Патриаршего подворья. Был еще один этап в моей жизни – настоятельство в Свято-Покровском женском монастыре в селе Кизильское Челябинской области. Настоятельницей Богородице-Табынского монастыря на Святых Ключах в Башкоростане я была назначена в декабре 2002 года. И основная проблема, с которой пришлось сразу столкнуться, это, если можно так выразиться, безземелье. Участочек в 13 соток, на котором расположились насельницы обители, окружен обширной территорией курорта, известного лечебными водами. Помню, как наша любимая певица Валентина Толкунова пришла ко мне взволнованная и спросила: «Матушка, да что же такое творится? Тут монастырь, а вокруг него люди в купальниках, в плавках ходят!» Позже нам добавили семь соток, но в общей сложности 20 соток – это такая малость, когда за курортной территорией имеются свободные 63 гектара земли! Что все-таки удалось сделать за минувшие годы? Огородить свою территорию железобетонной оградой. Провести воду в сестринские кельи. Дополнительно к бывшей металлической лестнице построить бетонную, ведущую на гору в храм. Также у нас появились гаражи, швейная и столярная мастерские, трапезная для паломников. Еще мы сделали малую трапезную для насельниц. В обители сейчас 25 сестер. Часть из них подвизается на Татианинском подворье монастыря в городе Стерлитамаке. Мне очень хочется дожить до того времени, когда мы получим землю и сможем приступить к полномасштабному строительству, где будут также и необходимые объекты для паломников, потому что много людей на это святое место приезжает.

Но есть какая-то надежда, что землю монастырю выделят в обозримом будущем?

Большие надежды в этом вопросе мы возлагаем на нового главу Республики Башкортостан Радия Хабирова, который, кстати, не так давно был главой городского округа Красногорск Московской области и столько православных святынь повидал! Конечно, Радий Фаритович понимает, какая великая православная святыня была явлена здесь, в Башкирии, на его родной земле, и насколько велико ее народное почитание. Вспомним одно судьбоносное событие из далекой истории. В середине XVI века башкиры добровольно присоединились к Русскому государству, получив в его лице могучего и надежного покровителя в многовековой борьбе с ногайцами, калмыками и казахами. Как пишут ученые мужи, это сделало реальным соприкосновение двух континентов – Европы и Азии, двух миров – славянского и тюркского, двух мировых религий – христианства и ислама. Хотя процесс взаимной адаптации шел непросто. Однако Господь и Матерь Божия в нем помогали, что подтверждают предания. Обратимся к одному из них. Предположительно в 1765 году на том месте, где чудотворный образ явился в первый раз (конец XVI века), три пастуха-башкира пасли скотину. Вдруг они увидели на камне икону Божией Матери и бросились ее рубить. За такое святотатство эти люди были наказаны. Они ослепли, после чего раздались рыдания: «Не уйдем отсюда, пока нас русский Бог не исцелит!» Самый молодой пастух, впоследствии принявший Крещение, молился особенно сильно и вскоре прозрел. По его молитвам прозрели и двое других. Крестившийся башкир прожил невероятно долгую жизнь – 130 лет. До конца своих дней он следовал за чудотворным ликом Богородицы. Рассказывая участникам крестных ходов о случившемся, старец говорил: «Наконец-то я узнал, как велик русский Бог!» Отец Владимир Сергеев записал свидетельство афонского постриженика схиархимандрита Серафима (Томина), что его бабушка по линии отца видела того 130-летнего старца. Ходил он босым, в одном подряснике и скуфье, а в лютые морозы спал в сугробах…

На сегодняшний день на земле Башкортостана действует девять монастырей и несколько сотен православных храмов (в 1990 году их было менее трех десятков). По словам нашего правящего архиерея митрополита Никона, почти 30 лет несущего послушание Церкви по управлению епархией, затем и митрополии в этом крае, православная и мусульманская часть населения живут как братья и сестры, потому что друг другу помогают и уважают традиции друг друга.

Матушка, в 9-ю пятницу по Пасхе совершается празднование еще одного чудотворного образа Божией Матери, тоже покинувшего Россию с эмигрантами после прихода к власти большевиков. К счастью, местонахождение иконы «Знамение» Курско-Коренная известно. Более того! Начиная с 2009 года, делегация Русской Православной Церкви Заграницей привозит ее из Америки на ее историческую родину, приурочивая это к традиционному осеннему крестному ходу. Многие тысячи верующих людей могут в эти дни поклониться одной из древнейших святынь Русской Церкви. Такую милость явил Господь!

И мы уповаем на милость Божию и со слезами просим Его Пречистую Матерь, чтобы поиски подлинника Табынской иконы увенчались успехом.

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены из архива монастыря (на некоторых запечатлены паломнические поездки в названные страны, осуществлявшиеся в рамках поиска святыни)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь