В этом месяце, 10 ноября, Православная Церковь чтит память святителя Димитрия, митрополита Ростовского, оставившего нам величайший труд всей своей жизни – жития святых по календарю, на каждый день года. Взоры многих верующих устремляются в Ростов-Великий, в древний Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, где главный монастырский храм освящен в честь святителя Димитрия Ростовского и с 2009 года в нем пребывают мощи святителя. Об этой обители на Ярославской земле портал «Монастырский вестник» много писал, но сейчас мы решили познакомить наших читателей с монастырем в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского, который находится в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, где мегаполисы-нефтеграды соседствуют с родовыми угодьями ханты и манси, ведущими быт по вековым традициям. А территориально это настолько большой регион, что здесь могли бы разместиться семь таких стран, как Бельгия, или одна такая, как Франция. В наше время здесь, в урочище Таволожное (в 20 километров от Ханты-Мансийска), был возведен храм святителя Димитрия, митрополита Ростовского, вначале зарегистрированный как Архиерейское подворье. 29 декабря 2020 подворье было преобразовано в мужской монастырь в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского, ставший первым в Югре мужским монастырем. Разные темы, касающиеся становления обители и развития в ней монашеской жизни, были подняты в беседе с его настоятелем – игуменом Антонием (Кирпичевым).
Обращения ко Спасителю у образа Божией Матери Феодоровская
Отец Антоний, в начале этого года Вам исполнилось 30 лет, то есть Вас по праву можно назвать молодой порослью нашей Церкви. И, разумеется, возникает вопрос: как в нынешнюю эпоху, когда «господствуют» Интернет и цифровые технологии, в немалой степени формирующие образ мышления современного человека, Вы сумели обойти мирские соблазны и избрали монашеский путь?
Родился я в Костроме – в обычной светской семье, где никаких разговоров о вере не велось. Недалеко от нашего дома был храм Спаса-на-Запрудне – место явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. На пне того самого дерева, на котором явилась мировая святыня, установлен престол нижнего храма, освященного в честь Феодоровской иконы Божией Матери. И вот я, школьник, в начале 2000-х годов сам впервые пришел в этот храм, и с того момента в моем детском сознании образ священника запечатлелся, как нечто особенное. Узнав, что при храме есть воскресная школа, начал ходить на ее занятия. Появилось огромное желание помогать на клиросе или в алтаре. И оно, конечно, не сразу, но осуществилось. Когда я стал воцерковляться и посещать монастыри в Костроме и области, меня привлек образ монашествующих. Да, мне нравились их красивые одежды, но самое главное – меня покорила искренняя любовь людей, которые отреклись от мира и мирской суеты, чтобы всецело посвятить себя служению Богу. Монах пребывает в храме, он имеет возможность больше участвовать в службе, он подвижнически трудится во благо прихода или монастыря, в котором несет свое служение. Уже тогда в моем сердце вспыхнула искорка любви к монашеству. А перед поступлением в духовную семинарию мне с группой паломников-земляков посчастливилось побывать на Валааме, принять участие в монастырских службах, поближе познакомиться с монашеской жизнью.
После чего искорка разгорелась еще ярче?
Да, разгорелась... И в будущем, обучаясь в семинарии, я в молитвах к Божией Матери перед Ее Феодоровским образом, особо для меня близким, часто просил, чтобы Ее Божественный Сын управил мой путь. И что если Спасителю будет угодно, чтобы я послужил Церкви в монашеском чине, то я исполню Его святую волю... На втором курсе семинарии я был иподиаконом у правящего архиерея – архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова). А в 2011 году судьба распорядилась так (и воля Божия была такова), что попал на Север – в новообразованную Ханты-Мансийскую епархию, куда меня пригласил возглавивший эту новую самостоятельную кафедру епископ Павел (ныне – митрополит Павел, глава Ханты-Мансийской митрополии). Точнее, я сам туда попросился. В то время уже учился на третьем курсе и попросил у владыки благословения, сказав: если есть возможность взять меня на Север, я с радостью поеду и постараюсь чем-то помочь в становлении новой епархии. И вот в сентябре 2011 года я отправился в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Начал свое послушание с иподиакона у владыки, потом был секретарем-референтом, был келейником архиерея. И, наверное, паломничества с ним на Святую Гору Афон и в другие монастыри – духовные центры Православия, поставили заключительную точку в моих размышлениях о выборе своего пути. В 2017 году я подал прошение митрополиту Павлу с просьбой совершить мой монашеский постриг. А сегодня могу с уверенностью сказать, что принял тогда самое важное в своей жизни решение, сделал самый важный шаг. То, что Господь сподобил меня быть сопричтенным к лику иночествующих, чтобы полноценно послужить Святой Церкви и Богу в этом высоком чине, для меня было и остается великим счастьем.
А с владыкой Павлом как Вы познакомились?
Когда я в школьные годы стал ходить в храм, на то время еще архимандрит Павел (Фокин) нес послушание наместника Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря в Костроме. Затем последовало его служение в заграничных приходах (он был настоятелем Свято-Николаевского собора в американском городе Сан-Франциско, после – настоятелем Свято-Николаевского ставропигиального прихода в Риме). Но приезжая в отпуск в Россию, отец Павел всегда посещал Кострому, где жила его мама. Мы встречались с ним на службах, со временем возникло какое-то теплое искреннее общение.
«Я благодарю Бога за нашего духовного наставника и за братию монастыря»
Батюшка, у митрополита Павла действительно очень насыщенная биография, связанная со служением в разных уголках мира, включая и Святую Землю, где он (пусть и непродолжительное время) нес послушание помощника начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Чему Вы, совсем молодой игумен, учитесь у своего архипастыря, какие его качества цените и хотели бы развить у себя и у насельников монастыря?
Владыка Павел часто приводит в назидание слова своего духовного наставника, прозорливого человека: «Лучше перебдеть в любви, нежели – в жестокости». И сам так поступает. Ситуации бывают разные. Возникают, к примеру, недоразумения со строителями или попадается настолько упрямый человек, пытающийся доказать свою «правоту» (хотя вовсе неправ), что, слушая, как владыка терпеливо разговаривает с этими людьми, думаешь: нет, я бы, наверное, не выдержал – вспылил бы! Но он по-отечески всех выслушает и с любовью попытается всё разъяснить. Ни одного резкого слова от него не услышишь! Конечно, мне бы хотелось, чтобы эти качества были – неуклонно развивались, крепли! – и у меня самого, и у братии. Хочется, чтобы наша молодая обитель жила по евангельским заповедям любви к Богу и ближнему.
Видя, как владыка-митрополит самоотверженно несет свое служение в суровом северном крае, ставшем для него за эти годы родным, я вспоминаю слова Святейшего Патриарха Кирилла, когда он, направляя архипастырей в такие дальние и непростые по климатическим условиям регионы, говорил, что нужно идти по болотам, нужно идти по лесам, чтобы нести веру Христову и строить новые храмы, открывать новые обители. Наш владыка-созидатель строит новые храмы, открывает новые приходы. И с какой ревностью и молитвенным благоговением он совершает службы! Для нас это пример того, как надо служить в Доме Божием, трудиться на благо Церкви, не жалея живота своего.
А то, что конкретно сделал дорогой владыка для созидания нашей обители и ее благоукрашения, какие труды он на это положил, мне сложно оформить в стройные мысли и тем более описать словами. Так много им делалось изо дня в день, и в будни, и в праздники! Причем удивительный был момент: что бы прежде ни планировалось на том достаточно большом участке земли, принадлежавшем кафедральному собору (например, создать детский лагерь для воспитанников православной гимназии из Ханты-Мансийска) ничего не получалось. Как-то не складывалось... Но с момента строительства храма в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского (особенно после того, как мы обратились к владыке Ярославскому Пантелеимону, ныне находящемуся на покое, и с его благословения была выделена частичка святых мощей святителя Димитрия) всё стало двигаться вперед. Одним из благодетелей, кто изъявил желание построить этот храм, был Дмитрий Мизгулин, на то время являвшийся председателем правления Ханты-Мансийского банка. С его помощью было положено начало.
Тогда, конечно, мы еще не помышляли, что здесь появится святая обитель, но у Господа, видимо, было Свое Промышление об этом месте. Когда обнаружились фундаменты старого здания, мы взялись за их реконструкцию. И таким образом появился наш братский корпус, который по всем параметрам, размерам соответствует тому зданию. Владыка сумел привлечь помощников, благодетелей – строительство пошло, в лесном массиве была создана и какая-то инфраструктура. И по сей день он постоянно оказывает нам помощь в решении хозяйственных и бытовых вопросов. Первоначально, когда храм только начали возводить, наш правящий архиерей и духовный наставник принимал непосредственное участие в строительстве ограды. Участвовал он в субботниках – трудился физически наравне со всеми. Для меня, как молодого игумена, очень важно, что рядом есть такое крепкое плечо, на которое можно опереться. И не только я, но любой из братии может при необходимости обратиться к владыке за советом, касается это духовной жизни или возникает вопрос в иной сфере. Владыка к нам приезжает, совершает богослужения, молится с братией за правилами. В этом году Великим постом архипастырь совершил в монастыре первый монашеский постриг трех наших насельников. Полагаю, для любой обители это незабываемое событие. Для нас оно стало высочайшим духовным торжеством: появилось чувство, что новые Ангелы Церкви Христовой добавились...
Я благодарю Бога за нашего духовного наставника и за братию. Братии у нас десять человек. Они приехали кто откуда: из Москвы и Центральной части России, из Белоруссии и Украины, но любовь к этому месту, к святителю Димитрию настолько прочно поселилась в их сердцах, настолько они самоотверженно трудятся в крае с тяжелыми климатическими условиями, где лето короткое, а зима длинная, что чувство благодарности переполняет меня при мысли об этих замечательных людях. Вместе мы участвуем в Божественных литургиях, причащаемся из одной Чаши Кровью Христа и Телом Христовым (а ведь нет на земле ничего важнее, как совершение Божественной литургии). К нашим печалям я бы отнес то обстоятельство, что Литургии в монастыре совершаются не каждый день из-за определенных сложностей, связанных с хором. Но недавно Господь нам послал монашествующего, который может управлять хором, и, слава Богу, службы стали проводиться чаще. У нас есть два иеромонаха, один иеродиакон, монахи, иноки, послушники. Вместе с ними я не перестаю радоваться каждому новому прихожанину. Мы стараемся окружить приезжающих к нам на службы людей вниманием и заботой. Сколько же радости у братии было, когда на Рождественской службе в нашем маленьком храме (шла первая Рождественская служба в истории монастыря) собралось 120 человек! На воскресные службы собирается до 40 мирян. Также у монастыря есть подворье в деревне Ярки, где недавно всем миром был построен новый храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, который мы окормляем. Братия выполняет самые разные послушания. Много трудов, забот, хлопот на монастырском подсобном хозяйстве, включающем в себя огород, теплицы, всякую живность – коз, гусей, кур. Недавно стали варить сыр. Потихоньку осваиваем эту науку.
Отче, еще Вы несете дополнительное послушание секретаря управляющего епархией и сопровождаете владыку в его поездках. Одна из них была на Филиппины, когда митрополита Павла Ханты-Мансийского и Сургутского назначили временно исполняющим обязанности управляющего Филиппинско-Вьетнамской епархией Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии. Какие у Вас остались впечатления?
Просто замечательные, яркие, сильные впечатления. Потому что Господь сподобил побывать в особом месте, о котором митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий сказал, что сейчас там апостольское время. Вера православная там только начинает развиваться, укрепляться... В Республике Филиппины мы видели крепкие православные общины, которые правильно строят свою духовную жизнь вокруг богослужения. Видели, насколько велика любовь людей ко Спасителю и Церкви, к священнослужителям, и как у них горят глаза, когда идут службы в пока что обычных приспособленных помещениях, собирающих, замечу, немалое число молящихся. Дай Бог, чтобы и у нас было такое горение, как у них!
Почему святитель Димитрий Ростовский стал таким близким северянам
Отец Антоний, в этом северном крае, где раньше не было монашества, появился монастырь, названный в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Хочется услышать от Вас о почитании братией и прихожанами святого подвижника XVII-XVIII века, который прошел путь от простого послушника до митрополита и двадцать один год своей жизни посвятил составлению исторического труда, вошедшего в церковное предание под названием Четьи-Минеи.
Прежде всего замечу, что святитель Димитрий входит в состав Собора всех святых, в земле Сибирской просиявших. Он особым образом связан с Сибирской землей. И хотя физически он здесь не был, не посещал этот край, но одно время управлял Сибирской кафедрой, живя в знаменитом Чудовом монастыре в Москве. Каким образом это получилось? Император Петр I, искавший человека высокой монашеской жизни, который смог бы проповедовать среди язычников православную веру, вызвал своим указом архимандрита Димитрия, как одного из самых достойных кандидатов на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. И 23 марта 1701 года в Успенском соборе Кремля выходец из киевских академических кругов был хиротонисан в митрополита Тобольского. Однако началась весенняя распутица, воспрепятствовавшая отъезду. Да и здоровье 50-летнего митрополита было подорвано. Поэтому год он находился в столице, и известно, что во время болезни его посетил сам Император. Увидев состояние больного и сумев оценить важность его работы над «Книгой житий...», Петр I отменил свой указ о назначении митрополита Димитрия в Тобольск. Святитель получил новое назначение – в Ростов-Ярославский, куда прибыл в начале марта 1702 года. Но всё же молитвенно он имел попечение о Сибирской земле, и сейчас, предстоя престолу Божьему, конечно молится и ходатайствует о всех, здесь живущих и трудящихся.
Батюшка, а как ощущается молитвенная помощь Небесного покровителя в жизни молодой обители?
Я приведу примеры, которые, возможно, кому-то покажутся слишком простыми, даже приземленными, что ли. Но для нашего монастыря, находившегося в процессе активного строительства, благоустройства территории (нам так хотелось, чтобы она радовала прихожан, паломников, да и братия чтобы ходила, не увязая в грязи, а по хорошим дорожкам!), каждый факт памятен и дорог. Случалось, что руки опускались, поскольку не к кому было обратиться, чтобы попросить, к примеру, крайне нужный для дальнейших работ песок. И вот после наших молитв к святителю Димитрию находились люди, говорившие: «Батюшка, мы можем пожертвовать Вам пять машин песка». А буквально через день кто-то другой предлагал нам и гравий для дорожек!
Святитель помогает нам в духовном становлении. Его помощь мы ощущаем ежедневно, и, по моим наблюдениям, он стал духовно близок братии, которая обращается к нему и в церковных, и келейных молитвах. Как я уже упоминал, по благословению владыки Пантелеимона, возглавлявшего Ярославскую кафедру, нам передали частичку мощей великого угодника Христова. Впоследствии архиепископом Арцизским Виктором, викарием Одесской епархии, в монастырь была передана большая часть десницы святителя для молитвенного почитания. Для святыни мы изготовили специальный ковчег. Ежедневно в обители служится братский молебен перед мощами святителя Димитрия. В дни его памяти мы совершаем все уставные положенные богослужения. Кроме того, я часто вижу, как наши прихожане подходят к ковчегу с мощами Небесного покровителя обители и горячо молятся. Некоторые потом рассказывают о случаях исцеления, полученных по молитвам к святому чудотворцу. В такие минуты я думаю: дай Бог, чтобы молитвенная помощь великого подвижника – неоскудевающая, всеобильная – изливалась на всех православных христиан, так остро нуждающихся в наше сложное время в духовном подкреплении!
Беседовала Нина Ставицкая
Снимки предоставлены монастырем в честь святителя Димитрия,
митрополита Ростовского