Как в годы Великой Отечественной войны, так и сейчас Церковь стоит на позиции защиты Родины. По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в зону боевых действий на Украине отправляется большое число священнослужителей. И надо сказать, что не только монашествующие, но и «белое» духовенство едет в зону специальной военной операции добровольно, по велению души, понимая, что в их служении там очень нуждаются. Ведь атеистов в окопах нет, и в условиях постоянной смертельной опасности военнослужащим крайне необходима духовная и моральная поддержка.
Она не только дает силы и укрепляет боевой дух, но и, действительно, творит чудеса. Ведь война идет не с украинским народом, а с настоящим сатанизмом и фашизмом. И поэтому исход военной операции зависит не только от оружия, но от понимания идеи – ради чего всё это, и за что воюет русский солдат. Он защищает не просто рубежи нашей необъятной Родины, но и духовные ценности, и будущее наших детей.
Корреспондентам «Монастырского вестника» удалось пообщаться с настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни игуменом Сергием (Куксовым), который уже не раз побывал в зоне специальной военной операции.
Отец Сергий, сколько раз Вы уже съездили в зону СВО? Как проходят ваши поездки, и где конкретно Вы были?
Вместе с двумя священнослужителями Подольской епархии я побывал там уже четыре раза, самой длительный была двухнедельная поездка. Мы приехали в Донецк, где нас ждали представители воинских частей. В итоге я попал в подразделение на Угледарском направлении.
Что Вы испытали, когда оказались в непосредственной близости от передовой? Было страшно?
Страшно. Только просыпаешься, сразу молиться начинаешь. Как прилеты, так и вылеты действуют, так сказать, «эффектно». Я вообще, когда туда ехал, все представлял по-другому. Реальность отличается от фильмов, скажем, о Великой Отечественной войне. Тут совершенно другая ситуация. Мы все время находились на расстоянии 6-8 километров от линии соприкосновения, но прилеты были постоянно и очень близко.
В последний день нашего пребывания в зоне СВО пришли ребята и попросили помолиться, они уезжали на смену. Я их причащал, потом начали молебен служить, и недалеко от нас был прилет. Мы сразу даже не поняли, – Господь дал как-то очень сосредоточенно помолиться. Было страшно. После третьего прилета надо бежать в подвал. Спасибо, Господи, что сохранил.
Когда поступаешь в подразделение, то как командир говорит, так и действуешь. Если сказано: «Надеть бронежилет!» – надеваем, «идти» – идем, «не выходить» – не выходим. Вообще, картина, которую там видишь, страшна – разруха, стоят пустые дома с выбитыми или заклеенными окнами. Смотришь и представляешь бывший масштаб этого населенного пункта, в котором была жизнь, но война всё нарушила и изменила.
Ваша миссия там – духовное окормление?
Да. Мы служим молебны «О воинах, идущих на брань», освящаем военную технику, проводим беседы с военнослужащими, крестим, исповедуем, причащаем. Служим и панихиды.
У военнослужащих действительно есть потребность во всем этом?
Однозначно. За две недели я побеседовал почти с пятьюстами военнослужащими возрастом от девятнадцати до шестидесяти лет. Из них 300 человек присутствовали на молебнах, 130 причастились Святых Христовых Таин, 9 приняли таинство Крещения. И это только моя статистика, а кроме меня было еще два священника, у которых тоже свои цифры. Мы обязательно раздаем крестики, – многие солдаты их теряют, потому что перетираются веревочки. Многие носят и пояса с 90-м псалмом.
Отец Сергий, а во время Вашего там пребывания погибшие были?
Вы знаете, военнослужащие там говорят так: «Пока батюшка с нами, “двухсотых” (погибших – Ред.) не будет!» И как подтверждение этих слов, – только в тот день, когда мы уехали, были убитые.
Что особенно Вам запомнилось во время Ваших командировок?
Ну, вот для тех, кто ждет какого-то чуда, повторюсь, что за все время нашего пребывания в зоне СВО не было убитых, а всего два легких «трехсотых» (раненых – Ред.).
Из того, что особенно запомнилось, так это то, что два солдата-язычника с Камчатки приняли таинство Крещения. И что на общем молебне вместе с православными молились и мусульмане.
Они расположены к общению с православным священником?
Мусульмане также нуждаются в духовном окормлении, и куда бы я ни приходил, везде мне приходилось с ними беседовать – либо в группе, либо отдельно. И мне кажется, длительное общение с ними может привести кого-то из них к принятию Православия и участию в наших таинствах.
Вот, например, был один трогательный случай в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Купил я в магазине конфет, чтобы раздать ребятам в поселке, а один солдат-мусульманин лет тридцати увидел меня, подошел: «Вы ведь батюшка?.. Помолитесь за меня! Можно я вас обниму?» Я спросил его имя, обнялись по-братски. А он со слезами на глазах говорит: «Можно я вас еще раз обниму?» Очень запомнилось.
Был еще один мусульманин, который так был впечатлен общими встречами-беседами со священником, что записывал на них цитаты апостола Павла из чтений, которые приходились на этот день по церковному календарю – о послушании, о наставниках и власти, которая дана от Бога и т. д. С одним дагестанцем, повоевавшем уже и в Сирии, сидели и общались за чаем.
Кроме духовного окормления Вы оказываете военнослужащим и гуманитарную помощь. В чем особенно нуждаются наши солдаты?
В продуктах нужды нет, а вот от обмундирования не откажутся. Особенно есть
сложности с обувью больших размеров. Нужны и средства связи. Мы передали им квадрокоптер, батарейки для рации, которые всегда нужны.
Недавно мы ездили в Калужскую область, где были «прилеты», – туда отвезли бочку-баню, изготовленную нашими ребятами-прихожанами. В одно из подразделений ВДВ отправили багги для езды по бездорожью, в другое готовим автомобиль УАЗ (именуемый в простонародье «Буханка») и квадроцикл.
Отец Сергий, подводя итог нашему общению, хочу спросить о главном: Вы увидели, или почувствовали, боевой дух в ребятах, которые выполняют свой долг перед Родиной?
Дух есть, и они справятся! Вы знаете, вопрос в другом – как они домой придут и как будут адаптироваться к мирной жизни?! Всех, с кем я общался, я просил об одном: «Ребята, вы только не озлобляйтесь! Молитесь, крестите место своей дислокации, оружие, соперника. И Господь даст возможность выполнять свой воинский долг так, чтобы при этом ваше внутреннее состояние не пострадало. Вот закончился бой, а вы: “Господи, спаси и сохрани!” Всегда Бога вспоминайте, как можете!» Главное, они понимают, за что воют. А еще просят нас снова приехать! И я думаю, что то чувство, которое посещает там, в зоне СВО, оно необходимо каждому священнику. Это проверка твоей веры! Ты понимаешь, что военнослужащий обращается к тебе за поддержкой, и его жизнь зависит в том числе и от твоей молитвы, и от твоей веры.
Беседовала Дарья Лагутина