На войне атеистов не бывает

Игумен Сергий (Куксов)

Как в годы Великой Отечественной войны, так и сейчас Церковь стоит на позиции защиты Родины. По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в зону боевых действий на Украине отправляется большое число священнослужителей. И надо сказать, что не только монашествующие, но и «белое» духовенство едет в зону специальной военной операции добровольно, по велению души, понимая, что в их служении там очень нуждаются. Ведь атеистов в окопах нет, и в условиях постоянной смертельной опасности военнослужащим крайне необходима духовная и моральная поддержка.

Она не только дает силы и укрепляет боевой дух, но и, действительно, творит чудеса. Ведь война идет не с украинским народом, а с настоящим сатанизмом и фашизмом. И поэтому исход военной операции зависит не только от оружия, но от понимания идеи – ради чего всё это, и за что воюет русский солдат. Он защищает не просто рубежи нашей необъятной Родины, но и духовные ценности, и будущее наших детей.

Корреспондентам «Монастырского вестника» удалось пообщаться с настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни игуменом Сергием (Куксовым), который уже не раз побывал в зоне специальной военной операции.

Отец Сергий, сколько раз Вы уже съездили в зону СВО? Как проходят ваши поездки, и где конкретно Вы были?

Вместе с двумя священнослужителями Подольской епархии я побывал там уже четыре раза, самой длительный была двухнедельная поездка. Мы приехали в Донецк, где нас ждали представители воинских частей. В итоге я попал в подразделение на Угледарском направлении.

Что Вы испытали, когда оказались в непосредственной близости от передовой? Было страшно?

Страшно. Только просыпаешься, сразу молиться начинаешь. Как прилеты, так и вылеты действуют, так сказать, «эффектно». Я вообще, когда туда ехал, все представлял по-другому. Реальность отличается от фильмов, скажем, о Великой Отечественной войне. Тут совершенно другая ситуация. Мы все время находились на расстоянии 6-8 километров от линии соприкосновения, но прилеты были постоянно и очень близко.

В последний день нашего пребывания в зоне СВО пришли ребята и попросили помолиться, они уезжали на смену. Я их причащал, потом начали молебен служить, и недалеко от нас был прилет. Мы сразу даже не поняли, – Господь дал как-то очень сосредоточенно помолиться. Было страшно. После третьего прилета надо бежать в подвал. Спасибо, Господи, что сохранил.

Когда поступаешь в подразделение, то как командир говорит, так и действуешь. Если сказано: «Надеть бронежилет!» – надеваем, «идти» – идем, «не выходить» – не выходим. Вообще, картина, которую там видишь, страшна – разруха, стоят пустые дома с выбитыми или заклеенными окнами. Смотришь и представляешь бывший масштаб этого населенного пункта, в котором была жизнь, но война всё нарушила и изменила.

Ваша миссия там духовное окормление?

Да. Мы служим молебны «О воинах, идущих на брань», освящаем военную технику, проводим беседы с военнослужащими, крестим, исповедуем, причащаем. Служим и панихиды.

У военнослужащих действительно есть потребность во всем этом?

Однозначно. За две недели я побеседовал почти с пятьюстами военнослужащими возрастом от девятнадцати до шестидесяти лет. Из них 300 человек присутствовали на молебнах, 130 причастились Святых Христовых Таин, 9 приняли таинство Крещения. И это только моя статистика, а кроме меня было еще два священника, у которых тоже свои цифры. Мы обязательно раздаем крестики, – многие солдаты их теряют, потому что перетираются веревочки. Многие носят и пояса с 90-м псалмом.

Отец Сергий, а во время Вашего там пребывания погибшие были?

Вы знаете, военнослужащие там говорят так: «Пока батюшка с нами, “двухсотых” (погибших – Ред.) не будет!» И как подтверждение этих слов, – только в тот день, когда мы уехали, были убитые.

Что особенно Вам запомнилось во время Ваших командировок?

Ну, вот для тех, кто ждет какого-то чуда, повторюсь, что за все время нашего пребывания в зоне СВО не было убитых, а всего два легких «трехсотых» (раненых – Ред.).

Из того, что особенно запомнилось, так это то, что два солдата-язычника с Камчатки приняли таинство Крещения. И что на общем молебне вместе с православными молились и мусульмане.

Они расположены к общению с православным священником?

Мусульмане также нуждаются в духовном окормлении, и куда бы я ни приходил, везде мне приходилось с ними беседовать – либо в группе, либо отдельно. И мне кажется, длительное общение с ними может привести кого-то из них к принятию Православия и участию в наших таинствах.

Вот, например, был один трогательный случай в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Купил я в магазине конфет, чтобы раздать ребятам в поселке, а один солдат-мусульманин лет тридцати увидел меня, подошел: «Вы ведь батюшка?.. Помолитесь за меня! Можно я вас обниму?» Я спросил его имя, обнялись по-братски. А он со слезами на глазах говорит: «Можно я вас еще раз обниму?» Очень запомнилось.

Был еще один мусульманин, который так был впечатлен общими встречами-беседами со священником, что записывал на них цитаты апостола Павла из чтений, которые приходились на этот день по церковному календарю – о послушании, о наставниках и власти, которая дана от Бога и т. д. С одним дагестанцем, повоевавшем уже и в Сирии, сидели и общались за чаем.

Кроме духовного окормления Вы оказываете военнослужащим и гуманитарную помощь. В чем особенно нуждаются наши солдаты?

В продуктах нужды нет, а вот от обмундирования не откажутся. Особенно есть

сложности с обувью больших размеров. Нужны и средства связи. Мы передали им квадрокоптер, батарейки для рации, которые всегда нужны.

Недавно мы ездили в Калужскую область, где были «прилеты», – туда отвезли бочку-баню, изготовленную нашими ребятами-прихожанами. В одно из подразделений ВДВ отправили багги для езды по бездорожью, в другое готовим автомобиль УАЗ (именуемый в простонародье «Буханка») и квадроцикл.


Отец Сергий, подводя итог нашему общению, хочу спросить о главном: Вы увидели, или почувствовали, боевой дух в ребятах, которые выполняют свой долг перед Родиной?

Дух есть, и они справятся! Вы знаете, вопрос в другом – как они домой придут и как будут адаптироваться к мирной жизни?! Всех, с кем я общался, я просил об одном: «Ребята, вы только не озлобляйтесь! Молитесь, крестите место своей дислокации, оружие, соперника. И Господь даст возможность выполнять свой воинский долг так, чтобы при этом ваше внутреннее состояние не пострадало. Вот закончился бой, а вы: “Господи, спаси и сохрани!” Всегда Бога вспоминайте, как можете!» Главное, они понимают, за что воют. А еще просят нас снова приехать! И я думаю, что то чувство, которое посещает там, в зоне СВО, оно необходимо каждому священнику. Это проверка твоей веры! Ты понимаешь, что военнослужащий обращается к тебе за поддержкой, и его жизнь зависит в том числе и от твоей молитвы, и от твоей веры.

Беседовала Дарья Лагутина   

Материалы по теме

Монастыри

Вознесенская Давидова пустынь
Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт
Вознесенская Давидова пустынь
Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь