Наши обеты остаются неизменными

Архимандрит Тихон (Ракичевич)

Монастырь Студеница (Жичская епархия Сербской Православной Церкви), посвященный Успению Пресвятой Богородицы, – одна из главных святынь сербов. Обитель, именуемая в народе «Царской Лаврой», основана в 1190 году Стефаном I Неманей, основоположником средневекового сербского государства. Великий князь Стефан впоследствии принял иночество с именем Симеон, возобновил святогорскую сербскую обитель Хиландар и стал одним из известнейших афонских подвижников. Мощи преподобного Симеона, перенесенные на родину его младшим сыном – святителем Саввой Сербским и прославленные мироточением, ныне покоятся в Студенице. Фрески соборного храма монастыря, выполненные в начале XIII cтолетия, а также росписи других храмов обители широко известны. В 1986 году ЮНЕСКО внесло Студеницу в список объектов Всемирного наследия.

Предлагаем вниманию наших читателей беседу с настоятелем монастыря, архимандритом Тихоном (Ракичевичем).

Отец Тихон, каково духовное и культурологическое значение монастыря Студеница?

Главное значение монастыря Студеница выражено в словах из чина монашеского пострига, суть которого состоит в сопричтении к «воинству ангеловидного жития в высоте небоподражательного жительства». Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа здесь на земле. Так было во время Немани, так остается сегодня. Святой Савва, среди прочего, писал и завещал монахам Студеницы следующее: «Ум наш пусть пребывает на небесах в созерцании райской красоты…» Он заповедал, чтобы эти слова регулярно читались братии монастыря, что и делается поныне. Такой дух, такая жизнь были предпосылкой создания уникальных культурных и художественных ценностей Студеницы. Наш народ видит и чтит эти ценности, таким образом, значение для него Студеницы трудно переоценить. А поскольку они универсальны, то стоит упомянуть, что Студеница привлекает все больше иностранцев. Мы знаем случаи, когда люди здесь обращались в Православие.

Монастырь Студеница много лет назад был внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Он является одним из самых посещаемых монастырей Сербии. Как братии монастыря при таком наплыве посетителей удается хранить свою молитвенно-литургическую жизнь?

Внешние условия с момента основания монастыря сильно изменились, но сущность осталась прежней: постоянные усилия в молитвенной собранности, мире – и общественная богослужебная жизнь. Самым опасным врагом в такой ситуации становится «лукавая рассеянность внимания», она враг верующих нашего времени, времени скоростей и информации. Многие признаются, что не могут сконцентрироваться и молиться в этом всеобщем смятении. Это серьезная проблема и для монахов, ибо они должны заниматься вопросами, которых монастыри прежде не знали. Во времена святого Саввы многие проблемы решал правитель и государство. Сегодня монашество оказалось в более тяжелых условиях излишнего попечения о внешних событиях. Оно постоянно находится в опасности потери мирности духа, потери возможности богообщения и молитвенной сосредоточенности. Однако мы не сдаемся. Наши обеты остаются неизменными, а среди них и заповедь святого апостола Павла: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Богословские исследования ХХ века (особенно изучение примера святого Григория Паламы) вселяют в нас надежду, что предстояние ума пред Богом возможно и несмотря на различные общежительные обязанности. В этом отношении православные сохранили дух подлинного христианства, в отличие от инославных христиан, у которых нет опыта умной молитвы в момент активности ума. Поэтому нам легче, но и ответственность больше.

Святой Савва написал для студеницкого братства, что наш ктитор – Стефан Неманя «воздвиг монастырь сей “на покой и на умножение монашеского чина”». Но, несмотря на то, что он желал «умножения монашеского чина», Студеницкий типикон (глава 25) предостерегает: «Лучше один, исполняющий волю Господню, чем множество беззаконных». Да научимся видеть упомянутую страсть – предательство монашества и беззаконие.

Вы как-то сказали, что искусство Студеницы воплощает равновесие Востока и Запада и что оно наилучшим образом показывает органическое понимание целостности. Расскажите нам об этом.

Чуть раньше я говорил, что дух православия был предпосылкой для создания уникальных культурных ценностей. Этот дух, словно магнит, привлекал то лучшее, что тогда было в Европе, а одаренность сербского народа смогла найти всему этому равновесие и объединить в целое. Это – рашская школа[1]. Сербский народ и сегодня имеет этот потенциал, но, чтобы он набрал полную силу, необходимо возрождение православной веры.

Немногим известно, что в Студенице обнаружены архитектурные чертежи. Каким периодом они датируются и что собой представляют?

Пять древнейших на Балканах чертежей находятся на стенах нашего храма. Это проект пяти порталов, преимущественно над вратами Богородичной церкви, а выполнены они во времена строительства храма в 1183–1196 годах. Конечно, они являются предметом нашей гордости.

Вы сняли фильм «Общее дело. Толкование Божественной литургии». Как появилась идея фильма и как долго шла работа над ним? К какой аудитории он обращен?

К мысли о создании фильма я пришел в 2001 году, тогда был написан и сценарий. Это, если проще сказать, нужно было сделать. В съемках участвовали мои дорогие друзья из окрестностей Студеницы, и конечно, команда профессионалов. Фильм обращен ко всем возрастным категориям, можно вспомнить слова песни, которая говорит: «Церковь старым – молодости сила, Церковь молодым – мудрость старости».

Вы настоятель монастыря Студеница – «матери-церкви» всех сербских церквей. Расскажите нам о тех обязанностях, которые возложены на настоятеля царской студеницкой Лавры.

Настоятель должен быть олицетворением братства. Он отождествляется с братством, а братство с ним. Только так можно исполнить завет святого Саввы, записанный в Студеницком типиконе: чтобы братия была «как золотая цепь». Постом, молитвой, трудом и литургической жизнью братия, ведомая Господом, постепенно приходит к единомыслию.

Является ли долгом монаха спасение народа? Не надлежит ли именно монашеству указывать народу на грехи, ради спасения? Многие верующие именно так и представляют себе монашество.

Для ответа на этот вопрос обратимся к чинопоследованию монашеского пострига, то есть к ситуации, когда будущий монах дает обеты. Каковы эти обеты? Если главные причины – сознание своей греховности, жажда спасения – то есть то, ради чего принимается постриг, забываются, тогда монах может возвыситься в собственных глазах, начать видеть в себе духовную «элиту», существующую для спасения мира. Такая элитарность легко может стать матерью осуждения. Самопровозглашенное «элитное» монашество, с его строгостью к другим и подчеркиванием чужих грехов, в глазах благочестивых мирян может завоевать большое уважение. И это неудивительно, так как нередко миряне видят в монашестве воплощение духовного совершенства. Но чувство собственного превосходства несовместимо с монашескими обетами. Вместо смирения и покаяния это надуманное превосходство приведет к осуждению других и к роли судьи.

Почему для монаха опасно обременяться греховностью народа? Если он пойдет таким путем, тот неминуемо приведет к подмене монашеского идеала чем-то другим, что может выглядеть благородно, но монашеством не является. Мы пришли в монастырь, чтобы уклониться от мира, а не ради мира, не ради спасения мира, и не должны брать на себя эту роль.

Постоянное акцентирование греховности народа является доказательством того, что мы свернули с верного монашеского пути. Мало-помалу, монах, стремящийся спасти мир, может увидеть себя судьей грешного мира. Внешне это может выглядеть героически, но по сути он не замечает, что начинает воображать себя Богом данным судьей для спасения народа. И таким образом, мы не только нанесем себе огромный ущерб, постоянно будем находиться в судороге от беспокойства и печали, но и верующие, которые приходят в наш монастырь, вместо мира и радости унесут немирность, начнут спорить о грехах других, начнется осуждение и священства, и епископов. От такого «монашества» не будет пользы. Давно сказано: «Кто плачет о себе, тот не видит, плачет ли другой, и пал ли он; и не станет судить других» (Лествица. 5:36).

Не будем забывать данные нами обеты, встанем твердо против зла осуждения, испрашивая помощи у Господа, заступничеством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного отца нашего Симеона Мироточивого.

Беседовал Бранимир Нешич

Перевод, фотографии Светланы Луганской

«Православлье» (официальный печатный орган Сербской Православной Церкви); публикуется с сокращениями


[1] Рашский стиль или рашская школа – стиль средневековой сербской архитектуры (расцвет в 70-е гг. XII – XIIIвв.) Получил наименование от области Рашка, где находилась прародина династии Неманичей. Происходит из византийского, однако отличается существенной аскетичностью. На время расцвета рашского стиля в архитектуре приходится золотой век сербской храмовой фресковой живописи.


Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иеромонах Косма (Афанасьев)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Иеромонах Косма (Афанасьев)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Константино-Еленинский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь