Учение об умном делании преп. Иоанна Лествичника

Игумен Марк (Лозинский)

Из книги «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)»

Первое место между всеми способами обучения умному деланию, по заключению святителя Игнатия, принадлежит способу великого наставника иночествующих святого Иоанна Лествичника.

В слове о молитве святой Иоанн пишет: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в слова молитвы. Если по причине младенчественности она изнеможет и уклонится – опять введи ее. Свойственна уму несостоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет определяющий в тебе границы морю твоему, и скажет ему ("морю") при молитве твоей: "До сего дойдеши, и не прейдеши" (Иов. 38, 11). Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему. Начало молитвы – помыслы, отгоняемые молитвою при самом их начале; средина – когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец – восхищение ума к Богу» [1].

В слове о послушании преп. Иоанн пишет: «Борись с мыслью непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от послушников непарительной молитвы. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе» [2].

В этих словах святого Иоанна Лествичника заключается необходимый и удобный способ внимательной молитвы. Этот способ необходим для всех христиан: мирян и иноков, чтобы молитва их имела силу, ибо молитва, неодушевленная вниманием, не приносит молящемуся плодов.

Великий учитель молитвы, говоря об этом способе в слове «о послушании», с очевидностью показывает, что этот способ необходим для новоначальных иноков; этот же способ, но более пространно, он повторяет в учении «о молитве» для преуспевших иноков (после наставления для безмолвников) и этим свидетельствует, что способ этот необходим и для безмолвников, и для преуспевших иноков. «...Величайшее достоинство этого (способа) заключается в том, что он при всей удовлетворительности своей вполне безопасен» [3], – пишет святитель Игнатий.

При таком образе молитвы не может быть и речи о прелести, лишь увлечение в рассеянность, столь свойственное всем новоначальным, колеблет молитву. Возвращение мысли в слова молитвы и заключение ее в словах молитвы – вот необходимый путь правильной молитвы. При внимательной молитве сердце молящегося не может не принять участия в ней. По словам преп. Марка: «Ум, молящийся без развлечения, утесняет сердце» [4]. Постоянное упражнение в молитве по способу святого Иоанна Лествичника приводит к тому, что устная молитва перейдет постепенно в умную и сердечную и привлечет к молящемуся Божественную благодать.

Специально о молитве, совершаемой умом в сердце, святой Иоанн Лествичник в своей «Лествице», возводящей монаха от земли на небо, говорит так прикровенно, что лишь опытно знакомый с учением святых отцов святитель Игнатий мог понять смысл его учения. Изложив просто и доступно учение о молитве, возводящее своего исполнителя в благодатное состояние, святой весьма прикровенно написал о том, что совершается по осенении молитвенного подвига благодатью. «Иное – обращаться часто к сердцу, а иное – быть по уму епископом сердца, князем и архиереем, приносящим Христу словесные жертвы» [5], – пишет святой Иоанн.

Святитель Игнатий так понимает эти слова: «Иное – молиться со вниманием, при участии сердца; иное – нисходить умом в сердечный храм и оттуда приносить таинственную молитву, исполненную силы и благодати Божественной. Второе происходит от первого... сочувствие сердца уму обращается в соединение сердца с умом: наконец, при внимании, усвоившемся в молитве, ум нисходит в сердце для глубочайшего молитвенного священнослужения...» [6].

Зная, что стремление ко второму (соединению ума с сердцем) прежде достижения первого (внимательной молитвы при сочувствии сердца) может принести величайший вред для инока, преподобный Иоанн в книге, которая предназначена для общего назидания монахов, не оставил подробного учения о сердечной молитве. В те времена много было живых сосудов благодати – опытных старцев, которые всегда могли объяснить тем, кто достиг этой меры, особенности этой молитвы. Для легкомысленных и любопытных это молитвенное таинство оставалось закрытым, и они даже нигде не могли прочитать о нем.

Среди раифских монахов, для которых была написана «Лествица», умное делание процветало под руководством опытных духовных наставников. Святитель Игнатий видел указание на это в прикровенных и «приточных» словах Лествичника в «Слове к пастырю». «Прежде всего, о честный отец, – пишет преподобный Иоанн, – потребна нам духовная сила, чтоб тех, которых мы возжелали ввести во Святая Святых, которым вознамерились показать Христа, Почивающего на их таинственной и сокровенной трапезе, в особенности доколе они находятся в преддверии у этого входа, и когда увидим, что их теснит и угнетает народ, с целью возбранить им желанный вход, мы могли, взяв за руку, как младенцев, освободить от народа помыслов. Если же младенцы крайне голы и немощны: то необходимо нам поднять их на рамена и возносить на раменах, доколе они не пройдут дверь сего поистине тесного входа; ибо тут обыкновенно бывает давление и теснота. Почему и сказал некто об этой тесноте: "Сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие" (Пс. 72, 17), – и труд простирается только до вшествия» [7].


 

Примечания:

[1] Соч., т. 2. С. 262 и «Лествица», Слово 28, гл. 17, 19

[2] Там же и «Лествица», Слово 4

[3] Там же

[4] Там же

[5] Там же. С. 263 и «Лествица», Слово 28, гл. 51

[6] Там же

[7] Там же и «Лествица», Слово к пастырю, гл. 14


 

Текст приводится по изданию: Игумен Марк (Лозинский).
Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам
святителя Игнатия (Брянчанинова).
М.: Благо, 2003. С. 245–248.

Источник: http://halkidon2006.orthodoxy.ru

     Скачать книгу  «Лествица» в формате
для чтения электронных книг можно здесь:

fb2pdfSBN:978-5-89101-179-3

Издательство Даниловский благовестник, 2013                          


epub


Материалы по теме

Публикации

Монашество

Схимонах Иосиф Ватопедский
Валаамский старец схимонах Агапий
Иеромонах Серафим (Параманов)
Схимонах Иосиф Ватопедский
Валаамский старец схимонах Агапий
Иеромонах Серафим (Параманов)

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пензенский Троицкий женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк