Новейшая церковная история пишется сегодня в дальневосточном крае

Игумения Анастасия (Иванченко)

В памятные старшему поколению годы советской власти – годы государственного атеизма – в Хабаровске всё же был православный храм, в Комсомольске-на-Амуре – тоже, а в образованной в 1930 году Еврейской автономной области (ЕАО) ничего церковного не было. Не было там никаких святоотеческих традиций... Возрождение Православия на этой земле, которую от столицы России отделяют тысячи и тысячи километров, началось в 90-е годы прошлого века, после открытия в Биробиджане первого православного прихода во имя святого апостола Иакова. Его настоятелем стал иерей Димитрий Каплун, будущий старший священник и духовник новообразованного Свято-Иннокентьевского женского монастыря. Впоследствии отец Димитрий принял монашеский сан с именем Иоанн – в честь святителя Шанхайского и Сан-Францисского. Каким образом в 15 километрах от Биробиджана появился первый в ЕАО женский монастырь, как развивается в нем монашеская жизнь и с чьей помощью обитель преодолевает трудности разного рода – на эти и другие вопросы портала «Монастырский вестник» отвечает ее настоятельница игумения Анастасия (Иванченко).

Монастырь вырос из прихода

Матушка, в документальном фильме о монастыре, который на YouTube посмотрело немалое число людей (благо, современные технологии позволяют нам что-то увидеть, чему-то изумиться и даже полюбить какие-то святыни на расстоянии), Вы сказали, что Ваша сознательная церковная жизнь началась с 14 лет. Что произошло в 14 лет? Как Вы пришли к вере, к Богу?

Мы жили недалеко от прихода святого апостола Иакова – в то время единственного в нашем городе и располагавшегося в старом деревянном здании городского суда в тесной комнатушке. Бабушка с мамой стали туда ходить. Потом и я к ним присоединилась. Правда, поначалу ходила изредка, но затем стала учиться петь в церковном хоре, посещать воскресную школу. Так и осталась при храме. После окончания школы год я никуда не поступала – просто работала при приходе. Затем поступила на филологический факультет заочного отделения Государственного педагогического института (сейчас это Приамурский Государственный университет имени Шолом-Алейхема). По благословению священника после окончания института поехала в Ишимский женский монастырь, чтобы увидеть монашескую жизнь изнутри. А увидев ее, поняла: это именно то, к чему стремится моя душа.

В то время, когда Вы подвизались в Тюменской области, Ваш духовный отец создавал под Биробиджаном новый приход – во имя святителя Иннокентия Московского, купив для этой цели в селе Раздольном дачный участок с домиком. Вы вернулись в родные края, чтобы помогать батюшке?

В 2005 году я действительно вернулась не к себе домой, не в Биробиджан, а с двумя бывшими прихожанками церкви святого апостола Иакова, поселилась в строительном вагончике-бытовке при новом приходе в Раздольном. Требовалось постоянно находиться при храме, заботиться о нем. Отец Иоанн (в то время еще отец Димитрий) благословил меня не сворачивать с избранного пути и по мере сил стараться жить монашеской жизнью. Являясь на сегодняшний день главным храмом монастыря, деревянный храм святителя Иннокентия Московского был переоборудован из жилого домика предпринимателем Вячеславом Владимировичем Давидовичем, который жил в Биробиджане и занимался выпечкой хлеба. В его семье случилось несчастье: сын попал в реанимацию. Вячеслав Владимирович приехал к нам на приход и попросил молитв о тяжко болящем сыне. Предприниматель пообещал Богу, что если Господь услышит молитвы – его и прихожан, то он здесь построит храм. Мальчик милостью Божией выздоровел, Вячеслав Владимирович исполнил свой обет. Теперь эта семья живет на Кубани – сын нашего благодетеля женат, имеет двоих детей.

С полным правом можно сказать, что монастырь вырос из прихода святителя Иннокентия Московского. В свое время правящему архиерею владыке Иосифу (ныне митрополит Улан-Удэнский и Бурятский) нами было предложено преобразовать приход в женский монастырь. Владыка Иосиф эту идею поддержал и направил прошение в Священный Синод Русской Православной Церкви. И вот Постановлением Священного Синода от 21 августа 2007 года монастырь в Раздольном был открыт. Меня назначили его настоятельницей с возложением наперстного креста – по должности. До этого нас, трех сотрудниц прихода, живших при храме в том небольшом вагончике, куда после служб набивались прихожане, чтобы в ненастье или в стужу погреться, владыка постриг в иночество. Затем – через пять месяцев – в монашество.

Матушка, не испугало Вас столь высокое назначение? Недавняя послушница, и вдруг – настоятельница! Не было страха, что теперь придется отвечать не только за себя, свой путь ко спасению, свое возрастание в христианских добродетелях, но и за других придется держать ответ перед Богом? Да и хозяйственные проблемы нужно будет решать изо дня в день, неустанно искать финансы для устроения обители!

В юности у меня появлялись мысли о возможности монашеского пути – ну, не очень глубокие, но всё же появлялись. Однако представить себе, что обитель будет основана у нас в Еврейской автономной области и что я буду нести послушание настоятельницы, я не могла. Хотя, когда это произошло, то чувства страха я не испытала, поскольку нас было всего три монахини – мы друг друга давно знали, дружили и поэтому всё казалось естественным. Сегодня в монастыре подвизается семь насельниц. За это время возведен большой каменный сестринский корпус с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Имеется подсобное хозяйство. Сестры сами делают свечи, пекут просфоры, хлеб. Также есть у нас монастырское подворье в селе Кирга, где чуть более трех лет назад архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем освятил храм святого мученика Иоанна Воина. Это удивительный храм, построенный в наши дни в стиле храмовых построек Псковской архитектуры XII века и украшенный фресками. Он единственный такой на Дальнем Востоке. Его алтарь напоминает монолит, вытесанный в известковой пещере. Кроме того, с лета нынешнего года мы начали обустраивать скит на месте страданий биробиджанских новомучеников в селе Двуречье. Ныне известны имена восьми святых мучеников, чьи мощи покоятся в безвестных могилах Бамлага – Байкало-Амурского железнодорожного лагеря, простиравшегося вдоль Транссибирской магистрали и к северу от нее на общем расстоянии более 2000 километров.

Трудностей на каждом этапе создания и созидания монастыря было, как говорится, в избытке. Но также изобильно Господь являл Свои чудеса через людей неравнодушных, деятельных, благодаря чему у монастыря, постоянно сталкивающегося с нуждой – острой нехваткой денежных средств, рабочих рук, стройматериалов и прочего, появилось то, о чем я сказала выше. Сейчас мы многое вспоминаем с благодарностью, потому что жизнь показывает: никогда так не ощущается помощь Божия, как в особенно трудных обстоятельствах, когда думаешь: ну, всё – наступило крайнее положение. А смотришь – казалось бы, ниоткуда и помощь приходит…

Что дает сестрам силы и укрепляет их духовно

Матушка, понятно, что все эти годы монашеской семье пришлось преодолевать материально-бытовые трудности, как и в большинстве других российских монастырей. Это – наша история. Но, наверное, не менее сложным оказалось преодоление трудностей духовного плана? Что в этом процессе помогало и помогает сейчас?


Прежде всего – общая молитва. С самого начала нашей монашеской жизни владыка Иосиф определил нам молитвенное правило, которое мы стараемся совершать неопустительно. «Исследуйте Писания, …они свидетельствуют о Мне», – говорит наш Господь Иисус Христос (Ин. 5, 39). Поэтому сестры стараются ежедневно читать Евангелие с толкованием святых отцов. Чтение святых отцов также очень сильно укрепляет на монашеском пути. Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Читайте отеческие книги; в их учении найдете себе вразумление и укрепление». За трапезой и в келье сестры читают творения святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного аввы Дорофея, святителя Тихона Задонского, поучения и письма святых Оптинских старцев, Паисия Святогорца, жития святителя Димитрия Ростовского, святых новомучеников и исповедников Российских. Также мы все стараемся регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Духовник монастыря иеромонах Иоанн помогает нам в разрешении возникающих недоумений, затруднений, стремясь поддерживать между сестрами мир и единодушие.

Нельзя не отметить и то важное обстоятельство, что наш монастырь существует во многом благодаря владыке Иосифу и его отеческому попечению о нас. Когда он возглавлял Биробиджанскую кафедру, мы в любых затруднениях могли к нему обратиться и получить помощь и поддержку. Заботясь о процветании и благоукрашении единственной в автономии обители, владыка передал сюда частицы мощей святых угодников Божиих, к молитвенному заступничеству которых мы прибегаем во всех своих нуждах. Совершив чин великого освящения храма 5 октября 2008 года, в канун памяти святителя Иннокентия Московского, архипастырь в своем слове, обращенном к молящимся, сделал акцент на том, что богатство святых обителей составляет не роскошь храмов, не богатые постройки и не крепкое хозяйство. Главным богатством владыка назвал духовный внутренний мир, то духовное устроение и ту радость служения Господу, что объединяет сестер. «А если говорить о внешнем богатстве святых Божиих обителей, – продолжил он, – конечно же, это святыни, которые веками хранятся в старинных монастырях. Святыни, которыми дорожат и вновь устрояемые обители. Святыни, которые являются духовной опорой и утешением монашествующих и привлекают многочисленных прихожан».


Щедрым даром архипастыря стали икона святителя Иннокентия с частицей его мощей, ковчег с частицей мощей преподобноисповедницы Параскевы Дмитриевской (Матиешиной); ковчег с частями святых мощей мучениц Конкордии, Виктории и Викентии, пострадавших за Христа во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Валерианом по всей Римской империи в 258 году. На четырехлетие монастыря владыка преподнес в дар частицы святых мощей благоверных князей Василия и Константина, Ярославских чудотворцев. Большое впечатление на всех собравшихся произвели его слова о том, что по попущению Божию находившиеся в Успенском соборе града Ярославля нетленные мощи святых в XVIII веке сгорели. Остались только частицы мощей этих угодников Божиих, живших в XIII веке. Но и они продолжали обильно источать чудеса благодатных исцелений.

Достойным преемником владыки Иосифа на кафедре стал архиепископ Ефрем, стараниями которого и монастырь, и монастырское подворье также украсились святынями. В храм святого мученика Иоанна Воина в Кирге владыка Ефрем передал икону святых отцов Поместного Собора 1917-1918 годов с мощами святителя-исповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского и священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого. Еще один дар владыки – написанная 120 лет назад икона Божией Матери «Достойно есть». Архиепископ Ефрем привез ее с Афона в кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Биробиджане и позже передал этот образ в сельский храм.

Выход за ограду обители, или о взаимоотношениях монастыря с детскими домами и колониями

Следуя словам владыки Иосифа, Свято-Иннокентьевский женский монастырь, где чувствуется радость служения Богу и есть христианские святыни, хранимые верующими народами на протяжении веков, можно назвать поистине богатым. Думается, приумножает это богатство и миссионерское служение сестер, которое – несмотря на малый состав – они несут. Насколько это служение, на Ваш взгляд, важно для края? Насколько востребовано?


Оно чрезвычайно важно! И очень востребовано. В условиях Биробиджанской области оно просто необходимо, так как многие ее жители совершенно несведущи в вопросах веры. Много людей, к великому сожалению, не видит разницу между Православной Церковью и сектантскими течениями. Как-то, добираясь на автобусе до города, мы стали свидетелями характерного в этом плане разговора. Одна сельчанка объясняла другой, что в Раздольненском монастыре для того, чтобы принять святое Крещение, нужно вначале походить на занятия и почитать Евангелие. «Читать Евангелие?! – с удивлением переспросила другая. – А они что там, не православные?» Само слово «Евангелие» у наших земляков нередко ассоциируется с сектантскими проповедниками…

В монастыре периодически проводятся циклы бесед по изучению Евангелия, Ветхого Завета, истории Церкви. Также с самого его основания здесь проводятся огласительные беседы пред Крещением. Должна сказать, что период подготовки для желающих креститься в обители довольно продолжительный. Потому что мы помним о такой важной черте миссионерства на Дальнем Востоке, как забота не о количестве новообращенных, а о качестве их обращения ко Христу. И по мере сил стараемся продолжать традицию, которую развил и укрепил великий подвижник, апостол Дальнего Востока, чье имя носит наш монастырь – святитель Иннокентий Московский. Он никогда поспешно не крестил приходящих к нему людей, а всегда много времени уделял предварительному наставлению в вере.

Что Вы можете рассказать о социальной работе? Если сестры выходят за ограду обители, то куда они направляются?


Наш монастырь носит статус епархиального, поэтому вся социальная деятельность проводится нами по благословению правящего архиерея, а отец Иоанн, как духовник обители, во всем помогает. Вкратце расскажу о сотрудничестве с детскими домами Биробиджана. Поначалу эта работа имела форму нерегулярных посещений детского дома, общения с детьми, бесед с преподавателями. Но в 2014 году, с разрешения руководства «подшефного» детского дома, мы озаботились поиском крестных родителей для детей-сирот и нашли из числа прихожан монастыря нескольких крестных отцов для мальчиков. Этот небольшой опыт дал хорошие результаты, и с благословения владыки мы продолжили работу в этом направлении. Так в 2015 году монастырь стал победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» с православной программой для крестных родителей и их крестников из детских домов «Согрей детское сердечко». Благодаря средствам, выделенным на проект, нам удалось провести множество мероприятий, которые способствовали более тесному знакомству и общению крестников и крестных родителей. Особенно радует то обстоятельство, что крестные нередко забирают на время детей в свои семьи и они вместе отдыхают. А некоторых ребятишек крестные родители забрали насовсем!

Помимо этого, сестры уже не один год посещают заключенных в колониях ЕАО, где проводятся богослужения, встречи, катехизические беседы для желающих принять Крещение. Конечно, не на всё хватает времени – монастырских послушаний очень много, но с Божией помощью постепенно всё устраивается.

Плыл по реке Амур теплоход «Миклухо-Маклай» с чудотворной Алмазинской иконой Божией Матери…

Матушка, вот уже более тринадцати лет Вы возглавляете монастырь, который, судя по публикациям, видеороликам и отзывам в Интернете, действительно стал одним из центров духовной жизни в епархии, любимым прихожанами, паломниками. А как здесь отмечается день памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского?


Память святителя Иннокентия – это престольный праздник нашего монастыря, и он является для нас одним из самых значимых событий церковного года. В этот день, по обычаю, владыка Ефрем совершает в обители всенощное бдение по монастырскому Уставу. Богослужение длится всю ночь, но каждый раз мы видим, что паломники с воодушевлением воспринимают такую длинную службу. Миряне с радостью приезжают в обитель, чтобы соборно помолиться Святителю.

Как давно Вы узнали о святом, его христианском подвиге и что из жития святителя Иннокентия произвело на Вас наиболее сильное впечатление?

Был 1997 год – юбилейный двухсотый год со дня рождения сына бедного пономаря из сибирской глубинки, ставшего одним из самых уважаемых архиереев Православной Церкви и в 1977 году причисленного нашей Церковью к лику святых. По реке Амур на теплоходе «Миклухо-Маклай» совершалось путешествие с чудотворной Албазинской иконой Божией Матери «Слово Плоть Бысть». Теплоход прошел по пути миссионерских путешествий святителя, преодолев более 2000 километров по Амуру, достигнув Тихого океана и затем вернувшись домой, в Благовещенск. Дальневосточную святыню во время стоянок во многих населенных пунктах выносили на берег – перед нею служились водосвятные молебны с акафистом, произносились проповеди. Что и говорить, событие незабываемое! Оно вошло в историю нашей области, где вскоре, в 2000-м году, был открыт приход, посвященный святителю Иннокентию. На его базе, повторю, появился первый за всю историю существования этих земель монастырь. Мы благодарим Промысл Божий и бесконечно рады тому, что наши земли освящены стопами святителя Иннокентия. А из его жития особо сильное впечатление на меня произвела та самоотверженность, с которой архипастырь-миссионер, воодушевленный апостольским духом, направился на служение из Иркутска в Якутию – в этот суровый непросвещенный край. И одной из главных его забот явился перевод основной богослужебной и церковной литературы на якутский язык, на котором и стали затем совершаться службы, собирающие в различных улусах благодарное местное население.


***

Почти в самом начале документального фильма о Свято-Иннокентьевском женском монастыре иеромонах Иоанн (Каплун) рассказывает, что в столице он слышал от некоторых православных людей: «Почему мы живем в Москве? Здесь интересная многовековая история! Мы ее изучаем». На что пастырь отвечал: «Вы здесь изучаете историю, а мы там ее делаем». Знакомство с жизнью небольшой женской обители, закладывающей фундамент подлинного монашества в далеком российском крае, подтверждает слова отца Иоанна. Только к этому масштабному обобщению хочется добавить некоторые интересные штрихи простой повседневной жизни монастыря.

По рассказу пресс-секретаря Биробиджанской епархии Татьяны Мошкиной, хотя матушка Анастасия и водит машину (жизнь заставила!), однако она больше любит лошадей. Первую лошадь по кличке Ласка ей подарила мама, Елена Николаевна. Матушка Анастасия ездила на Ласке верхом. Во время неслыханного наводнения 2013 года, когда часть села Раздольное ушла под воду, лошадь украли. Потом ее так и не нашли. Была у матушки и якутская кобылка – маленькая, лохматая, кучерявая. Увидев ее, предыдущий правящий архиерей владыка Иосиф не удержался от вопроса, окрашенного тонким юмором. «Ты где такую шубу купила?» – спросил он у матушки. Коровы, куры, индюки и индоутки, собаки (среди них выделяются два тибетских мастифа) – кого только тут не увидишь! Есть и фруктовый сад с именными деревьями – высаживали всем миром. Зимой с помощью прихожан и паломников во дворе монастыря укладываются поленницы дров знаменитым пюхтицким методом, что на Дальнем Востоке редкость. Вообще, по словам пресс-секретаря епархии, у матушки Анастасии много друзей: одноклассников, однокурсников и педагогов вуза, где будущая игумения училась. Они – частые гости обители. И самое главное – эти люди уверовали, воцерковились, узнали действие спасительной Божественной благодати.


Беседовала Нина Ставицкая

Снимки взяты из архива монастыря, а также предоставлены пресс-центром Биробиджанской епархии

 

Материалы по теме

Монастыри

Биробиджанский женский монастырь  во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского в селе Раздольное
Россия, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Раздольное, Садовая улица, 6
Биробиджанский женский монастырь  во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского в селе Раздольное
Россия, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Раздольное, Садовая улица, 6

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Константино-Еленинский женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Макарьева пустынь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь