Они светили, как маяки в ночи, приводя людей ко спасению

Игумения Серафима (Ващинская)

В книге «Оптина Пустынь и ее время» содержится следующее определение старчества: «Истинное старчество есть особое благодатное дарование, харизма – непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости». Писатель и богослов русского зарубежья Иван Концевич, заставший еще старую Оптину и питавшийся всю свою жизнь от ее животворных корней, пишет: «Оптина явилась как бы чашей, куда сливалось все драгоценное вино». Революция 1917 года «драгоценное вино» со злобой выплеснула и пыталась его затоптать, чтобы и следа не осталось. Но Господь милостив: сколько подвижников, стяжавших дары духовного рассуждения, смирения, кротости, прозорливости, непрестанной молитвы явил Он нашим современникам! Имена одних – на слуху у многих верующих. Имена других открываются в ходе бесед с людьми, их помнящими и поминающими. Настоятельница Петропавловского женского монастыря в городе Юрьев-Польский Александровской епархии (Владимирская митрополия) игумения Серафима поделилась своими воспоминаниями.

«…это была другая жизнь»

Матушка, в предыдущем своем интервью «Путь, изобилующий светом», Вы сообщили, что серьезную школу монашеской жизни прошли в Свято-Никольском женском монастыре в селе Новом, расположенном в 12 километрах от Юрьева-Польского. И увидели там трех стариц. Вспомним слова митрополита Антония Сурожского, сказавшего: важно хотя бы однажды увидеть сияние вечной жизни в глазах другого человека. Вы же видели это на протяжении ряда лет. Но что привело москвичку в незнакомый сельский монастырь?

Однажды я услышала о старце – схиархимандрите Гедеоне (Абрамове) от нашей дальней родственницы, которую отец Гедеон исцелил. Знала, что врачи ей поставили страшный диагноз – рак легких – и жить оставалось недолго. Но как-то спросила о ней у мамы и была крайне удивлена, услышав, что она… выздоровела. Мама сказала, что наша родственница ездила к старцу, после чего болезнь ее оставила. Прошло некоторое время, я встретилась с этой женщиной и попросила ее рассказать о старце. Она подробно и с любовью рассказала об общине, образовавшейся при схиархимандрите Гедеоне в селе Новом, о ее трудах в обители, о службах и особенно – о батюшке, которого любила и чтила всю жизнь. Это был удивительный рассказ. Захотелось поскорее увидеть старца. Вот только я очень долго собиралась. Все время, как казалось тогда, были какие-то важные неотложные дела, и по этой причине поездка откладывалась. Когда же я приехала в село Новое, то отец Гедеон уже почил. Приехала я со своей подругой из столицы нашей Родины – Москвы. Надо ли говорить, что жизнь деревенскую мы знали только из кино и читали о ней в книгах. Лошадей, коров и всю остальную живность видели по телевизору. Сестры обители и схимонахиня Ольга – старшая сестра – встретили нас, москвичек, приветливо. Прибыли мы в самое трудное для обители время, когда заканчивался сенокос. Все уже изрядно устали, и нужны были «свежие силы». Ну и потрудились мы тогда! Городские белоручки и – сенокос! Казалось, от немыслимой физической нагрузки мы не сможем подняться с постели на следующий день. А мы не просто встали – мы словно на крыльях полетели!


Эта поездка и стала Вашим первым шагом на пути к монастырской жизни?

У меня после посещения обители произошло, если можно так сказать, переосмысление всей жизни. Но до осознанного прихода в монастырь было еще очень далеко. Я старалась при первой же возможности приезжать в село Новое, потому что там была другая жизнь, другие ценности, даже дышалось там по-другому. О монашестве я никогда не думала. Понимала, что это призвание, и монахи – это особые люди, которых позвал к Себе Господь. Но матушка Ольга, наверное, почувствовала, что монашество – мой путь. Стала звать меня в монастырь. Я решила спросить совета у служащего в обители иеромонаха: как мне быть? Батюшка благословил обратиться к архимандриту Кириллу (Павлову). Приехала я к отцу Кириллу в Переделкино в полной уверенности, что тот скажет: «Куда тебе в монастырь?» А батюшка, подробно расспросив меня обо всем, вдруг благословил идти в монастырь. Я-то монашескую жизнь знала не по книжкам – видела ее изнутри. На себя никак не могла ее примерить. И настолько была «потерянная», что решилась прийти к отцу Кириллу еще раз с этим вопросом. Сказала ему: «Дорогой батюшка, Вы, наверное, ошиблись! Вы же понимаете, какой это путь?» А он, положив мою голову к себе на колени, снова благословил на монастырь. И тогда я поняла, что это воля Божия, это мой путь. Стала к нему готовиться. Как дивно Господь устраивает жизнь через старцев! Должна заметить, что отец Кирилл уже тогда знал о предстоящих мне трудах по возвращению обители из руин. Сердце сжимается от боли за Петропавловский монастырь, настоятельницей которого я являюсь. Мне запомнились слова батюшки: «Потрудись, поработай во Славу Божию для Господа!», которые он повторял мне вслед многократно. Тогда их смысл был далек от моего понимания…


Как понять, что перед тобой проводник Божьей благодати?

Матушка, читая о великих старцах, прославленных Церковью, видишь, что некоторым их современникам они казались или же людьми обыкновенными, или чудаковатыми – благословляющими на странные действия и поступки, произносящими непонятные напутствия, смысл которых чаще всего постигался спустя время. Вы сразу смогли разглядеть, что перед Вами старицы?

Нет конечно. Все открывалось постепенно, а сегодня видится ясно. В монастыре в селе Новое я увидела трех монахинь: монахиню Моисею, схимонахиню Гавриилу и схимонахиню Анну. Это были удивительные матушки – настоящие воины Христа и Царицы Небесной, Которую они почитали особо трепетно. Все их мысли, чувства были только о Господе и Божией Матери. Матушки жили сугубо уединенной молитвенной жизнью. Питались они практически крещенской водой и просфорой. И Господь давал им не только духовные, но и физические силы. Схимонахиня Гавриила и схимонахиня Анна были больны раком и, представьте, что при таком заболевании они прожили в монастыре более 20 лет! Хочется немножко рассказать о каждой из них.

Монахиня Моисея родилась в многодетной крестьянской семье. Крестили ее в младенчестве. Отец был строгим и благочестивым и предоставлял свой дом для странников, где те получали ночлег, еду и, если нуждались, то и одежду. Так вспоминала о своем детстве монахиня Моисея. Она ушла из деревни на заработки в Москву. Обладая необыкновенной физической силой, работала на Курской железной дороге грузчиком. Была духовным чадом приснопоминаемого схиигумена Саввы (Остапенко), теперь покоящегося в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря. При отце Гедеоне мать Моисея была церковницей. Любила службы. До самых последних дней она приходила в храм на службу раньше всех – несмотря на погоду и старческую немощь. Четок с руки не снимала. Сидит или лежит, но перебирает четочки в руках. Сестры ее несколько побаивались. Как мне теперь кажется, ее благословили (такие духовники у нее были!) на подвиг юродства. Я однажды ее об этом спросила, а она так на меня посмотрела, засмеялась и ничего не сказала. Она была духовным врачом для всех нас. В городе Юрьев-Польский в то время был один монастырь в селе Новом. Сюда на праздники приезжали паломники со всего города, и все любили останавливаться в доме у матери Моисеи, хотя она отличалась строгостью. В свои 84 года она сохранила ясную память: помнила имена всех людей, которые просили у нее молитвенной помощи. Мать Моисея стяжала такую благодать у Господа, что еда для нее не имела никакого значения. Могла есть черствый, заплесневевший хлеб с таким же аппетитом, как мы едим пирожные. Иногда, разговаривая с ней, ты с изумлением видел, что ее лицо в одно мгновение преображалось – оно «светилось»! Кончина ее была тихой и мирной.


О жизни схимонахини Гавриилы до монастыря практически неизвестно ничего. Мы знали только, что она пережила ленинградскую блокаду и даже в то тяжелейшее время делилась хлебом со своими племянниками. Господь даровал ей дар рассуждения. Я «бегала» к ней на исповедание помыслов. Худенькая, сгорбленная – и всегда приветливая, всегда в трудах. Никогда я ее не заставала праздно сидящей. Мать Гавриила несла послушание в храме – была церковницей и украшала храм – золотила иконостас сусальным золотом. При первом моем знакомстве с ней, когда меня благословили на уборку храма, помню, она подходит ко мне через какое-то время и говорит: «У тебя чистенькое платьице. На, надень это». А это был ее старый подрясник. Я тогда только стала приезжать в обитель потрудиться, подышать этим целебным для души воздухом. Позже, когда я уже стала насельницей монастыря, схимонахиня Гавриила как-то подошла ко мне в храме до начала службы и протянула какие-то листочки со словами: «Тебе пригодится». Те листочки, написанные ее рукой, у меня сохранились. Это было последование чина пострижения в монашество. Монашеские обеты, которые произносятся во время пострига. Однажды в очередной раз прихожу к ней на исповедание помыслов. Она сидит, а лицо у нее красное. Ваточкой протирает-протирает икону, и вдруг прямо на моих глазах затемненный образ Спасителя просветлел. Она мне говорит: «Подожди, я вот на лавочках (в храме трудилась) полежу минут пятнадцать, потом мы поговорим». На мое предложение отвести ее в келью отвечает отказом. Я тогда заявляю дерзко: «Матушка, ты что чудишь! В келье полежишь, сколько нужно, затем вернешься». – «Нет, – отвечает. – Мне надо торопиться». – «Куда?» – удивляюсь я и слышу: «Ты не говори никому. Ко мне Матерь Божия приходила. Она сказала, что Господь меня заберет тогда, когда я весь храм озолочу!» В тот момент я очень сильно искусилась. И только после ее смерти поняла, какой высокой духовной жизни была матушка. Мы все боимся смерти. А она соприкоснулась с Вечностью и торопилась туда! Сестрам, что ухаживали за ней в последние дни ее жизни, она сказала, что на престольный праздник обители она придет в храм. Узнав об этом, все удивились, потому что мать Гавриила, по утверждениям врачей, доживала свои последние дни. Она почила тихо и мирно 17 декабря – в день святой великомученицы Варвары, а 19 декабря у нас престольный праздник обители. В этот день ее отпевали…


А третья старица?

Это схимонахиня Анна. Ее больше знают, как монахиню Олимпиаду. Она родилась в благочестивой семье в селе Сима в Юрьев-Польском районе. Отец ее был старостой храма святого великомученика Димитрия Солунского. В миру матушка получила высшее образование, преподавала в школе города Юрьев-Польский математику и физику. Она стала первой монахиней, которую отец Гедеон постриг в селе Новом. Была преданным его духовным чадом, знала о нем всё и помнила все знаменательные даты, связанные с его жизнью. Очень чтила батюшку до конца своих дней. В монастыре мать Олимпиада несла послушания диакониссы, просфорницы. Просфорницей была знатной. На всю округу. Физически немощная (рак желудка) она при этом являлась правой рукой отца Гедеона, незаменимым его помощником. Я никогда не слышала от нее каких-либо слов осуждения, недовольства. Со слезами на глазах она часто произносила: «Слава Богу за всё!» Еще ее отличало полное нестяжание. Абажур ее настольной лампы был сделан из крышки железной банки из-под селедки. Учила меня: если три дня одежда пролежит на улице, и никто ее не возьмет, значит твоя. Вот такая одежда должна быть у монаха! Она жила в доме одна. В руках у нее всегда были четки. Помню, очень она переживала, что у нее не идет сердечная молитва. Придешь к ней со своими помыслами, поплачешься: мол, такая-то сестра обидела тебя, а она разложит все «по полочкам», приведя в подтверждение мысли святых отцов, и посоветует примириться со своим «обидчиком». А то скажет: «Протащи четку за обидчика». И всё – нет больше брани! Обида испарилась! Матушка была немногословна, всегда сосредоточенна. Иногда к ней приходили мирские люди за советом, как к старице, но она всячески «умаляла» себя. Бывало, в ответ на чей-то вопрос руку вытянет вперед и говорит: «У меня так рука болит! Вот здесь перелом, здесь вывих, а здесь подвывих». Смиренная она была, не хотела показывать, что стяжала благодать. Схимонахиня Анна, наша монастырская долгожительница, почила в 94 года на Страстной Седмице в Великий Четверг, а отпевали ее в Великую Пятницу. Ее кончина тоже была тихой и мирной.


Что такое в монастыре старец или старица? Это монах или монахиня, прожившие в обители долгое время и уже прошедшие опытным путем через те «ступенечки», что тебе еще предстоит преодолеть. Когда к такому человеку обращаешься, он тебя наставит – скажет, как поступить, что сделать. И после его наставлений смотришь уже на всё по-другому. Потихонечку навыкаешь бороться не с сестрой, а с собой – со своими страстями. Я благодарю Бога за то, что соприкоснулась с этими моими любимыми «старушенциями» в монастыре села Новое. Благодарю Бога за то, что грелась в их любви, и их молитва укрепляла меня, помогала жить дальше. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих! В отношении Свято-Никольского женского монастыря скажу со всей искренностью: он стал для меня школой, что помогает мне и по сей день, уповая на Господа, с терпением и усердием нести труды по восстановлению разрушенного древнего Петропавловского женского монастыря в городе Юрьев-Польский.

В основе послушания лежит доверие

Матушка, а что в обители рассказывали об отце Гедеоне?

Это одновременно и трудный вопрос для меня, поскольку у меня не было личного общения со старцем, и простой вопрос – так как старенькие насельницы обители каждый день вспоминали батюшку. Из рассказов матушек я знала, что он был строгим и в то же время любящим отцом. Долгое время нес послушание духовника благочиния Владимирского округа Владимирской и Суздальской епархии. Также известно, что он окончил Московскую духовную семинарию, возрожденную после Великой Отечественной войны в стенах Московского Новодевичьего монастыря. И учился там с будущим старцем архимандритом Кириллом (Павловым).


У отца Гедеона было много духовных чад. К батюшке шли люди со всей округи, ехали со всей России с болью и радостью. Он любил и жалел людей. Всех, кто приезжал к нему, батюшка принимал самоотверженно, порой жертвуя своим сном и здоровьем. Обязательно благословит, выслушает, утешит, даст совет. Физически больных людей соборовал. Особенно стареньких матушек поражала и настраивала на молитвенный путь его трепетная любовь к богослужениям и благоговейное отношение к иконам. Задолго до начала службы батюшка приходил в храм. Молился перед каждой иконой (по словам матушек, разговаривал с ними) и только потом заходил в алтарь. При этом все знали, что он никогда не начнет службу, не помирившись с теми, кому, может, что-то резкое сказал накануне из-за их нерадения или лености при выполнении послушания.

Сестры обители любили батюшку. Они понимали, как важно довериться Богу и проводнику Его воли, жить по послушанию. Схимонахиня Анна (до схимы – монахиня Олимпиада) как-то мне «прошепталась» об одном случае, свидетелем которого она стала, когда служила в алтаре вместе с отцом Гедеоном. Однажды мать Олимпиада со всей ясностью увидела в алтаре высокую, красивую Женщину в коричневых одеждах, стоящую вполоборота. Она встрепенулась: как женщина могла войти в алтарь? Моргнула – видение исчезло. Мать Олимпиада поняла всё – подошла к батюшке, сказала ему об этом. «Ты не смей об этом говорить!» – предупредил он ее со всей строгостью. При его жизни матушка никому не рассказывала о том, что тогда увидела. И только спустя годы после кончины батюшки старенькая схимница поведала мне, что Матерь Божия служила в алтаре вместе с отцом Гедеоном!

Образно говоря, схиархимандрит Гедеон заложил именной кирпичик в основание возрождения российского монашества после эпохи безбожного лихолетья.

Именно так и было.


Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архивов
Свято-Никольского и Петропавловского монастырей

Материалы по теме

Публикации

Игумения Серафима (Ващинская)
Игумения Серафима (Ващинская)

Монастыри

 Петропавловский женский монастырь города Юрьев-Польский
Владимирская область, Юрьев-Польский, улица Павших Борцов, 13
 Петропавловский женский монастырь города Юрьев-Польский
Владимирская область, Юрьев-Польский, улица Павших Борцов, 13

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пензенский Троицкий женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь