Пасха – время полноты жизни, любви к человечеству

На Светлой седмице портал «Монастырский вестник» попросил монашествующих рассказать о своей первой, или особенно запомнившейся, Пасхе, которую они встречали в монастыре. Предлагаем нашим читателям познакомиться с этими воспоминаниями.

Игумен Елисей (Орехов), казначей Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска


Первая Пасха в обители всегда запоминается. 1992 год. Монастырской ограды тогда еще не было, территория заросла кустами, деревьями. Служили в Покровском храме, который еще недавно всем в Новомосковске был известен как кафе. Помню очень много народа – это было первое вхождение целого города в церковную жизнь. Волнующие ощущения, непередаваемые… Тогда служили два иеромонаха – отец Лавр (архимандрит Лавр (Тимохин), строитель и первый игумен Свято-Успенского мужского монастыря в Новомосковске, †2018. – Ред.) и я, и иерей Игорь. Колыхались волны свечей, восклицание «Христос Воскресе!», казалось, охватывало весь безбрежный мир. Отец Лавр менял за пасхальную службу 15-16 облачений. Громоздкий, грузный, он делал это необыкновенно быстро. А накануне целый день освящал куличи, не чувствуя усталости, говорил, что это дает ему силы, ведь Пасха – праздников праздник…


Впоследствии в день светлого Христова Воскресения начали устраивать городской крестный ход, соединяющий теперь монастырь, основанный отцом Лавром, и все новомосковские храмы, о которых он имел попечение. Этот праздник – время братства, полноты жизни, любви к человечеству, сама природа всегда откликается на него радостью. Желание обнять всех и всю вселенную – наверное, это и есть пасхальное чувство.


И особенным всегда было утро Пасхи, когда народ просветленный, утешенный расходился по домам. Мир, пасхальный рассвет, монастырская тишина, вкрадчивое пение птиц, будто боявшихся потревожить это утро… Христос Воскресе!

Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумароково Рузского района Московской области

Первая монастырская Пасха у меня была, когда я учился в Сретенской духовной семинарии, которая располагается в Сретенском монастыре Москвы. Конечно, Пасхе предшествовал Великий пост; в течение и первой, и Страстной седмицы студенты посещали все службы. Такая подготовка не проходила бесследно: ощущения были возвышенные, торжественные. Настрой в нас присутствовал радостный, ликующий. Студенческий хор пел, в том числе и за пасхальным богослужением. А у меня еще было послушание иподиакона у наместника монастыря, я участвовал в богослужении, помогал в алтаре… Светлая седмица с крестными ходами… И никакой усталости не чувствовалось. Наоборот – подъем и вдохновение, радость о том, что Господь нас избавил от смерти, что мы призваны к жизни вечной, и все земные проблемы – временные, а постоянное – только Бог и жизнь с Ним… Это первые впечатления студенческих лет.


После Пасхи были каникулы, нас отпускали по домам и мы приезжали на приходы. И можно было сравнить монастырские торжества с приходской жизнью. На приходе, может быть, не было так торжественно, но эти простые богослужения оставляли свой след, возвращали к детским воспоминаниям. Я вырос в Красногорском Успенском храме. Там большая воскресная школа, и дети всегда участвовали в богослужениях. Я и в хоре пел, и в алтаре тоже помогал. Иногда просто разрывался: и на клиросе петь хотелось, и в алтаре быть… Помню, как мне первый раз доверили читать пасхальный Апостол, очень короткий и очень торжественный – какая гордость была, и волнение… Студентом тоже было приятно участвовать в богослужении. Со стороны священства, прихожан уже другое отношение: все рады видеть того, кто вышел из этого храма и учится в столичной семинарии, готовясь к священническому служению.


Потом я поступил в Сретенский монастырь, стал иноком. Это тоже были особые ощущения. Великий пост проходил уже в монашеском ритме, и было какое-то внутренне спокойствие, поиск безмятежности что ли, внутреннего покоя, покоя в Боге. К этому располагали и монашеское правило, и богослужение. Ничего внешнего, а внутри – радость.


А на следующий год, в 2011-м, я встречал Пасху в Новоспасском монастыре, уже иеродиаконом. Святейший Патриарх Кирилл благословил мне перейти из братии Сретенского монастыря в Новоспасский. Помню Великую Субботу. Огромное количество людей приходило в монастырь освящать пасхальную снедь, и мы старались уделять им время. Помню, сам игумен Савва, тогда новый наместник Новоспасской обители, ныне митрополит Тверской и Кашинский, участвовал во встрече приходящих, следил, как поет хор. Говорил, что такое большое количество народа есть поле деятельности для миссионерства, для проповеди о Христе тем, кто пришел первый раз, или заходит раз в год... У меня этот день оставил особые впечатления. Запала в память эта Благословенная Суббота, время тишины и покоя, время подготовки к пасхальному богослужению…

Монахиня Пиама (Аваньян), казначея женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Тулы

Мне трудно вспомнить свою первую Пасху, отыскать в памяти какие-то детали. Трудно делиться эмоциями. Но могу сказать о значительном отличии встречи Пасхи Христовой в монастыре и в миру. На мой взгляд, в миру весь пост занимаешься житейскими делами и заботами. И Пасха связана с некими традиционными атрибутами: приготовить кулич, покрасить яйца… Радость, конечно, есть, но она более приземленная, скажем так. А в монастыре весь пост проходит молитвенно. Все евангельские события проходят через тебя, потому что постом участвуешь во всех богослужениях, стараешься меньше заниматься житейскими проблемами. Поэтому и Пасха больше воспринимается духовно – как кульминация всего, что было за время Великого поста. Все события проходят перед твоим взором, ты в какой-то мере их участник: ты шел Крестным путем, стоял на Голгофе… И все это завершается тем, что «жизнь жительствует», смерть побеждена.


В монастырь я пришла в начале XXI века. И первые мои воспоминания о Пасхе тогда – это большое количество людей. Людские потоки. Всю Великую Субботу народ идет, идет, идет… всех надо встретить, организовать – такая суетная получается работа. А когда вечером начинается богослужение, – случайных людей уже нет, ты остаешься в кругу близких по духу. И Пасху встречаешь духовно, без суеты.

Материал подготовила Юлия Стихарева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь