О большом мире маленького подворья

Иеромонах Сергий (Филиппов)

На протяжении нескольких лет «Монастырский вестник» публиковал осенние репортажи о ежегодном фестивале «Подворье в селе Сумароково». Нынче эпидемические ограничения не позволили провести этот праздник монастырских искусств, ремесел и аграрных достижений. О том, как сейчас живет подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря наш корреспондент побеседовала с настоятелем, иеромонахом Сергием (Филипповым).

Сумароково – маленькое село в Рузском районе – стало подворьем Новоспасской обители шесть лет назад (до этого, с 2005 года, подворье имело статус Патриаршего). Тот, кто регулярно посещает это место, видит постоянно происходящие здесь перемены – как на самой монастырской территории, так и в округе. Построена прекрасная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Преобразился исторический (1873 г.) каменный храм в честь Собора святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделами святого пророка Илии и святителя Николая Чудотворца, основательно пострадавший в безбожные годы. Сейчас ведется монтаж икон во вновь устроенный каркас иконостаса. Иеромонах Сергий ( Филиппов), настоятель подворья, всегда сам радушно встречающий гостей и охотно выступающий в роли экскурсовода, показывает фотографию, на которой храм запечатлен в 1941 году. Фото сделано немецким солдатом и ныне является единственным документом, сохранившим вид разрушенной после войны колокольни. Ее восстановление – мечта отца Сергия. Все последние годы он вместе с прихожанами движется к этой цели. Уже готов проект, но пока нет средств для его осуществления. Здание храма включает в себя и музейную экспозицию: в витринах можно увидеть артефакты, обнаруженные в ходе восстановительных работ, старинные оклады и другие интересные экспонаты.

Отец Сергий делится еще одним своим замыслом, который тоже начинает воплощаться в жизнь: это создание духовно-просветительского центра с храмом в честь преподобного Венедикта Нурсийского.

– Проект возник из-за моей любви к личности преподобного Венедикта. Познакомившись с его жизнеописанием, я проникся к нему симпатией. И одновременно столкнулся с тем, что люди совершенно не знают жития и подвигов этого великого святого. Даже имя Венедикт многих пугает: считают, что он «не наш». Но когда-то на Руси, до татаро-монгольского нашествия, это имя было очень почитаемо. Известно о храмах, посвященных преподобному, его изображали на фресках… А потом это почитание сошло на нет. Теперь мы стараемся познакомить людей с жизнью святого, и вообще со святыми так называемой «неразделенной Церкви». Собираемся строить храм в честь преподобного Венедикта Нурсийского и духовно-просветительский комплекс его имени. Некоторые идеи уже осуществились: не так давно издали книгу. Она прекрасно иллюстрирована, содержит много фактов, исторических материалов. Проект получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. К сожалению, нынешняя ситуация, как внешняя, так и внутренняя, не способствует скорому воплощению в жизнь этого замысла во всей полноте.


В этом году на подворье, как и везде, пандемия вносит свои коррективы.

–Мы меньше принимаем трудников. Практически был период, когда совсем не принимали. Сейчас берем, но у нас введен строгий отбор – чтобы приходили трудиться, а не время проводить. Хозяйство немалое: шесть гектаров земли, три храма (один, в честь святителя Иоанна, патриарха Александрийского, находится на противоположной стороне Рузского водохранилища, в деревне Щербинка), более ста ульев… На подворье же всего трое насельников, включая настоятеля.

– Что нужно, чтобы попасть к Вам в качестве трудника?

– Во-первых, со мной надо связаться заранее, я провожу собеседование, смотрю все данные: нет ли проблем с законом, вредных привычек, зависимости – алкоголь, наркомания. Мы таких не принимаем. У Новоспасского монастыря есть подворье в Дураково Калужской области, где люди с подобными проблемами проходят курс реабилитации, получают поддержку. Мы этого делать не можем, так как нас очень мало. Руки, способные к работе, все равно нужны, но подходим выборочно; за шесть лет, сколько я настоятельствую на этом подворье, через нас прошло около трехсот человек. В первые годы я принимал людей более активно, но возникали проблемы, кто-то начинал пить, и приходилось расставаться. Потом я понял, что лучше меньше, но качественнее. Слава Богу, приезжают волонтеры, мы организовываем субботники. Посещают нас прихожане, друзья, молодежь; помогают приводить в порядок территорию, осуществлять разные работы.

В самом начале мы упомянули про новшества. Они есть всегда, когда бы ни приехал в Сумароково. На этот раз нам показали апидомик, где живут пчелы и могут отдыхать и исцеляться люди. Устроили этот чудо-домик около полугода назад. Пока здесь в основном «проходят реабилитацию» малочисленные насельники подворья, но был уже опыт и у прихожан. Мы тоже не поленились и заглянули в это маленькое пространство, где предлагается вздремнуть на простых кроватях, под которыми жужжит пчелиное семейство.

– Когда здесь лежишь, создается вибрация, шум некий, аромат разносится… Все это действует расслабляюще. Я сюда прихожу и засыпаю «на раз-два». Мой знакомый, который мне сообщил об этих апидомиках, оставил свой особняк, провел в домике около года – и забыл про хронические болезни.

Если так пойдет дело, на подворье, возможно, будут исцеляться от последствий коронавирусной инфекции. Задаем отцу Сергию уже традиционный вопрос – об уроках первой волны пандемии.

– … Время задуматься о том, куда мы идем, для чего то или иное дело совершали. Переосмыслить, может быть, какие-то моменты своей жизни. Это с одной стороны. А с другой – пандемия продемонстрировала, насколько мы зависимы от окружающего мира, от некоего ритма, к которому привыкли, от той суеты, которую сами себе создали. Вынужденная изоляция показала, как ценны простые вещи, которых мы в повседневности практически не замечаем: возможность близко общаться, видеть родных, друзей, коллег.

Виртуальное пространство пытается подменить собой очень многое. Но, притом что от реальности все-таки уходить нельзя, на подворье, когда выдалась эта стоп-пауза, сложа руки не сидели, занялись все теми же пресловутыми социальными сетями… И освоили Инстаграм. Теперь у монастырского подворья есть свои соцстраницы. Контент довольно интересный, на разный возраст и вкус. Тем более, нынче много не поездишь, а тут можно увидеть маленький фрагмент монашеской жизни и что-то понять в ней…


– Инстаграм. Активно я стал заниматься им недавно. Прослушал несколько аудиокниг, посвященных этой соцсети и ее развитию. Многое для себя понял, что раньше не понимал в оформлении, задачах. Цель определил – все то же миссионерство. Во-первых, показать жизнь подворья: монахов, священников в сельской местности, а через это показать красоту простых вещей, стремление к лучшему, светлому. Аудитория здесь на несколько порядков больше нашего прихода. И дальше, может быть, будет расширяться. К Интернету нужно относиться как к инструменту, который нам помогает. Как раньше церковные люди опасались телевизоров, компьютеров! Но они же оказались хорошим миссионерским подспорьем. А помните историю из книги владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»: епископ Василий (Родзянко), направляясь в российскую глубинку, стал свидетелем гибели незнакомого человека, который, как оказалось, считал его своим духовным отцом, потому что долгое время слушал его пастырские беседы по радио. А в XXI веке уже Интернет помогает нам нести слово Божие в мир.

Но, конечно, виртуальность никогда не заменит полностью простого человеческого общения. У отца Сергия всегда масса интересных советов, добрых поучений, умных и нетривиальных высказываний, которые могут помочь прожить пусть даже один день. А его кулинарные рецепты!..

…Жизнь подворья размеренна. Большую часть года здесь тихо, спокойно. Но ежегодно в сентябре все менялось: подворье гостеприимно открывало двери во время проведения традиционного фестиваля монастырских хозяйств и ремесленной деятельности – и наполнялось людьми, собирая друзей, прихожан, представителей администраций, местных фермеров, соседей, дачников… В этом году, в связи с понятными ограничениями, фестиваль не состоялся. Но жизнь идет своим чередом. Главное – молитва и труд. По-прежнему много замыслов, планов.


– Все же, чем отличаются друг от друга маленькое подворье и большой монастырь?

– Наверное, тут экология хорошая, в то время как Новоспасский монастырь в самом центре города находится. А в смысле устава, режима различий нет. Все точно так же, как в монастыре: братский молебен, Божественная литургия, послушания, трапезы, вечернее богослужение, вечернее правило… Главное отличие – свежий воздух, тишина. В центре города жить тяжело еще и потому, что вас постоянно сопровождают неестественные звуки: шум машин, гул, грохот. А здесь мы идем, и – кузнечики стрекочут, птицы поют…

– А шум триммера?

– Триммеры – только когда мы себе работу создаем…

В Сумарокове всегда всем рады. Если будет возможность и желание, обязательно поезжайте. У многих, побывавших там впервые, возникает желание возвращаться вновь и вновь. Так что маленькое подворье может стать и большим миром, собирающим друзей и преображающим всё, с чем соприкасается, по законам добра и красоты.

Юлия Стихарева

Материалы по теме

Новости

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Воскресенский Новодевичий монастырь