«С самого начала мы ощущали попечение о нас святого Патриарха Тихона»

Монахиня Лидия (Гревцева)

Молитва ‒ это самая большая сила, 
которая меняет судьбу человека. 
На этой земле не существует силы, 
влияющей на жизнь человека больше, чем молитва. 
Только наша с вами молитва спасает этот мир

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Близящийся к концу 2025 год для Русской Православной Церкви стал временем юбилейных торжеств в честь 100-летия блаженной кончины и 160-летия со дня рождения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Предстоятелю Церкви, соборно избранному после двухсотлетнего периода синодального управления, пришлось вести церковный корабль в штормовых волнах начала безбожной советской эпохи. И бури не сломили «смиренного старца и сильного духом Патриарха», к которому тянулись люди, который вдохновлял с верою молиться о возрождении Святой Руси. На последнем Собрании игуменов и игумений архимандрит Тихон (Затёкин) отметил, что все Тихоны счастливые люди, возводя это замечание к греческому значению имени: «удачливый». Это высказывание оказалось созвучным с душевным настроем монахини Лидии (Гревцевой), недавно назначенной исполняющей обязанности игумении Свято-Тихоновского женского монастыря города Торопца. Для единственной в мире обители, посвященной святителю Тихону, этот год тоже оказался счастливым ‒ здесь стала активно возрождаться монашеская жизнь. В преддверии дня прославления святителя корреспондент «Монастырского вестника» побеседовала с матушкой Лидией об истории монастыря и о том, как живет обитель сегодня.

Матушка, расскажите, пожалуйста, о том, как возникла обитель на родине святителя Тихона и как изменилась ее жизнь в этом году?

Наш монастырь расположен на месте ранее существовавшего Николаевского особного мужского монастыря, упраздненного в 1764 году по указу императрицы Екатерины II. Точное время его основания неизвестно, но наиболее вероятным считается период XI-XII веков. До нас дошла Торопецкая писцовая книга, составленная при Иване Грозном. В этой книге упоминается и Николаевский монастырь – в нем была деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделом Покрова Пресвятой Богородицы; монастырь населяли игумен, священник, диакон и сорок монахов. Впоследствии появился теплый храм Покрова Божией Матери с приделами апостола Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского. В 2005 году, в честь 140-летия со дня рождения и 80-летия блаженной кончины Патриарха Тихона, на его родине в Торопце была открыта посвященная ему наша женская обитель. «Благочестивая отрасль от праведного корня», будущий святитель возрастал в этом старинном уездном городе в семье иерея Иоанна и Анны Беллавиных. Есть много свидетельств о Предстоятеле не только как о Всероссийском Патриархе, но и как о монахе-подвижнике, наставнике в святости, преданном иноческим обетам до конца своих дней. Где, как не на родине, основывать монашескую обитель в его честь?

За двадцать лет существования нашего монастыря по Федеральной программе Министерства Культуры РФ были отреставрированы две церкви: Никольская (1666 года постройки) и Покровская (1766 года). А в этом году Господь привел меня в родной моему сердцу город исполнять обязанности настоятельницы Свято-Тихоновской обители. Внушительную часть своей жизни я провела именно на этой земле, поэтому с особым трепетом и благодарностью Богу приняла это назначение. Наш монастырь с недавних пор стал преображаться, стали собираться сестры…

Сколько у вас сестер, как сейчас устроена монашеская жизнь в обители?

С Божией помощью начинается новая глава жизни Торопецкого монастыря: под покров святителя Тихона пришли, включая меня, три монахини и одна послушница. Примечательно, что в июне этого года митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием был совершен первый за двадцать лет новейшей истории обители монашеский постриг. Пока небольшими шагами, но пытаемся здесь устраивать уставную жизнь. Определили богослужебное расписание: ежедневно служится полунощница и молебен святителю Тихону, четыре раза в неделю совершается Божественная литургия, читаются регулярно Псалтирь и акафисты, а по субботам служится панихида на могиле покойных родителей и братьев Патриарха Тихона, на этом же кладбище погребены и монахини Воронцовского монастыря, основанного праведным Иоанном Кронштадским, которых мы тоже молитвенно поминаем. Таким образом, у обители зарождаются свои духовные традиции. Святых родителей завещал поминать преподобный Сергий Радонежский: «Прежде, чем прийти ко мне, поклонитесь родителям моим». Так и мы решили чтить память иерея Иоанна и матушки Анны, возрастивших будущего святителя-исповедника. Верим, что, видя наше о них молитвенное усердие, Патриарх Тихон не оставит нас без помощи.

Интересно, что будущий Патриарх, а в начале ХХ века первый в Америке православный архиепископ, основал в штате Пенсильвания в то время единственный православный монастырь в США в честь своего покровителя святителя Тихона Задонского. А в вашем городе, на родине Патриарха Тихона, символично основали единственный в мире монастырь, названный в его честь. Скажите, чем еще примечателен ваш город и почему эта земля была так дорога будущему святителю?

Наш старинный город славен своей богатой православной духовной историей и успехом в военном деле. Из торопецкой глубинки вышло немало известных людей, в их числе почти два десятка адмиралов. Но, вероятно, наилучшим сосудом, воспринявшим в себя этот дух русской героики, глубокой и стойкой веры, стал сын местного священника Василий Беллавин. Первые свои шаги, как младенческие, так и духовные, он сделал на этой земле, начальный его религиозный опыт сосредоточен именно в Торопце. Будущий российский святитель формировался на самом деле в святой среде. Это, казалось бы, крошечное поселение изобилует православными храмами, а в одном из них долгое время находилась великая святыня ‒ Корсунская икона Божией Матери, заступничеством Которой город был неоднократно спасен от нападений и бедствий. И вот под покровом Пресвятой Богородицы возрастал такой светильник, будущий патриарх Тихон. Стоит сказать и об удивительной женщине, воспитавшей будущего святого, матушке Анне. Она была почти безграмотна, однако уважаема всеми жителями Торопца. Несмотря на отсутствие даже начального образования, все отмечали ее мудрость. Сын, сначала студент духовной семинарии и академии, а потом иеромонах, архимандрит, архиерей, а затем уже и Патриарх, получив новое назначение, всегда стремился на малую родину, чтобы побыть рядом с матерью. С материнским благословением и молитвами, наполнившись духом нашего дивного патриархального городка, он отправлялся на место служения. Действительно знаменательно то, что именно в Торопце, где он начинал «идти от силы в силу», появился монастырь в его честь. Сознание этого вдохновляет нас, несущих монашеский подвиг на родине святителя, тоже «возрастать от силы в силу» в молитве и трудах. Конечно, мы чувствуем ответственность за дело устроения обители, но также мы явственно ощущаем и попечение о нас Патриарха Тихона и Матери Божией.

Пока слушала Ваш рассказ о святителе, вспомнила, как преподобный Силуан Афонский говорил, что хотел бы себе такого же старца, как его отец. Такой духовной мудростью он обладал! Вообще, многие святые во главу угла ставили почитание кровных или же духовных родителей. Важна передача духовного опыта от старшего к младшему, то есть духовная преемственность. А в Вашей жизни были люди, передававшие Вам свой духовный опыт?

Да, Господь даровал мне удивительную возможность на протяжении многих лет быть чадом схиархимандрита Илия (Ноздрина). Он всегда учил нас любви, снисхождению к людям. И сам он обладал этим великим даром истинной любви и смирения. И не столько словом мы от него научались, сколько всем его поведением и внешним образом, на котором отпечатлевался его духовный подвиг. Ведь и старец Силуан вспоминал больше не о конкретных наставлениях своего отца, а о его духовной мудрости и смирении в обращении с ним и другими людьми. Уже будучи схимонахом на Афоне, святой Силуан признавал, что не достиг духовной высоты своего неграмотного отца, который среди простых трудов и забот смиренно покорялся воле Божией. Так и о батюшке Илии я вспоминаю как о недостижимой, но желанной и вдохновляющей духовной высоте. Казалось, он любил абсолютно всех. И чувство это было не легковесно, а очень мудро и глубоко. Видя каждого человека сквозь призму Божьего замысла, он проникал в самую суть души, минуя все ее греховные оболочки. И эта батюшкина любовь пронизывала всех находящихся рядом с ним. Даже взрослые люди, далекие от Церкви, или серьезные военные, рядом с ним становились детьми. Мне посчастливилось быть рядом с человеком святой жизни, а воспоминания о нем и тот дух, малую толику которого получилось впитать при жизни, дают силы в нынешних духовных трудах. Смогу ли я возрастить в себе подобную любовь и делиться ею с людьми, конечно, трудно сказать. Но благодаря батюшке, я теперь знаю, что такое настоящая любовь к людям. И сегодня, когда Господь нас всех собрал в обители под покров святителя Тихона, особо вспоминаются батюшкина доброта и удивительная способность утешать, которые, мне кажется, были свойственны и Патриарху. Ведь во многих воспоминаниях мы читаем о нем, как о «смиренном старце», умиротворявшем окружающих. Поэтому, думается, для нас, Тихоновских сестер, путь понятен с самого начала: любовь, доброта и способность утешать.

Матушка, а как вы движетесь по этому пути, созидается ли община?

Пока наша монашеская семья совсем небольшая, поэтому очень удобно собираться на общие беседы. На них мы можем обсудить что-то из прочитанного за трапезой, или какую-то жизненную ситуацию. Безусловно, как и в любом общежитии, у нас возникают разного рода проблемы и недопонимания, которые мы стараемся тоже обсуждать. Видя трудности в послушаниях или во взаимоотношениях между сестрами, я ищу подходящее святоотеческое высказывание или пример, который мы можем разобрать на общих беседах. Неправота в какой-либо ситуации бывает и с моей стороны, поэтому о допущенных мною ошибках мы тоже можем вместе поговорить, чтобы прийти к общему разрешению ситуации. Таким образом мы вместе обсуждаем то, как необходимо изменять себя и свое отношение к людям и ситуациям, чтобы в дальнейшем не впадать в уже бывшие искушения. Ведь ни в коем случае нельзя оставаться в конфликте, тем более что в этом наставляет и апостол Павел: … солнце да не зайдёт во гневе вашем (Еф. 4:26). Кажется, что именно в момент вражды между людьми отходит благодать. Поэтому практически с самого начала нашей жизни в Свято-Тихоновский обители мы установили общие беседы. Человеку нужно открыться, высказать свое беспокойство, а иногда и попросить прощения, чтобы у сестры открылось сердце и она тоже смогла бы простить свою матушку или другую сестру. Когда мы по заповеди Христовой просим друг у друга прощения, благодать касается нас и любая конфликтная ситуация с Божьей помощью разрешается. В злых помыслах нельзя задерживаться, поэтому нужно ограждать себя от всяких нападений молитвой и тренировкой в любви. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «…делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Милостью Божией Господь собрал сестер близких по духу, поэтому мы всегда приходим к согласию.

Вспоминается известное выражение архимандрита Амвросия (Юрасова) о том, что монастырь — это не стены, а люди. Можно сказать, что ваша обитель и началась именно с людей, а как таковых стен вы еще и не имеете. Есть ли у вас планы на дальнейшее внутреннее и внешнее благоустройство обители?

Действительно, удивительным образом Господь нас всех здесь собрал. И с каждой из сестер у нас оказалось что-то общее. Очень быстро стало ощутимо наше духовное единство. И это, конечно, сказывается и на наших трудах по устроению обители. В мирном расположении и Господь помогает, и силы прибавляются. А что касается внешнего благоустройства, то хотелось бы отметить, как мне кажется, самое важное ‒ наш монастырь находится в городе и имеет совсем небольшую территорию. Так сложилось исторически, что устраивать какие-то большие хозяйства и огороды у нас нет возможности. Перед нами встает вопрос: а что же нам делать? Ответ прост: надо заниматься молитвой. У монаха, конечно, два крыла ‒ труд и молитва. Но молитвенный труд ‒ это же тоже труд. Да и в нашей городской обители, где нет, казалось бы, больших хозяйственных забот, все равно хватает послушаний. Ведь, располагаясь в черте города, мы становимся более доступными к посещению. Это обязывает нас к готовности принять людей, накормить их, провести экскурсию, а иногда и просто утешить. Также у нас есть швейное послушание, необходима уборка территории и храмов, конечно, и трапезное послушание имеется. В будущем мы планируем устроить по благословению священноначалия помещение для воскресной школы. А сейчас наше главное попечение ‒ постройка сестринского корпуса и жилья для хотящих у нас потрудиться. Все-таки стены очень необходимы.

И возвращаясь к теме труда: вспомнилось святоотеческое замечание о том, что средний путь ‒ Царский путь. Во всем нужна умеренность и постепенность, иначе не миновать физического или духовного повреждения. Избрание правильной меры ‒ это тоже упражнение в смирении. В наши дни, к сожалению, люди в большинстве своем с юных лет уже имеют какие-то недуги и физические немощи, поэтому нам нужно избирать правильную меру подвига. Мне кажется, что и наши немощные труды, совершаемые с сознанием собственной недостаточности, принимаются Господом. Ведь самое главное, как заповедовал оптинский старец Амросий, «… жить на земле так, как колесо вертится: чуть только касается земли, а остальным непременно стремится вверх». Поэтому маленькими шажками, но будем двигаться по направлению к Небу. Ведь христианство ‒ это чудо маленьких шагов. И, наверное, этому младенческому духовному пути мы здесь и учимся. Будучи сами духовными младенцами, мы определены Господом на несение своего монашеского подвига на родину святителя Тихона, где он начинал свое духовное восхождение. Мы постепенно учимся вновь ценить простоту жизни, ведь современному человеку она зачастую кажется непривычной и чуждой. Поэтому нам нужно в конечном итоге постараться прийти к покою, к размеренности во всем, чтобы люди видели, что жизнь с Богом приносит счастье и тихую радость.

Место, откуда идет молитва, является средоточием любого окрестного пространства. А наш монастырь ‒ пока единственная обитель в Торопце и в Ржевской епархии. Он видится мне бьющимся младенческим сердцем. И пусть это сердце бьется долго; быть может, и тихо, но не останавливаясь.

Беседовала Дарья Филатова

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

Монастыри

Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец
Тверская область, Торопец, улица Ерёменко, 7
Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец
Тверская область, Торопец, улица Ерёменко, 7

Святые

25 марта / 7 апреля, 26 сентября / 9 октября, 5 / 18 ноября
25 марта / 7 апреля, 26 сентября / 9 октября, 5 / 18 ноября

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Воскресенский Новодевичий монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара