Послушание – путь к свободе во Христе

Участники XXXI Международных Рождественских образовательных чтений

Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений поделились с корреспондентом «Монастырского вестника» своими размышлениями о работе конференции.


Епископ Можайский Иосиф (Королёв), наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь

В одном из докладов была поднята тема послушания в контексте глобальных вызовов современности. Мне кажется, этот вопрос особенно важен именно сейчас, когда понятие свободы понимается не как свобода во Христе, а как «вседозволенность», о чем было сказано в докладе отца Гавриила (Рожнова). Приходящий в монастырь человек заранее готовится к тому, что ему неизбежно предстоит встретиться с ограничением свободы в том понимании, которое присуще миру. Монашеству же свойственно понимание свободы именно как свободы во Христе. Вступающий на монашеский путь отдает себя в послушание игумену и духовному отцу, которые будут, как тонкие мастера, так сказать, «обтачивать необработанный камень» – неопытную в духовной жизни душу новоначального. Конечно, это долгий и крайне болезненный в какие-то моменты путь. Но важно еще в начале своей монашеской жизни уяснить главную мысль, которая отчасти облегчит для гордой души эту болезненность: послушание – самая большая ценность для монаха. А боль на этом пути неизбежна, о чем говорят и святые отцы: «Даждь кровь и приими дух». В послушании инок обретает истинную радость и безмятежность, потому что за него уже всё решают игумен и духовник. Послушание для инока это поистине блаженство. Внешние ограничения приносят духовную свободу, которая позволяет монаху воспарить к Небу, что было хорошо отмечено сегодня в докладе игумении Алексии (Петровой).

Полезным мне показался совет, который дала матушка Иулиания (Каледа), отвечая на вопрос после доклада владыки Амвросия: во время послушаний, особенно тех из них, которые связаны с интернетом, делать перерывы на молитву. В это время стараться, если не 100 молитв Иисусовых, то хотя бы 10 произнести со вниманием и благоговением. Мне кажется, такие перерывы действительно помогут собрать рассеянный ум послушника и сосредоточиться на самом главном – на Боге. Но и в продолжение послушания так же необходимо стараться удерживать внимание на молитве. На трудовых послушаниях, где в большей степени требуются механические действия, это, конечно, удобнее, чем на тех, которые связаны с работой на компьютере и общением с миром. Но здесь уже ставится определенная задача и перед игуменом или игуменией – назначать на подобные послушания более опытных и укрепившихся монахов. Это убережет новоначальных иноков, полностью еще не разрешившихся от уз мира, от нежелательной информации и от искушений.

Игумения Ксения (Пашкова), настоятельница Иверского женского монастыря Орской епархии

Всё, что сегодня было услышано, порадовало, особенно тем, что было сказано на основании опыта. Многие высказывания даже конспектировала во время выступлений, думаю, что они пригодятся, да и уже, кажется, пригодились… Ведь когда слушаешь доклады, в какой-то момент становится стыдно от своего несоответствия тому, что в них описывается. И когда на вопрос, поступивший из зала, владыка Исидор отвечает, что нам, игуменам и игумениям, нужно личным примером укреплять в насельниках противление злу и греховным недостаткам, понимаешь, как еще далек от этого. Мне кажется, что и это понимание несоответствия приносит большую пользу – в какой-то степени смиряет и дает некий духовный толчок. Поэтому хочется выразить благодарность всем докладчикам, и, конечно, организаторам за замечательную возможность собраться большой монашеской семьей.

Запомнились слова владыки Феогноста о том, что очень важно непрестанно молиться и стараться сочетать в монастырской жизни труд и молитву. Труд, послушание и молитву мы стараемся и в нашем монастыре, насколько это возможно, сочетать. Мы еще молоды, и подобные мероприятия помогают усвоить советы более опытных игуменов и игумений. Стараемся использовать всё, что помогает нам всколыхнуть внутри некий духовный огонек, приводит к движению. Многое можем почерпнуть из докладов для своей духовной жизни.


Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии

Доклады сегодня, как и на всех предыдущих Рождественских чтениях, были интересны и актуальны. Особо запомнилась и понравилась мысль, высказанная уже в первом докладе: несмотря на то, что «вызовы современности» кажутся новыми, они на самом деле одни и те же, и ответы монашествующих на эти вызовы остаются теми же: следование святоотеческой традиции и преданию Церкви. И нам сейчас особенно важно иметь эту точку отсчета, точку вечности, на которую можно опираться в непростое для всех время. Ну и, конечно, всегда радостно просто вместе встречаться, ведь происходит это довольно редко.

Многие докладчики говорили о понятии свободы. Эта тема своевременна для обсуждения. Человек, действительно, всегда ищет свободы, но всегда он ищет и любви. И в мирской жизни это чаще всего входит в противоречие, тогда как в пространстве монастыря эти линии соединяются и приводят душу человека к гармонии и миру во Христе. Интересно данную тему раскрыли в докладах круглого стола, который очень точно озаглавили словами из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: …ничто не должно обладать мною.


Игумения Елена (Золотухина), настоятельница Спасского женского монастыря села Костомарово Россошанской и Острогожской епархии

Когда мы говорим о практических советах трезвения для монашествующих, стоит отметить особую значимость молитвы. Конечно, и я, беседуя об этом с сестрами, в первую очередь советую молиться. Мы часто бываем очень субъективны, как по отношению к себе, так и по отношению к сестрам и ближним. В этом нелегком вопросе нам обязательно нужно вразумление Божие. Если мы не будет обращаться с этой просьбой к Господу, то вряд ли удастся что-то в себе воспитать. Как и говорил апостол Павел в послании к Коринфянам: Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил (1 Кор. 4:7), то есть всё от Бога. А нам в свою очередь нужно понимать, что в духовной жизни трезвый взгляд на самих себя крайне важен. Поэтому будем просить в наших молитвах у Господа этого взгляда на себя, на ближних и на обстоятельства нашей жизни.

Все доклады сегодняшних Чтений мне показались очень полезными и содержательными. Запомнился своей особой живостью и искренностью доклад игумении Тамары (Гончаренко). Он показался полезным еще и в плане личного опыта, которым поделилась матушка. А доклад Василия Глебовича Каледы поднял животрепещущую для всех нас тему, что стало ясным по обилию вопросов после выступления.


Игумения Тамара (Гончаренко), настоятельница Александро-Невского монастыря в селе Маклаково Сергиево-Посадской епархии

Особо важным оказалось то, что Рождественские чтения этого года прошли в период попразднства Крещения. Потому что Крещение в древней христианской традиции называют еще и Светом. Евангелие и несет нам тот самый Свет, в образе совершенной жизни Спасителя, к которой призван стремиться монах. Владыка Алексий как раз отметил это в своем слове перед открытием секции «Духовная брань монашествующих и вызовы современности»: «Монах есть совершенное Евангелие». На многие важные для монашествующих темы пролили свет и сегодняшние доклады. А для меня всегда особенно важным является вопрос взаимоотношения монаха и мира, о чем с подробностью было рассказано владыками на пленарном заседании сегодняшнего мероприятия. Помогать ближним, но не во вред своей духовной жизни – такой, мне кажется, короткий вывод получилось сделать из этих докладов. Поиск же этой золотой середины – долгий путь, требующий мудрости и терпения.

Подготовила Дарья Филатова
Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Макарьева пустынь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь