30 лет со дня возрождения обители: духовный путь и развитие Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря

Игумен Сергий (Коломиц)

Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь, расположенный в станице Старочеркасской, является значимым духовным центром Донского края. Изначально основанный как женский, он позднее был преобразован в мужской, сохранив при этом свою богатую историю и культурное наследие. В 2024 году монастырь отмечает 30-летие со дня возрождения, так как восстановление его официально началось в 1994 году. За эти три десятилетия обитель прошла путь значительных преобразований, возродив не только здания и сооружения, но и свои духовные традиции.

Предлагаем вниманию наших читателей интервью наместника Ефремовского монастыря игумена Сергия (Коломица).

Отец Сергий, давайте вспомним историю возникновения Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря. Ранее на этом месте находился девичий монастырь. Каково было его значение в истории Старочеркасской?

Надо сказать, что до образования девичьего монастыря на этом месте находилось подворье, где жили атаманы Ефремовы и их родственники. Они управляли войском Донским, но когда власть сменилась и атаман Войска переехал в Новочеркасск, вдовы атаманов Ефремовых доживали свой век на подворье. Чтобы сохранить память о своем роде и окончить свой жизненный пути по-христиански, они обратились к Донскому архиерею с просьбой основать девичий монастырь. Архиепископ благословил это начинание, и 25 января 1837 года был принят закон Российской империи, в соответствии с которым в Донской и Новочеркасской епархии в станице Старочеркасской был основан Ефремовский женский монастырь.

Ефремовы поставили несколько условий: во-первых, монастырь должен был называться Ефремовским в честь их рода – это уникальный случай для Русской Церкви, так как обычно монастыри называют только в честь святых и по месту расположения; во-вторых, вдовы желали окончить в обители свой земной путь и быть похороненными за алтарем монастырского храма; и, наконец, в монастыре должны были постоянно возноситься молитвы о здравствующих и уже покойных Ефремовых. Эти заветы основательниц обители соблюдаются до сих пор.

Первые насельницы, которые приехали сюда, чтобы обучать монашеской жизни и формировать общину, были из Усть-Медведицкого монастыря Волгоградской области, где подвизалась святая игумения Арсения (Себрякова). Эта духовная преемственность, как у преподобного Сергия Радонежского, очень важна для формирования монашеской общины.

К моменту закрытия монастыря в 1920-е годы в нем проживало около четырехсот сестер. Община формировалась в основном из казачьих вдов и дочерей, оставшихся без мужского попечения. В монастыре находили утешение в молитве и занимались различными ремеслами, такими как золотошвейное дело, а также вели сельскохозяйственную деятельность, сдавая земли в аренду. Монастырь оказывал социальную помощь нуждающимся, содержал больницу и богадельню.

Самой известной игуменией монастыря была матушка Иннокентия (Петрова), управлявшая обителью более сорока лет. Она вела переписку с сербским двором и была известна своими духовными советами в обустройстве монастырей в Сербии.

В 1920-е годы, как и многие другие обители, Ефремовский монастырь был закрыт, а его насельниц разогнали. Многие сестры были репрессированы. В настоящее время ведутся работы по изучению их личных дел. Сегодня, хотя монастырь не в прежнем величественном виде, память о его духовном наследии сохраняется и вдохновляет к перспективному развитию.

Батюшка, перейдем к новейшей истории монастыря. С чего началась эта глава, кто стоял у ее истоков, и что удалось сделать Вашим предшественникам?

Очень важный момент, который следует отметить, – это закрытие монастыря в советские годы. Храмы, находившиеся в станице Старочеркасской, – Воскресенский собор, Преображенский и Петропавловский храмы – не были монастырскими и функционировали самостоятельно. Только храм Донской иконы Божией Матери, находившийся на территории подворья, был монастырским, и в нем совершались монашеские постриги. В 1920-е годы все эти храмы, включая Донской храм, были закрыты, а многие из них частично разрушены. Монастырские здания использовались не по своему назначению, они были переданы местной фабрике-коммуне и постепенно ветшали.

Однако наш земляк писатель Михаил Александрович Шолохов, получив Нобелевскую премию за свой роман «Тихий Дон», решил поучаствовать в сохранении первой столицы казачества и большую часть премии направил на создание в Старочеркасской музея-заповедника, который был открыт в 1970-е годы.

В 1990-е годы, когда Церкви дали свободу, многие храмы стали возвращать епархиям, монастыри вновь открывались, в том числе и наша святая обитель начала новую страницу в истории. 5 октября 1994 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II было принято решение об открытии Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря в бывшем Ефремовом Старочеркасском монастыре Ростовской епархии для возрождения в нем монашеской жизни.

Первым наместником возрожденного монастыря на этом же заседании Синода был утвержден архимандрит Модест (Потапов), подвижник благочестия и молитвенник Донского края. Он пользовался глубоким почтением, люди любили его и шли к нему, потому что чувствовали благодать Божию и любовь. На его могиле до сих пор каждый день живые цветы, которые приносят благодарные за его молитвы паломники.

Архимандрит Модест создавал общину практически с нуля. Люди, помня его как старца, приезжали сюда по Дону из-за отсутствия дороги, чтобы молиться вместе с ним, получить советы и наставления. Собирая братию и восстанавливая Донской храм, а также монастырские корпуса, он сталкивался с сильным противостоянием со стороны некоторых чиновников и местных жителей, но по молитвам батюшки Модеста монастырь продолжал развиваться и все сложности преодолевались.

Он был глубоко сострадательным человеком, воспринимал каждого с его скорбями и радостями, плакал всегда, когда говорил о Боге, людей называл «людочки мои», всех принимал в свое широкое и любящее сердце, братия его любила. Скончался отец Модест в 2002 году, но память о нем и его духовное наследие живут в монастыре до сих пор.

После архимандрита Модеста наместниками обители были игумен Порфирий (Слободняк) и игумен Макарий (Зеленков), которые продолжали дело. А в 2016 году эта обязанность выпала и на мою долю.

Сегодня монастырь продолжает жить и динамично развиваться, сохраняя духовные традиции, заложенные нашими отцами. Мы трудимся, молимся и самое главное – чувствуем поддержку и ходатайство Божией Матери и наших старцев.

13 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской монастырь в станице Старочеркасская. Какие воспоминания хранит братия о его визите?

Это было особое событие. С благоговением и радостью мы встречали Патриарха Кирилла. Я тогда был иеродиаконом и молился на службе в Воскресенском соборе станицы, где Святейший возглавил всенощное бдение. Когда я стал исполняющим обязанности наместника и беседовал с братией о его визите, то услышал множество теплых воспоминаний. Обитель хранит благословение, которое Святейший оставил монашествующим, – икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Этот дар стал для нас особым утешением и занимает почетное место в монастырском храме.

Для братии визит Патриарха стал источником вдохновения и поддержки. Созидание монастыря – это всегда трудный путь, наполненный противостоянием от разных сил. Слова назидания Святейшего о том, чтобы стоять твердо и ничего не бояться, уповая на Господа, придали насельникам сил и уверенности.

Важно отметить, что после визита Святейшего многие светские противостояния утихли. Люди, видя участие Патриарха в жизни обители, стали проявлять больше уважения и меньше возражать против наших строительных и восстановительных работ.

Мы всегда с радостью вспоминаем об этом визите и молимся о здравии Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы Господь укрепил его в непростом служении Предстоятеля нашей Церкви.

Мы знаем, что митрополит Меркурий уделяет особое внимание возрождению обители. Как его поддержка влияет на развитие монастыря и его духовного и культурного наследия?

При владыке Меркурии в монастыре очень многое сделано. Была проведена масштабная реставрация главного храма обители – храма Донской иконы Божией Матери, который находился в плачевном состоянии. После завершения работ митрополит совершил Великое освящение. Это событие стало символом обновления и очищения, подобно тому, как человек исповедавшийся очищает свою душу.

Храм не согрешил сам, но был осквернен людьми: внутри было много мусора, руины, на стенах – богохульные надписи. В 90-е годы храм был освящен и там начали совершать богослужения первые насельники монастыря. Однако Великое освящение, которое состоялось 1 сентября 2020 года, стало свидетельством подлинного обновления и возрождения монастыря.

Также важным событием стало возвращение монастырю, по благословению митрополита Меркурия, его исторического названия. В 90-е годы он был назван Свято-Донским Старочеркасским, однако изначально он носил название Ефремовский. Ефремовы завещали, чтобы монастырь был назван в память об их роде. В 2019 году была восстановлена историческая справедливость. Теперь монастырь именуется Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь, как и завещали Ефремовы.

Кроме того, при владыке Меркурии в 2014 году был создан скит обители в честь Успения Божией Матери на острове «Большой» недалеко от станицы Старочеркасской. Там была построена часовня в честь преподобного Серафима Саровского, куда монахи периодически отправляются для уединенной молитвы и богослужений.

Владыка лично принимает участие в работе Духовного собора монастыря, рассматривает кандидатуры для постригов братии обители, рукополагает для обители новых священнослужителей, советует нам, как правильно совершать богослужения, вести монастырский быт. Стоит отметить, что митрополит принимает активное участие в восстановлении монастырских зданий, а также Петропавловского храма станицы, настоятелем которого по его благословению я являюсь. Часто так бывает, что владыка, будучи священноархимандритом, может просто приехать в обитель погулять по парку с четками, побеседовать с братией, помолиться вместе с нами и дать нужные советы. Его пастырская забота и руководство помогают нам в духовной жизни, воспитывая послушание и любовь к Богу и Божией Матери. Мы ощущаем его постоянное присутствие и отеческое попечение, что укрепляет нас на пути ко спасению, поддерживает в повседневных трудах.

С сентября 2016 года по благословению главы Донской митрополии Вы исполняли обязанности наместника Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря, а 30 мая 2024 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви были назначены наместником обители и возведены в сан игумена митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. Какие чувства в Вас вызвало прибытие на послушание в этот монастырь с богатой историей?

До этого назначения я нес послушание штатного клирика в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, где владыка несколько раз говорил мне, что имеет намерение поручить мне ответственное послушание в Старочеркасской обители. И в августе 2016 года меня назначили благочинным, а спустя месяц владыка митрополит вручил указ о назначении меня исполняющим обязанности наместника монастыря.

Конечно, у меня были переживания, ведь меня не просто направили в монастырь спасаться самостоятельно, я получил ответственность за братию, которая здесь подвизается. Однако, имея понимание о монашеском послушании, я воспринял это благословение и до сих пор продолжаю выполнять свои обязанности. Укрепляет меня молитва Божией Матери, под покровом Которой мы все здесь находимся, а также постоянная поддержка митрополита: владыка всегда на связи и в любое время готов выслушать и дать совет, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в монашество. Что подвигло Вас в раннем возрасте сделать этот выбор?

Монашество для меня – это не просто аскетический путь, но особые живые отношения с Богом. Монах пребывает в непрерывном общении с Господом и поэтому никогда не чувствует себя одиноким.

Мой путь начался с учебы в семинарии, где я участвовал в богослужениях, изучал православное богословие и читал святоотеческие книги. Летние каникулы я проводил в монастырях, таких как Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь и Псково-Печерский монастырь. Это позволило мне ближе познакомиться с монашеской жизнью. В какой-то момент я осознал, что монашество – это мой жизненный путь. Однажды после моей проповеди за Литургией в духовной школе митрополит Меркурий, вручая мне просфору, спросил у отца ректора обо мне. Тот подтвердил мое желание принять монашество и через некоторое время это событие свершилось. 8 октября 2015 года состоялся мой постриг в мантию, и я был назван в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Для меня монашество – это путь послушания и отсечения своей воли ради Христа, хотя это сложно, но с Божией помощью возможно.

Уже через год митрополит определил меня на послушание в монастырь исполнять обязанности наместника. Это важный и ответственный этап моей жизни, который научил меня многому. Все эти годы я не жалел о своем выборе. Монашеская жизнь стала для меня источником духовной радости и удовлетворения, несмотря на возможные трудности и испытания.

Я полюбил братию и принял их в свое сердце, и чувствую, что они так же приняли меня в свою жизнь. Сейчас могу сказать, что у нас в монастыре большая и дружная семья. Как в любой семье, у нас бывают переживания и недопонимания, но все это разрешается с Божией помощью, благополучно, назидательно и спасительно для всех нас.

Так исторически сложилось, что на монастырской территории сегодня расположены здания, находящиеся в ведении Министерства культуры Ростовской области. Как складываются у Вас взаимоотношения с музейным сообществом? Каково значение этого диалога для духовного и культурного наследия Дона?

На протяжении нескольких лет наше взаимодействие строится на личных и профессиональных отношениях. Я был назначен исполнять обязанности в монастыре одновременно с новым директором музея-заповедника.

Мы часто ведем диалог о том, как кто видит музей и монастырь вместе на одной территории. Есть замечательный опыт Соловецкого, Валаамского монастырей, Троице-Сергиевой лавры и других, где музей находится в ведении обители, хотя и является государственным. В нашем случае такой вариант был бы замечательным и плодотворным, но, к сожалению, не все с этим хотят согласиться.

Важно отметить, что музей может стать архаичным, рассказывая лишь о прошлом. Церковь же живет и развивается, сохраняя традиции и стремясь к будущему. Мы не просто храним памятники, но используем их по назначению: храмы для богослужений, кельи для жизни монахов, помещения для размещения паломников и трудников. Хотя, конечно, и выставочные залы для экспонатов у нас имеются.

Взаимодействие с музеем необходимо для достижения общей цели – сохранения духовного и культурного наследия Дона. Несмотря на сложности, мы стремимся к сотрудничеству, предлагаем всегда свою помощь и поддержку музею, осознавая важность общих усилий для достижения благих целей.

Некоторые люди приезжают в монастырь не только помолиться, но и потрудиться во славу Божию для пользы души и на благо обители. Каково их значение для жизни монастыря?

Приезжающие в монастырь играют значимую роль для жизни и развития обители. Они не только трудятся, но и получают духовное врачевание и поддержку, что может способствовать их дальнейшему духовному и личностному росту. Некоторые из них остаются в монастыре на постоянное пребывание, становятся монахами и активно участвуют в жизни обители, формируя ее будущее. Труд таких людей и их преданность Богу очень ценны.

Кроме того, монастырь предоставляет трудникам возможность пережить глубокий духовный опыт, который, в первую очередь, подразумевает под собой молитву – общение с Богом. Эти люди нередко получают возможность переосмыслить свои жизненные приоритеты и обрести внутренний мир.

В то же время не все, кто приходит в обитель в качестве трудника, остаются. Некоторые покидают ее, обогащенные духовным опытом, который помогает им вернуться в мир с обновленным внутренним состоянием и здоровой душой, а потом просто приезжают в обитель погостить, иногда вместе с семьей в качестве паломников.

Монастырь – это школа духовной жизни. Приходящие сюда становятся частью этой школы, обучаются молитве, что помогает им духовно расти, учатся преодолевать искушения и определяют для себя правильную систему ценностей. Эта взаимная связь обогащает как обитель, так и самих трудников, создавая духовное сообщество, в котором каждый может найти поддержку для своего пути ко спасению.

Как монастырь способствует духовному развитию паломников?

Трудники и паломники – это две разные категории людей. Трудники приезжают и живут в монастыре, трудятся, соблюдают устав и участвуют в богослужениях. Паломники же посещают обитель для молитвы и служб, после чего возвращаются домой.

Монахи делятся с паломниками своим опытом духовной жизни, основанной на молитве и общении с Богом, своими переживаниями и способами борьбы с искушениями. Этот опыт чрезвычайно важен для людей, живущих вне стен монастыря, но желающих обрести мир с Богом и самим собой.

Особенно важную роль для паломников играет ходатайственная, по слову святого праведного Иоанна Кронштадского, молитва. Монахи молятся за тех, кто обращается к ним с бедами и скорбями. Часто человек приходит в монастырь с проблемой и делится ею со священником или просто монахом. Даже если они не знают, что сказать в ответ, то начинают молиться за скорбящего. Со временем становятся явными изменения в его жизни: он начинает что-то важное понимать, избавляется от иллюзий, чувствует облегчение, исцеляется, улучшаются его жизненные обстоятельства. Это демонстрирует, как Бог действует в его жизни по молитвам братии.

Ежедневные молитвы и богослужения, полный суточный круг, чтение Псалтири – всё это важные элементы духовной помощи людям, которую оказывают монахи. Монастырь становится для многих своего рода духовной реанимацией, куда можно в любое время приехать, быть выслушанным, получить наставление.

Таким образом, обитель привлекает людей постоянной молитвенной поддержкой и духовной помощью.

Каковы текущие планы и направления развития монастыря?

В развитии обители самое важное – это духовное преображение насельников. Когда я наблюдаю, как братья монастыря развиваются в молитве и добродетели, как их отношение друг к другу полно милосердия, как они укрепляются в вере и Христос находится в центре их жизни, как в их сердцах царит мир и благодать, я вижу, что они приобретают плоды Святого Духа, о которых говорил апостол Павел в послании к Галатам. Это самое важное для нас.

В настоящее время в монастыре проживает порядка сорока человек, включая трудников. В среднем численность братии составляет около тридцати человек. Постепенно приходят новые послушники, некоторые из которых становятся монахами. Также насельниками монастыря являются и клирики Ростовской епархии, монашеского звания, которые командированы нести свои послушания на приходах. Их численность сейчас составляет 19 человек.

Важно, чтобы люди, приходящие в монастырь, обретали здесь спасение, радость, мир и благодать. Это очень важный момент, когда мы говорим о духовном развитии.

Кроме того, у нас есть бытовые планы развития. Это реставрация Петропавловского храма станицы Старочеркасской, строительство большой братской трапезной, реставрация келейного корпуса и Успенского храма и братских келий в монастырском скиту.

Абсолютно уверен, что с Божией помощью у нас все получится, потому что Христос есть Истина, Путь и Жизнь (Ин. 14:6).

Беседовала редактор сайта Ростовской епархии София Клименко

Фото: Старочеркасский Ефремовский монастырь, страницы обители в соцсетях

Материалы по теме

Новости

Монастыри

Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь
Россия, Ростовская область, Аксайский район, станица Старочеркасская, Соборная улица, 1
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь
Россия, Ростовская область, Аксайский район, станица Старочеркасская, Соборная улица, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь