Старец Наум говорил, что именно монастыри являются подлинными оплотами православной веры

Игумения Нина (Антонова)

Семь лет назад 13 октября отошел ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Наум (Байбородин), которого называли одним из столпов старчества XX века. Его духовные чада вспоминают, что батюшка еще до десятилетий церковного подъема предсказывал: скоро откроется много монастырей. И они открылись! По свежим данным, приведенным Святейшим Патриархом Кириллом на недавнем Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, сегодня в лоне Русской Православной Церкви действует 957 обителей, 580 из которых находится в России. В начале 90-х годов приступить к возрождению сильно разрушенной Свято-Троицкой Макарьевской Желтоводской обители отец Наум благословил свою духовную дочь монахиню Михаилу (Орлову), подвизавшуюся в то время в Рижском Свято-Троицком Сергиевом женском монастыре.

После кончины матушки-настоятельницы игумении Михаилы (Орловой), последовавшей осенью 2020 года, созидательные труды на посту игумении продолжила ее родная племянница монахиня Нина (Антонова). С ее воспоминаний о поездках к батюшке мы и начали нашу беседу.

В Лавру к нему приезжали со всей России

Одна из духовных дочерей архимандрита Наума игумения Евстолия (Афонина), настоятельница Переславского Никольского женского монастыря на Ярославщине, в статье «Горящий вулкан духа. Памяти архимандрита Наума (Байбородина)», размещенной на портале «Монастырский вестник», написала: «Размах старца поистине вселенский. Не было эллина и иудея – все переступающие порог его кельи сразу становились Христовыми». Сама она впервые приехала к старцу из родного Ленинграда, будучи еще студенткой Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. А как Ваша семья, жившая в Чувашии, «вышла» на отца Наума?

Первой стала ездить к нему моя бабушка по материнской линии Нина Афанасьевна Орлова, которая работала в ту пору главным бухгалтером в плодопитомнике в чувашском селе Сосновка. О батюшке она услышала от одной своей сотрудницы – Анны Ивановны. Как-то у них зашел разговор о вере, о Православии, и Анна Ивановна сказала, что в Троице-Сергиевой лавре есть такой благодатный старец – архимандрит Наум, к которому, по рассказам, столько людей отовсюду едет за советами, назиданиями! Бабушка загорелась желанием встретиться с этим батюшкой, попасть к нему на исповедь, и спустя непродолжительное время после того разговора они вдвоем с Анной Ивановной отправились в путь. Сергиев Посад назывался тогда Загорском.

С тех пор как моя бабушка стала окормляться у отца Наума, она начала возить в Лавру и своих детей. Они росли-подрастали, и вот мамина сестра Людмила уже заканчивает строительный техникум и по благословению отца Наума принимает постриг с именем Михаила – в честь великого Архистратига Небесных Сил Архангела Михаила. Подвизается в Рижском монастыре, а потом, как я рассказывала в интервью «Сокровенный уголок России» на портале «Монастырский вестник», со слезами, даже можно сказать, с горьким плачем, вызванным нежеланием расставаться с любимой обителью и проявлявшей поистине материнскую заботу о сестрах матушкой-настоятельницей Магдалиной (Жегаловой), всё же едет восстанавливать разрушенную святыню на Нижегородской земле. И на протяжении двадцати восьми лет, до последнего своего вздоха, матушка Михаила занималась возрождением духовной жизни и архитектурного облика этого величественного древнего монастыря, у стен которого плещется Волга... А мою маму, Надежду, батюшка благословил на замужество. Став супругой студента Московской духовной академии, который вскоре был рукоположен и направлен на приходское служение, она родила шестерых детей.

И тоже, как и ее мама, возила своих ребятишек в Лавру к отцу Науму. Что Вам особенно запомнилось из тех поездок?

Одну сестру старец благословил на монашество, другую – на замужествоОдну сестру старец благословил на монашество, другую – на замужество

Я бы сказала, простые мелочи, но они так дороги сердцу! Мама старалась возить нас в Лавру к батюшке каждый год, если выпадала возможность. Из села Алтышево Алатырского района, где папа был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери (а прослужил он в нем сорок пять лет, тоже – до последнего вздоха) мы ехали в Чебоксары, садились на вечерний поезд «Чебоксары – Москва» и рано утром гурьбой высыпали на перрон Казанского вокзала. Затем на электричке добирались до Загорска и сразу же шли к отцу Науму на прием. Конечно, не всегда удавалось с батюшкой встретиться в тот же день, и мы оставались в Загорске на несколько суток, иногда даже на неделю. Наверное, это было промыслительно: видимо, батюшка чувствовал, что нам нужно еще какое-то время побыть в Лавре, помолиться. Ночевали всегда у одной и той же боголюбивой бабушки. Ни отчества, ни фамилии ее не знаю, а имя помню: Мария. Мы, маленькие дети, называли ее бабушкой Машей. Молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому у его святых мощей, Литургия и Причастие (обязательно все дети причащались!), длинная очередь к батюшке и встреча с ним – всё это память моего детства. Как и то, с какой радостью и любовью мы вкушали в Лавре просфорочки, запивая их святой водой. Иногда в памяти оживает красочная картинка: вот мама подает записки монаху в церковной лавке, а мы, как цыплята, стоим вокруг нее. Кто-то держит ее за руки, кто-то – за сумку, кто-то – за юбку. Обычно человек подавал записку, и ему давали просфору. Но сердобольные монахи, видя столько «цыплят», протягивали маме целый мешочек просфор! Затем она вела нас в гастроном и всем покупала мороженое «Лакомка». Московское мороженое «Лакомка» – тоже незабываемый вкус детства.

Наверное, Ваша бабушка Нина Афанасьевна не могла нарадоваться, что столь прочной стала связь ее семьи с великой святыней Русской земли и вразумлявшим народ лаврским старцем, а двое ее детей (матушка Михаила и иеромонах Авраамий, о которых мы говорили в вышеназванном интервью) избрали монашеский путь?

Да и сама она, похоронив нашего дедушку Павла Григорьевича, перед смертью приняла монашеский постриг с именем Ольга. Бабушка была строгой – мы, внуки, по-детски боялись ее строгости, но в то же время чувствовали бабушкину доброту и дорожили ее любовью и заботой о нас. А дедушка – чрезмерно добрый к нам, по-своему нас баловавший – многие годы работал водителем у архиепископа Николая (Феодосьева), возглавлявшего Чебоксарскую и Чувашскую епархию, но отпевали дедушку уже как диакона. Принял он диаконский сан по благословению отца Наума и до самой своей кончины служил в кафедральном соборе в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы города Чебоксары. Бабушка, прихожанка этого собора, неукоснительно каждый день (утром и вечером!) ходила на службы. Она была очень ответственной в молитве.

Крепкий духовный корень

Продолжая разговор о духовном корне Вашей семьи, давшей Церкви ревностных священнослужителей – и представителей белого духовенства, и монашествующих, спрошу Вас также о родственниках по отцовской линии.

Самые теплые и добрые воспоминания остались у меня и о бабушке и дедушке, родителях моего папы. Правда, когда мы ездили к ним в гости в Чебоксары, дедушку видели нечасто, потому что он, настоятель кафедрального собора Введения во храм Пресвятой Богородицы, рано уходил, а возвращался домой после вечерней службы. Наш дедушка, протоиерей Геннадий Антонов, прослужил в кафедральном соборе шестьдесят лет, из них тридцать лет был там настоятелем. Он жил собором! И еще на протяжении двадцати пяти лет являлся духовником епархии...

Младший брат Вашего папы митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий в своем интервью местным журналистам привел одно трогательное признание отца Геннадия, как того еще мальчишкой неожиданно привлек сельский храм. Он сначала просто заглядывал в окна и видел высокие шапки (то были камилавки) на головах бородатых священников. «Свечи горят, бабушки стоят крестятся, и мне казалось, что там живет Бог, – рассказывал отец сыновьям. – Я ходил и думал, кто же из этих людей в высоких шапках Бог на самом деле»...

Хотя мы не так часто видели дедушку, но когда общались с ним, чувствовали, что в нем сочетаются строгость с любовью к внукам. Это хороший сплав! В основном же мы проводили время с бабушкой Анисьей и ее родной сестрой Анной, которая много лет жила в одном доме с родителями моего отца. Все ласково называли ее кокой. Не знаю, есть ли сегодня традиция, когда крестную мать называют кокой – тогда была. Бабушкина сестра являлась крестной моей старшей сестры Ольги, и мы все ее так называли.

Один Ваш дядя, приснопоминаемый иеромонах Авраамий (Орлов), возродил практически из небытия келью святого Модеста на Афоне и был ее настоятелем, другой дядя – митрополит Савватий (Антонов), возглавляющий ныне Чувашскую митрополию – возрождал Свято-Троицкий монастырь в Чебоксарах, придя на его руины в 24-летнем возрасте. Чуть более одиннадцати лет он был наместником этой обители. Вы видели те руины, мерзость запустения в том святом месте Чувашии?

Нет. В Свято-Троицком мужском монастыре мне впервые довелось побывать в 2018 или 2019 году, когда владыка Савватий на тот момент возглавлял новообразованную Улан-Удэнскую кафедру, а наместником обители в Чебоксарах был (и остается) хорошо известный православному миру архимандрит Василий (Паскье) – батюшка французского происхождения, всей душой полюбивший Россию. Конечно, при знакомстве с древней обителью порадовало, что она обрела благолепие и сегодня в ней находится много святынь, к которым притекают верующие люди и живо их ощущают. А владыка Савватий посетил наш Макарьевский Желтоводский монастырь в конце 2007 – начале 2008 года, будучи епископом Алатырским. И своими глазами увидел плоды трудов игумении Михаилы с сестрами, которые поначалу жили в неимоверно тяжелых условиях. (По рассказу матушки, дрова-то имелись, но печи были неисправны, и только натопишь – такой угар! Приходилось окна открывать. Спали сестры на матрасах, в фуфайках, пуховых кофтах и платках, в чесанках и матрасами еще накрывались. И особенно сильно ранила их души царящая в ограде монастыря разруха, поруганные монастырские храмы).

Владыка Савватий застал совсем иную картину. В 2005 году по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (ныне митрополита), при поддержке аппарата полномочного представителя в Приволжском федеральном округе, с участием благотворителей и меценатов развернулись крупные ремонтно-восстановительные работы архитектурного ансамбля Макарьевской обители. И главное, к тому времени, когда мой дядя, владыка Савватий посетил монастырь, сюда уже была перенесена великая святыня – глава преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, в XV веке основавшего обитель на берегу Желтого озера (со временем поглощенного рекой Волгой). Слава Богу, процесс восстановления святыни, начатый по благословению двух подвижников – владыки Николая, (столько сил он положил на возрождение Горьковской епархии, ставшей затем Нижегородской!) и лаврского старца архимандрита Наума – идет. Шаг за шагом, этап за этапом. Матушка Михаила вспоминала, что когда она предприняла попытку упросить владыку Николая отпустить ее назад, в Ригу, в родной монастырь (приехала к нему в Нижний Новгорода), в ответ она услышала: «Инокини честные, старицы макарьевские, знайте, что от меня дороги нет назад! Смотрите, какая у меня рука. Мужицкая, кулак крепкий. Если возьмусь держать, то уж не отпущу». И не отпустил...

«...как сказочный град Китеж»

Современный человек охотно делится своими впечатлениями в соцсетях. Приведу одно из них о вашем монастыре, написанное некоторое время назад: «Когда идешь по Волге вверх по течению, по правому борту над водой, как сказочный град Китеж поднимаются купола и белые стены Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского женского монастыря». Интересно, что бы автор этих строк написал теперь, когда в монастыре появилась впечатляющая архитектурная подсветка?

Инициатива ее появления принадлежит губернатору Нижегородской области Глебу Сергеевичу Никитину. Все труды по созданию ночной архитектурной подсветки губернатор и его помощники полностью взяли на себя. Это стало их заботой и попечением. Сейчас мы видим это благолепие и молитвенно вспоминаем и благодарим всех трудившихся над созданием такой красоты.

Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями недавней историей появления красивых и «нарядных» колоколов.

Не просто красивых и «нарядных», а отлитых по дореволюционной традиционной технологии, что позволяет получать более высокое качество звучания. Отливали колокола в городе Тутаев Ярославской области на колокольном заводе «Владимир Шувалов и сыновья». Масштаб благотворительности наших жертвователей, сына и матери – Алексея Юрьевича и Надежды Гордеевны Зоровых – растет, и помогают они не только храмам. Благодаря им собирается гуманитарная помощь бойцам, находящимся в зоне СВО. А первым вкладом семьи Зоровых в возрождение Макарьевской обители стали восемь колоколов, изготовленных на их средства. Для нас это было незабываемым радостным событием: они пополнили нашу звонницу, заменив некоторые старые, поврежденные от времени зазвонные колокола. С появление новой звонницы, новых колоколов мы установили систему электронного звонаря в совокупности с ручным звоном. Колокольный звон совершается в обители ежедневно. Он оповещает о начале утреннего и вечернего богослужения, совершается он во время крестного хода и Чина о панагии. Добавлю, что на самом большом колоколе отлита надпись: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу» и памятная надпись о жертвователях.

Матушка, в предыдущем интервью Вы с большой теплотой рассказали о трудолюбивых сестрах-насельницах и помогающих обители волонтерах. («Трудятся как пчелки», – сказали о них обобщенно). Хотелось бы услышать и о клириках монастыря. Вы пришли сюда в 1995 году. А духовенство – менялись ли священники на протяжении этого времени или давно здесь служат?

Духовенство монастыря – это два батюшки, которые трудятся в обители много лет. Старший священник протоиерей Андрей Треумов приехал к нам по благословению митрополита Николая (Кутепова) в 1995 году. В церковь он начал ходить в отрочестве, после рукоположения служил на приходах в сельских храмах, теперь бессменно служит у нас. За плечами второго клирика монастыря, протоиерея Владимира Щанова, немалый жизненный опыт, включающий в себя работу на полярной станции «Мыс Шмидта» (Певекского управления Гидрометслужбы), работу на судах погоды порта приписки Одесса, участие в научно-исследовательской экспедиции в Северной Атлантике, на экваторе и Бермудском треугольнике, а также работу в газетах, на радио, телевидении. Он член Союза журналистов СССР и офицер Военно-морского флота (запаса). В церковь будущий пастырь начал ходить в тридцать три года. С нашим монастырем связан с 1991 года. В 2000 году митрополит Николай рукоположил его во священника – хиротония была совершена в Макарьевском храме монастыря в день преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С тех пор отец Владимир – наш штатный священник.

Вот теперь, когда добавлен еще один штрих к картине монастырской жизни, она стала полнее, многограннее. Матушка, говоря о пастырях, давайте снова вернемся к глубокой, яркой и уникальной личности архимандрита Наума (Байбородина), который семь лет назад 13 октября закончил свой земной путь. Помните те слова, что сказал отец Наум, благословляя Вас в монастырь?

Слова прозвучали простые, но мне в моем юном возрасте очень важно было услышать их из уст старца. Батюшка подарил мне четки из шерсти на сто бусин – они, к сожалению, не сохранились, а произнесенные им слова живут в моем сердце как его завет, его напутствие. Или, если говорить мирским языком, руководство к действию. «Читай молитву Иисусову и Святое Евангелие, – сказал батюшка. – Молись, трудись. Молитва и труд неразделимы. Молиться можно всегда – и во время послушания, и во время отдыха». Позже мне встретилось образное высказывание, что у монашеского делания два крыла – труд и молитва. Но первое назидание в таком духе я получила от отца Наума.

Два крыла... Еще, как мы знаем из притчи, это два весла, с помощью которых верующий человек плывет в Царство Небесное, пристань вечной жизни.

Неся общие монастырские послушания, а также послушание позолотчицы куполов, водителя и помня слова батюшки, я молилась. И ныне как бы ни было много игуменских забот-хлопот, молитва для меня – то крыло, которое помогает выполнять новое послушание, уповая на помощь Божию, Пресвятой Богородицы и всех святых.

***

В социальных сетях часто приводят такие слова старца Наума (Байбородина), сказанные им за пять лет до кончины: «Над миром сгущаются темные силы, зло, ненавидящее Православие и Святое Писание. Эти силы зла уже управляют всем миром. И если им покорится Россия, то конец света будет неизбежным». Сегодня мы с вами отчетливо видим смертоносные (и всё более и более уплотняющиеся) сгустки сил зла. Видим мы и другое: Россия им не покорилась. Язв, порожденных трудноискоренимыми грехами (включая убийство младенцев во чреве матери, взяточничество, коррупцию, оскверняющий уста поток матерных слов, идолопоклонство и прочее, прочее) у нас много – и это больно осознавать. Но воодушевляет то, что сегодня наша страна с ее твердо выбранным курсом на консолидацию российского общества противостоит глобальным силам зла. Они – это стало очевидным – ополчились на Россию потому, что она находится на светлой стороне истории, сохраняя свою веру, свою систему ценностей.

Именно об этом неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. Об этом он сказал и совсем недавно при освящении грандиозного храма на вечной мерзлоте – в Салехарде, административном центре Ямало-Ненецкого автономного округа. Процитирую Предстоятеля нашей Церкви: «Мы, прошедшие через годы безбожия, через отрицание Бога, сердцем и душой почувствовали, что такое соединение человеческих сил с Божественной помощью. Мы знаем, что Господь неоднократно спасал нашу землю, нашу страну от самых страшных бед и зол. Исторический опыт, мудрость народная содействуют сегодня укреплению веры православной в жизни нашего народа. И покуда будет так, Россия непобедима».

И Макарьевский Желтоводский монастырь, в августе этого года отметивший 590-летие со дня своего основания и 580-летие со дня блаженной кончины преподобного Макария – он молитвенными трудами, трудами просветительскими и физическими содействует укреплению веры Христовой в нашем Отечестве. Хотя архимандрит Наум (Байбородин), который, по светлым воспоминаниям схиархимандита Илия (Ноздрина), «сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие», здесь не бывал, но в немалой степени это и его детище. Как и множество других обителей по лицу Русской земли, где подвизаются батюшкины духовные чада.

Беседовала Нина Ставицкая 
Фото: Владимир Ходаков
Снимки также предоставлены
Макарьевским Желтоводским монастырем Лысковской епархии.
Фото митрополита Савватия заимствовано с официальной страницы 
Чебоксарской епархии Чувашской митрополии ВКонтакте

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь
Нижегородская область, Лысковский район, поселок Макарьево, Советская улица, 2
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь
Нижегородская область, Лысковский район, поселок Макарьево, Советская улица, 2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иеромонах Косма (Афанасьев)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Иеромонах Косма (Афанасьев)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь