Древний Боголюбский женский монастырь в селе Боголюбово Владимирской области входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России» и в первую очередь известен тем, что именно здесь святому князю Андрею Боголюбскому явилась Сама Матерь Божия и повелела основать монастырь. Как маяк у берегов бушующего моря светит кораблям, указуя путь в гавань, так и Боголюбов монастырь, издалека виднеясь на оживленной дороге, призывает людей ко Христу. И в наши дни все, приходящие в святую обитель, по молитвам к Богородице получают благодатную помощь. Настоятельница монастыря игумения Руфина в интервью журналу «Монастырский вестник» рассказала об уникальных святынях обители, ночных литургиях, древнем крестном ходе в честь почитаемой Боголюбской иконы, монашеском чине о Панагии, молитвенном «затворе», монашеских ризах, Иисусовой молитве, а также о том, почему в монастыре много молодых насельниц и чем их так привлекает старинная обитель.
Матушка, в сентябре будет три года, как Вы являетесь игуменией Боголюбского монастыря. До этого Вы пятнадцать лет подвизались в Спасо-Преображенской обителисела Спас-Купалище, где тоже были настоятельницей. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы оказались в монастыре?
В обитель я пришла в 2006 году, мне было пятьдесят лет. С годами мне становилось все более неинтересно в миру, круг общения был уже только с верующими людьми, появились мысли о монашестве. Моя знакомая устроила мне встречу со старцем. Когда я пришла, старец буквально с порога сказал мне: «Благословляю в монастырь!» Я уволилась с работы и поехала служить Господу в Спасо-Преображенскую обитель, которая на тот момент была подворьем Боголюбского монастыря.
Матушка Руфина, у Вас редкое для православной монашеской традиции имя. В честь какой святой Вас назвали в постриге?
Святая мученица Руфина Кесарийская (Каппадокийская) – это мама мученика Маманта († ок. 275 г.). Она пострадала за веру вместе с супругом, мучеником Феодотом: открыто исповедовала христианство и, бывши непраздной, еще до рождения сына была схвачена язычниками и заключена в темницу. Святой Мамант родился в тюрьме, а затем попал в семью знатной женщины. Имя мне дал приснопамятный владыка Евлогий по святцам. Память святых мучеников Феодота, Руфины и их сына Маманта совершается в один день – 15 сентября.
На Владимирской земле очень много святынь, буквально каждый храм, улица связаны с историей России и Русской Церкви. Вы ощущаете уникальность, намоленность этих мест на себе?
Вы знаете, сразу чувствуется, что Владимирская земля особенная. Наверное, ни в одной епархии нет такого количества монастырей. В целом во Владимирской митрополии около сорока обителей. А сколько храмов! Святость Владимирской земли отражается и на людях, которые здесь живут. Местные жители в основном воцерковленные, доброжелательно относятся к монашествующим.
В свое время я приехала в эти края из Башкирии, где тогда жила, и сразу поняла, какое это святое место, а Боголюбский монастырь – в особенности. Очень мало на земле таких мест, где Матерь Божия Сама избирает Себе удел. Из истории Православной Церкви нам известны четыре удела: Иверия (Грузия), Святая гора Афон (Греция), Киево-Печерская лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия), а про нашу обитель умалчивается, хотя мы знаем, что именно Богородица указала князю Андрею Боголюбскому на это место и просила построить обитель для иноков.
Бесспорно, это святая земля, которая находится под Ее особым покровительством. Здесь пролил свою кровь святой князь Андрей Боголюбский, приняв мученическую кончину. В башне из белого камня XII века, где убили князя Андрея, и которая находится рядом с монастырским храмом Рождества Пресвятой Богородицы, по сей день периодически проявляются следы его крови.
Каждое утро в 7:00 мы с сестрами пред иконами нараспев читаем поочередно акафист Боголюбской Богоматери или святому князю Андрею Боголюбскому. Этим мы оказываем почтение основателям и небесным покровителям нашей обители. К тому же чтение акафистов духовно укрепляет сестер и прихожан, дарит им духовную радость.
Какие еще в монастыре есть особые уставные службы, молебны, акафисты, характерные именно для вашей обители?
В нашей обители непрерывно идет молитва. Ежедневно совершается богослужение, круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь. К тому же есть так называемый «затвор», когда в течение суток сестры по очереди читают Евангелие, Псалтирь, каноны, акафисты, вставляя при этом прошения о спасении нашего Отечества, обители, родных и близких.
Считается, что ночная молитва – самая сильная, поэтому в монастыре два раза в неделю, за исключением постового периода, служатся ночные Литургии. Эту традицию ввел еще духовник обители приснопамятный схиархимандрит Петр (Кучер), который восстановил монастырь и возродил в нем монашеский дух, направив на путь иноческого жития множество человеческих душ. После его светлой кончины духовником обители был соборно выбран митрополит Владимирский и Суздальский Тихон.
В нашем монастыре совершается монашеский чин о Панагии – особое почитание Божией Матери. После Литургии Богородичная просфора торжественно переносится в трапезную, разрезается на кусочки, которые с благоговением вкушают насельницы. Затем сестры возвращаются в собор, где я провожу с ними духовные и назидательные беседы. По воскресным дням после Литургии поочередно служатся молебны: Господу «Об умножении любви» и Богородице «Неупиваемая Чаша».
В обители есть ящичек для записок на имя игумении, как в Дивееве, например?
Ящичка нет, но я всегда доступна для сестер. Каждый день я на службе, на трапезе, после которых каждая насельница может лично задать вопрос.
Вот уже более 25 лет в Боголюбском монастыре возрождена древняя традиция крестных ходов с почитаемой Боголюбской иконой Божией Матери из Боголюбова во Владимир и обратно. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
В 1995 году из Владимирской епархии в обитель была передана для крестных ходов Боголюбская икона Богоматери, написанная в конце XVIII – начале XIX века. Накануне праздника Владимирской иконы Богородицы 3 июня перед Боголюбским образом, с любовью украшенным цветами, служится молебен, и под колокольный звон крестным ходом его уносят во Владимир. Прихожане приносят множество различных цветов из своих палисадников для украшения иконы и дорожки от храма до центрального входа в монастырь. В этот день у сестер есть возможность пройти пешим ходом и соборно помолиться. Последние несколько лет Боголюбивая икона перевозится на красиво украшенном автомобиле.
День памяти Боголюбской иконы (1 июля) – это главный праздник обители. Накануне в монастырь стекается множество людей из разных уголков России, чтобы почтить своим присутствием праздник и пройти крестным ходом из Владимира в Боголюбово, когда икона возвращается в обитель. Это показывает, насколько православные особо почитают Боголюбский образ Божией Матери.
В проведении торжества и его организации принимают участие не только сестры монастыря, но и епархиальное управление, духовенство Владимирской епархии, администрация города, прихожане, благодетели. Мы с любовью и трепетом готовимся к этому дню.
Икона устанавливается на Боголюбской площади для поклонения. Игумения и духовник монастыря обращаются ко всем с приветственным словом. Правящий архиерей в сослужении сонма духовенства служит молебен перед святым образом. Священнослужители, насельницы и все присутствующие единодушно прославляют Заступницу рода христианского и молятся о спасении России, православного народа и помощи в благих делах. До позднего вечера перед иконой читают и поют акафист.
После Божественной литургии все приглашаются на праздничную трапезу. Несмотря на то, что ежегодно крестный ход выпадает на Петров пост, из обители никто не уходит «тощ и неутешен». Всем участникам предлагают монастырский квас и булочки. Также каждый может получить на память Боголюбский образ Пресвятой Богородицы.
В обители есть гостиница для паломников, трапезная, чайная?
Монастырская гостиница примерно на сто мест. Есть платные и бесплатные трапезные для паломников и неимущих. Сестры готовят обеды для паломников, выпекают хлеб, пирожки, кондитерские изделия, монастырские пряники, которые сами расписывают. Поэтому каждый здесь может вкусно поесть и увезти с собой подарок на память об обители.
Сколько сейчас в монастыре сестер? Какие основные послушания они выполняют?
Около 160 насельниц. Сестры в основном молодые: от 20 до 45 лет. Они трудятся на различных послушаниях: в трапезной, просфорной, пекарне, медпункте, в молочном и кондитерском цехах, иконописной, золотошвейной и швейной мастерских, сами шьют церковную одежду священнослужителям, себе и на заказ.
Монастырь полностью обеспечивает себя трудами сестер. Мы арендуем землю, где выращиваем картофель, свеклу, капусту, морковь, лук, чеснок и прочие овощи и фрукты. Заготавливаем сено для коров. Сестры с радостью ездят в монастырские скиты, чтобы потрудиться и побыть на природе.
Большое количество молодых сестер в обители – редкость в наше время. Явно Матерь Божия Сама собирает сестричество в Свою обитель.
Да, это правда (улыбается). У молодых сестер горячие сердца, они молятся пламенной молитвой, спешат в храм на службы, на ночные молитвы, у них много сил, они не ленятся, им хочется трудиться ради Христа. Сестры всё впитывают, как губки, им хочется учиться, узнавать свою веру, монастырскую жизнь. Также они с большой радостью посещают учебные занятия для монашествующих, которые сейчас обязательны в монастырях. Они ответственно готовятся к занятиям, активно задают вопросы преподавателям и хорошо отвечают на экзаменах. Дважды в год для сестер организуются паломнические поездки по святым местам.
Как Вы думаете, чем еще так привлекает молодых девушек Боголюбский монастырь?
Сестры очень любят Боголюбивую обитель. Они чувствуют, что место святое, и уходить отсюда не хотят несмотря на то, что жизнь в монастыре непростая. Это древняя, святая земля. Когда я сюда приехала, в первое время стояла на службах, смотрела на величественный Боголюбский собор и не могла вместить всю эту красоту, благолепие, намоленность. Это невозможно описать словами. Приезжайте к нам и сами все поймете.
Спаси Господи, матушка, Бог даст, доедем до вас когда-нибудь! Пока же в силу обстоятельств интервью записываем по телефону. А есть ли у сестер возможность заниматься творчеством в монастыре? Какие творческие послушания несут сестры Боголюбской обители?
По молитвам и благословению схиархимандрита Петра в монастыре возрождено монашеское делание – иконопись. Сразу же после возрождения обители была открыта иконописная мастерская. Сестры принимали активное участие в восстановлении храмовой росписи Боголюбского собора, реставрации и написании икон для храма и алтаря. В 2015 году сестры своими силами отреставрировали купольную часть собора, а через три года – центральный притвор. В настоящее время реставрируется алтарная часть.
Иконописцы монастыря работают в традициях и по технологии старых мастеров: на залевкашенных досках из липы натуральными пигментами на яичной эмульсии пишутся иконы, фон золотится сусальным золотом, нередко с чеканкой. За основу берутся образцы древних почитаемых иконописцев и известных мастеров. Сестры освоили все этапы иконописи, обучаясь у специалистов разных школ и мастерских, обмениваясь опытом, и с годами, оттачивая мастерство, стали профессионалами своего дела.
Но главное, к чему стремятся иконописцы в своих работах, – чтобы икона стала молитвенным образом, благообразным и духовным по содержанию. А для этого каждая сестра, по завету духовного отца, выполняя работу с любовью, вкладывает в нее молитву и частичку своей души.
Работы наших сестер-иконописцев можно увидеть во многих монастырях и храмах разных городов России и заграницы: в селе Спас-Купалище, Нижегородской области, Беларуси, Украине, Молдавии, Италии, Нидерландах, Швейцарии, Греции и на Афоне. Сестры расписали Благовещенский и Успенский храмы нашей обители. Сейчас дописывают иконостас храма святого князя Андрея Боголюбского. Помимо этого поступают заказы от частных лиц и храмов на написание иконостасов, храмовых образов, венчальных пар, мерных икон, семейных покровителей и почитаемых святых.
Матушка, чем для Вас является монастырь?
Монастырь – это дом Божий. Мы приходим сюда, чтобы уйти от мира и его страстей, чтобы в молитвенной обстановке исправляться, становиться лучше, служить Господу, а также выполнять миссионерскую деятельность, так как монастырь – это маяк в миру. Люди приходят в обитель, чтобы получить душевное успокоение. Поэтому те, кто на практике вкусил, узнал силу молитвы к Богу, тянется к храму, монастырю. У монаха главное желание – душу свою спасти и послужить Богу. Господь, Матерь Божия призвали нас, чтобы мы им здесь, на земле, послужили.
Монашествующие нередко прячутся от людских глаз, особенно в больших монастырях, где много паломников. Но есть и такие насельники, кто регулярно проводит экскурсии по обители, часто взаимодействует с мирскими людьми. Другими словами, у монашества множество ликов, монахи бывают разного устроения и духовной крепости, и паломники должны это понимать, верно?
В том, что сестры уходят от общения с прихожанами и паломниками, нет ничего плохого. Просто у них зачастую нет благословения на общение с мирянами, ведь в монастыре все делается по благословению. Есть сестры, которые прожили в обители много лет, духовно окрепли и им не повредит общение с миром. Поэтому таким насельницам благословляется проводить экскурсии, вести духовные беседы с паломниками, отвечать на вопросы. А новоначальные сестры еще духовно слабы и могут повредиться от общения с миром.
С какими испытаниями, проблемами в наше время сталкиваются монашествующие на пороге монастыря, когда только приходят в обитель? Наверное, новоначальным сложнее всего отказаться от телефона, интернета?
Непросто в первое время, конечно. Боремся с этой зависимостью, как можем (улыбается). Сестрам не благословляется иметь телефоны, потому что это все-таки связь с миром, который уводит монаха от главного – молитвы, мыслях о Господе, спасении души. А у монаха должна быть постоянная мысленная беседа с Богом, Иисусова молитва хотя бы на устах, поскольку молитва в сердце – это уже подвиг для современного человека.
Мы берем новоначальных под свою опеку, делимся духовным опытом, объясняем, что такое гордыня, смирение, послушание, терпение. К тому же враг не дремлет, внушает, что в монастыре плохо, гонит из обители. Подобные помыслы надо учиться отсекать.
В Православной Церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно. Поэтому от степени к степени они возрастают от простого к сложному. Расскажите, пожалуйста, об этом и о важности упомянутой Вами Иисусовой молитвы.
В Уставе для монашествующих прописаны степени духовного возрастания от послушницы до великой схимы. При поступлении в монастырь сестра одевается в послушническую одежду: подрясник (платье Богородицы), платочек и четки. Затем промежуточная стадия – рясофор, когда выдаются ряса, апостольник и скуфья. Следом за рясофором – иноческий постриг, где сестра получает новое имя и ей благословляется ношение клобука (шлема духовного). Следующий этап – постриг в мантию с монашескими обетами, повторным изменением имени, выдачей мантии и парамана. Высшей ступенью в ходе духовного возрастания является великая схима (ангельский образ), когда сестра полностью отрекается от мира (вступает в ряды ангельских чинов), облачается в схимнические одежды, меняет имя и становится молитвенницей за весь род человеческий.
Согласно ступеням духовного возрастания, у сестер меняется и монашеское правило. У новоначальных оно поменьше, у монахинь побольше, но все обязательно читают Евангелие, Апостол, Псалтирь, каноны, акафисты.
Иисусова молитва – важнейшая часть монашеского делания, которая также разделяется по возрастанию. Новоначальные сестры читают сто Иисусовых молитв в день, рясофорные и в иноческом постриге – триста, монахини и схимницы – от пятисот и больше. Молитвенное правило сестры стараются выполнять с поклонами. Я постоянно напоминаю им, что послушание – не место для разговоров, в это время лучше творить Иисусову молитву.
Матушка, а ленты на монашеских апостольниках в вашей обители снаружи или изнутри пришиваются? У дивеевских сестер, к примеру, нетрадиционный способ ношения лент – под апостольником.
Да, я тоже сталкивалась с таким. В Боголюбово мы пришиваем ленты традиционно – поверх апостольника. Ленточки символизируют пост и молитву. Монах – это постник и молитвенник, без этого спастись он не может. Придя в обитель, мясное мы уже не вкушаем, только рыбу. Сестры усердно трудятся и молятся, испрашивая помощи Божией в несении монашеского креста.
Апостольник на голове носят только инокини и монахини, он бывает богослужебным (черный) и повседневным (более легкий, светлых оттенков) – это так называемое «покрывало послушания», верно?
Безусловно. Пост, молитва, послушание – три крыла монаха. Устав разрешает ношение апостольника из более легкой цветной ткани в келейном корпусе, на кухне, летом на огороде, ночью во время сна.
Женский коллектив – это особое сообщество, со своими нюансами, искушениями, испытаниями. При этом сегодня женские монастыри, к сожалению, нередко превращаются в колхозы, где упор сделан на физический труд. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, что Вы могли бы посоветовать сестрам в этом вопросе?
Согласна, коллектив женский сложный. Я считаю, что надо проявлять к сестрам любовь и внимание – так, чтобы они это чувствовали. В то же время должна быть строгость, дисциплина, соблюдение устава. Очень важны личный пример игумении и беседы, разговоры с насельницами. Необходимо все проговаривать, объяснять, вразумлять.
Игумения должна чувствовать состояние души каждой сестры, замечать, когда она борется с искушением или ее одолевают навязчивые помыслы. Первым делом я, конечно, отправляю на исповедь к священнику, после которой всегда становится легче на душе. Ну и обязательно Причастие Святых Христовых Таин. Иногда хорошо и епитимью понести, чтобы избавиться от греха, чтобы душа не коснела в нем, а очищалась. При таких условиях будет легче возрастать духовно. Тогда и трудиться будешь без ропота, и на службу спешить, и на ночную молитву легко вставать.
Беседовала Христина Полякова
Фото: Владимир Ходаков