Интервью наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископа Воскресенского Саввы накануне Великого поста
Время Великого поста – особенное. Пост чаще всего воспринимается как лишение себя каких-то пищевых наслаждений, но пост без молитвы – это всего лишь своего рода диета.
Для нас, православных христиан, пост перед праздником Светлого Христова Воскресения является моментом подготовительным. И в это время надо, прежде всего, чаще посещать храм, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Второе − это лишение себя пищи животного происхождения. Но на самом деле задача поста − глобальная и более глубокая и важная: найти мир с Богом и с людьми, а иногда и с самим собой. Если этого не будет, наш пост превращается во что-то отстраненное и, может быть, неугодное Богу.
И все-таки самый тривиальный и популярный вопрос: как поститься?.. И в чем символизм этой великопостной «весны души»?
Для нас символизм Великого поста – в подражании Христу. Христос перед Своей проповедью, перед явлением Себя миру также постился 40 дней и ночей, находясь в пустыне. Там Он был один и в одиночестве общался с Богом, Отцом Своим. Так и нас Церковь научает, и вразумляет, и подает нам пример в лице Господа Нашего Иисуса Христа подражать Ему и готовить себя к Светлому дню Пасхи Христовой.
В чем смысл пищевых ограничений?
Здесь нужно уточнить, что речь идет не о лишении себя чего-либо, а именно об ограничении. Можно лишить себя еды так, что это приведет к болезни. И можно стать убийцей своего собственного тела.
В случае же поста речь идет о воздержании от калорийной пищи. Знаете, когда человек поест очень много и калорийно, чего ему хочется? Поспать. И, заснув, он теряет то драгоценное время, которое должен был потратить на молитву. Человек становится более инертным. И, может быть, заботится только о том, чтобы поесть получше и попить вкусненького, сладенького. А постом мы ради Бога лишаем себя прежнего объема пищи. Есть в пост надо меньше, и пища должна быть простой в приготовлении, на нее должно затрачиваться меньше времени. Лишаем мы себя этой привычной пищи не для того, чтобы похудеть или добавить себе здоровья, а для того, чтобы принести таким образом жертву Богу. В древности существовала традиция: люди готовили простую пищу, а средства, которые они при этом сэкономили, жертвовали людям, не имеющим достатка.
Великим постом мы сугубо молимся за усопших. Раньше в Новоспасский монастырь приезжал царский «поезд» и устраивались поминовения предков рода Романовых. Сохранилась ли эта традиция в наши дни?
Традиция прервалась. Род Романовых завершился, последний император был убит, и практика молений царских особ в монастыре прекратилась. Но я думаю, что люди, которые посещают в дни Великого поста наши богослужения, остаются верными сынами своего Отечества и сами продолжают эту традицию, положенную царскими особами из рода Романовых. Как и все христиане, мы поминаем всех ушедших в мир иной. Для этого существуют великопостные Родительские субботы.
Наш монастырь особенный. Хочу отметить, что неособенных монастырей не существует. Каждый монастырь, тем более созданный в средние века, имеет свою историю. Наша обитель связана с родом Романовых – это место их особых молений, поскольку их предки своими телами почивают здесь. И, как любые верные сыны своих родителей, дети вспоминали о своих родственниках, об отцах и матерях и молились за них, потому что самое главное для усопших – это молитва и вечная память о них. Поэтому наш монастырь хранит память о боярах Романовых, родоначальниках царского Дома. Для нас все, что связано с Романовыми, свято. И основным долгом братии обители является молитва за тех людей, которые почивают в монастырской усыпальнице. В поминовении усопших происходит общение Церкви земной и Небесной.
Как меняется во время поста монастырский устав?
Изменяется устав богослужений не только в монастыре, но и во всей Церкви. Братия, как и все верующие, старается чаще посещать храм, а сами богослужения становятся длиннее. На первой седмице братия находится на богослужениях постоянно. Совершаются согласно нашему монастырскому уставу не только совместные богослужения, но и совместные трапезы. Во вторник первой седмицы мы будем встречать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита нашей обители. Предстоятель Церкви будет молиться за уставным богослужением.
Ничего особенного мы не привносим. График монастырских дел сильно не меняется, только больше времени мы посвящаем богослужению, общению с Богом, потому что для монаха главное – молитва.
Во время поста все становится более сдержанным как в богослужебном плане, так и, например, в звоне. Постный колокольный звон становится неярким и сравним с набатом.
Что бы Вы пожелали верующим на предстоящее делание во время Великого поста?
Я бы хотел пожелать мира в душе − чтобы мы меньше делали друг другу зла. Я думаю, что, если человек хотя бы в дни Великого поста будет так поступать, может быть, он научится любить своих ближних и не делать никому зла и в дальнейшем. Это должно быть основным наставлением и правилом в великопостные дни. А то, как поститься, что есть и что пить, − это не самое важное. Самое важное, как нам завещал Христос, − любить Бога и друг друга.