«В слое мусора мы нашли части надгробий родственников Петра I»

Игумен Петр (Еремеев)

Последние несколько лет в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы идет реставрация, что неудивительно: время от времени любому зданию требуются ремонтные работы разной степени сложности в зависимости от состояния «пациента». Что гораздо интереснее, монастырь занимается археологическими изысканиями, раскопками. Понятно, что от культурного слоя XIV века (когда на этом месте появился первый деревянный храм) ничего не осталось, но позднее храм был перестроен и преобразован в монастырь, который стал свидетелем самых разных событий истории Москвы и государства Российского. А еще здесь были похоронены ближайшие родственники императора Петра Первого, и их останки были обнаружены совсем недавно.

О раскопках, о том, почему именно здесь похоронили родню императора (и кого именно), о судьбах политических деятелей того времени, а также о том, какую роль они сыграли в жизни Петра Великого, рассказал наместник Высоко-Петровского монастыря, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев).

Мы говорим об открытиях этого года, совершенных в ходе реставрации храма во имя Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря Москвы. К их числу относятся найденные в хорошей степени сохранности склепы родственников императора Петра I по материнской линии: его предков деда и бабки Кирилла и Анны Нарышкиных, его дядей и тетей, то есть сестер и братьев царицы Натальи Нарышкиной помощников Петра Великого в его государственном служении. Это Лев Нарышкин, бывший главой посольского приказа, в задачу которого входило формирование внешней политики государства. И первый комендант-строитель Санкт-Петербурга Кирилл Нарышкин-младший, память о котором сохраняют в Петербурге по наименованию одной из башен Петропавловской крепости Нарышкинской. После окончания своих трудов в Петербурге Кирилл Нарышкин становится московским градоначальником, поэтому с другими близкими родственниками императора он нашел последнее пристанище в родовой усыпальнице. Есть здесь и многие другие погребения, которые считались уничтоженными, поскольку Боголюбский храм дважды подвергался разорению.

Первый раз при непродолжительной оккупации Москвы французами, когда в нашем монастыре были расквартированы войска неприятеля, сам он в какой-то момент превратился в место суда оккупационных властей. Именно в окрестностях Высоко-Петровского монастыря был один из крупных эпицентров московского пожара с уничтожением каретных рядов. Здесь располагались ценные экипажи и кареты, которые за отсутствием лошадей (в эвакуацию задействовали весь гужевой транспорт) остались в Москве. Как описывают эти события исследователи истории Москвы, когда офицеры армии Наполеона отправились разбирать брошенный горожанами транспорт, ряды были подожжены москвичами вместе с неприятелем, и некоторые поджигатели были схвачены. У стен Петровского монастыря их судили и здесь же, возле монастырской колокольни, расстреляли. Французы, пытавшиеся разорить все известные некрополи в Москве, в том числе и погребения митрополитов, Патриархов в Успенском соборе Кремля, пытались разграбить и погребения в Боголюбском храме нашей обители. Но реставрационные работы 2020 года доказывают: погребения рода императора Петра I по материнской линии не были уничтожены и после революции 1917 года. Звучало предположение, что перед оборудованием в Боголюбской церкви ремонтного цеха рабочие разрушили склепы и извлекли оттуда останки царских родственников. И первая, и вторая версия о возможном уничтожении некрополя не подтвердились.


Почему так произошло? Вернее, почему не произошло?

Во-первых, у французов едва ли была возможность и время разбирать полы Боголюбского храма и многоуровневые, основательно укрепленные склепы. Они и без того поживились в монастыре, разграбив ризницу обители, содрав с икон золотые и серебряные украшения. На протяжении столетий и Рюриковичи, и Романовы, и Нарышкины делали большие пожертвования на украшение святынь нашей обители. Часть вкладов настоятель монастыря успел вывезти, но немало ценностей осталось здесь и либо были уничтожены, либо во время отступления французы забрали их с собой.

Французы разбили надгробия, установленные поверх пола, предполагая, что в них и покоятся останки Нарышкиных, поскольку, как мы знаем, в западной традиции тела порой клали прямо в саркофаги, а не в землю. Русская традиция предполагает погребение всегда ниже уровня пола. В Архангельском соборе Кремля, где покоятся останки великих князей и первых царей, для их погребения вскрывались полы храма и выкапывалось углубление для размещения там гроба. Так и в других храмах-усыпальницах.

Стены таких погребений как правило укреплялись кирпичом либо белым камнем. Получался склеп, который чаще всего закрывали кирпичной сводчатой кладкой, и сверху, учитывая, что полы получают дополнительную нагрузку, его довольно часто накрывали каменными плитами, либо бревнами. Так что пробиться к самому склепу было не так-то просто. И у французов, повторюсь, для этого не оставалось ни времени, ни сил. Но они уничтожили монолитные резные белокаменные гробницы, обозначавшие места погребения. При возобновлении богослужебной жизни в Боголюбской церкви после нормализации церковной жизни в древней столице вместо разбитых были сооружены объемные металлические надгробья с вставками, на которых были нанесены эпитафии и имена погребенных. Именно эти надгробья при закрытии обители в 20-е годы прошлого столетия были разобраны и уничтожены.

Но они могли предполагать, раз надгробия пустые, значит внизу...

Думаю, они прекрасно понимали, что погребения в церквях-усыпальницах делались глубоко, со сложной системой кладки склепов.

Не было задачи?

Не было задачи и, думаю, не было желания. Вообще отношение к смерти, к памяти покойных и к историческому наследию в молодой Советской республике было своеобразным. Есть масса примеров, когда поверх надгробий в храмах и на территориях кладбищ располагалось все что угодно. В малой усыпальнице у входа в Боголюбскую церковь после закрытия обители долгое время жила многодетная семья прямо в усыпальнице. И, конечно, новые пользователи Боголюбского храма прекрасно понимали, что стоявшие поверх пола гробницы являются лишь обозначением мест погребений. Они убедились в этом, разобрав каркасные обшитые цветным металлом надгробия, и утилизовав их, как и все остальное убранство храма. А резной иконостас с впечатляющими современников иконами (заказ Петра Великого, исполненный мастерами Оружейной палаты) был уничтожен...

Уничтожен? Его даже не перенесли ни в какие подвалы-запасники?

Исследователи полагают, что иконостас утерян полностью.

От надгробий тоже ничего не осталось?

Мы нашли под временным полом в слое мусора некоторые части лицевых поверхностей надгробий. С полов после закрытия храма были удалены плиты, пол был зачищен от всего более-менее ценного и поверх слоя образовавшегося боя было сооружено новое покрытие, которое в ходе эксплуатации нарастало наслоениями. В довоенные годы храм был определен под промышленные задачи и цели, стояли станки.

В строительный «мусор» этой подушки под пол тогда вошли и битые лицевые части надгробий. И это вторая часть нашего открытия. Немного, но некоторую часть из них мы обнаружили.

Было искушение посмотреть, что там под спудом?

Когда мы вскрыли наслоения пола минувшей эпохи, стало ясно, что некрополь цел. Мы изначально не считали возможным тревожить прах усопших. Поэтому были рады тому, что у реставраторов не возникло необходимости при удалении напольных слоев, выборке мусора и строительного материала опускаться до самих могил. Император Петр и его близкие доверили монастырской братии сохранение памяти о своих родных. Кроме молитвенного их поминовения это предполагает бережное отношение и к местам погребений, и к самим останкам. Мы очистили внутренний периметр храма и после этого смогли приступить к реализации проекта по обустройству пола.

А когда будут проходить экскурсии (а я знаю, что они здесь бывают регулярно), вы будете показывать в храме место и рассказывать людям о том, что здесь погребены родственники императора Петра?

Мы надеемся в ближайшие два года полностью возобновить облик Боголюбской церкви. Мы можем это сделать по отрисовкам и фотографиям дореволюционного и революционного периода. В XIX веке были сделаны два подробных описания, но они, к сожалению, имеют некоторые погрешности. Тем не менее, в ходе очистки храма от мусора, когда обнажились границы склепов, мы получили представление, где располагаются большинство погребений вплоть до сантиметра.

И можно с уверенностью сказать, кто и где захоронен, а не только место?

Проведя обмеры склепов, найдя части надгробных обозначений, мы уточнили не только места, но и имена погребенных. Нам это позволило составить очень подробную карту погребения. Для чего? Чтобы в течение ближайшего года запроектировать восстановление всех надгробий, которые были утеряны после революции. Была дискуссия между специалистами, содействующими нам в обозначении этапов реставрации Боголюбского храма. Прозвучала идея не восстанавливать надгробия поверх пола, а обозначить места погребений прямо на плитах пола. Аргументов у этой позиции было несколько. Во-первых, это будет уже не оригинал, а реконструкция некогда бывших надгробий. С другой стороны, указывали на то, что без монументальных надгробий храм будет более просторным.

Но мы рассудили иначе. Ведь и после Отечественной войны 1812 года подобная реконструкция уже была произведена, ничего страшного не будет, если мы сегодня в очередной раз воссоздадим надгробья. Тем более что такова была воля устроителей некрополя. Доводы о вместительности храма тоже представляются малоубедительными. Как и Архангельский собор Московского Кремля, как Петропавловский храм в одноименной крепости Санкт-Петербурга, наш Боголюбский храм в первую очередь храм-памятник, храм-усыпальница. Таким его создавали царица Наталия Кирилловна и император Петр I.

Четверик церкви просторный, он позволяет спокойно в нем находиться богомольцам. Так что храм, естественно, будет без ущерба историческому наследию включен в богослужебную жизнь нашей обители. В итоге у нас получится два вместительных храма для соборных богослужений Боголюбская церковь и Сергиевская, также построенная царем Петром.

И еще об открытиях этого реставрационного года. На протяжении последних десятилетий от стен храма местами отслаивалась краска, и из-под нее проступали штрихи старинных росписей. Это давало надежду, что значительная часть живописи сохранилась, что подтвердили исследовательские и реставрационные работы этого года. Когда подрядная реставрационная организация раскрывала наслоения краски, штукатурки, то обнаружились сохранившиеся росписи, на которых изображены святые и праздники. Это позволило разработать проект реставрации настенной живописи, который мы надеемся в ближайшие годы реализовать. Для нас это огромное событие, потому что во всех других храмах монастыря росписи полностью утрачены. А здесь мы можем попытаться воссоздать облик храма с интерьерами, каким его видели наши предки в XIX веке. Это касается и восстановления иконостаса, проект которого мы разработали на основании имеющегося научного материала.

Восстановление росписи дело не очень быстрое, поэтому, видимо, службы в соборе если и возобновятся, то не в ближайшие годы?

При возможности мы уже совершали здесь Литургию, покуда храм не был занят строительными лесами. Это было сложно, из-за провалов в полах, но теперь основной объем работ завершен. Сейчас мы полностью восстановили напольное покрытие в трапезной части и в четверике, а в алтаре и на солее работы завершатся в будущем году. Так что скоро здесь можно будет совершать богослужения. Конечно, до освящения храма еще далеко.

Сколько именно времени потребуется на окончание реставрации, мы пока не знаем. Когда мы приступили к работам пять лет назад, нам очень хотелось успеть к 2022 году, когда вся Россия будет праздновать 350 лет от рождения Петра Великого. Отмечать юбилей, не уделив внимания состоянию мест погребения предков и родных императора, было бы странно. Поэтому в диалоге с Министерством культуры РФ мы постоянно возвращались к этому вопросу. Медленней, чем нам хотелось бы, но работы все же идут. Существенную помощь нам оказывает Правительство Москвы и благотворители.

Для насельников монастыря находки в ходе реставрации имеют важное значение. Вы хранители. Для ученых историков и археологов тоже: это история не только Москвы, но и всей страны. Хотелось бы, чтобы москвичи и россияне осознали значимость ваших открытий. Потому что мне иногда кажется, что для многих людей Петр Первый личность, появившаяся из ниоткуда. Он сам по себе. Не было у него родни, его никто не родил и не воспитывал. Захотел парень, поехал учиться в Европу чего не поехать, если есть деньги. И после него никого не осталось.

Реставрация Боголюбского храма и вообще Высоко-Петровского монастыря является значимой для историков, археологов, архитекторов, художников, потому что представляет собой материал для изучения нескольких эпох. Благодаря реставрации строений и археологическим изысканиям мы можем проиллюстрировать историю зодчества в Москве, ведь та же Боголюбская церковь является одним из последних образцов русского узорочья перед зарождением здесь же нового стиля нарышкинского барокко. С другой стороны, она наглядный пример храмовой усыпальницы. Это один из самых больших в стране храмов-усыпальниц в полном смысле этого слова. И храм, и погребения являются для историков важными свидетельствами трагических событий, связанных с восхождением на престол Петра. Противостояние царевны Софьи и царевича Петра I знаковая точка в истории страны.

И конечно же, это иллюстрация взросления Петра Великого: история Боголюбского храма и весь Петровский монастырь помогают проследить, пролистать страницы его детства, его юности, поскольку будущий император принимал участие в трудах своей матери Натальи Кирилловны по созданию этого храма. Мало кто знает, что придя к власти, царица Софья ограничила свободу передвижения царицы Натальи и ее сына Петра. И одним из немногих мест, куда они могли поехать, был Петровский монастырь, поскольку царица строила Боголюбский храм на могилах убиенных стрельцами братьев.

И в дальнейшем царь Петр продолжает строительство. Так что все остальные крупные сооружения нашего монастыря колокольня, Нарышкинские палаты, Сергиевская церковь, да и сама сегодняшняя территория его заслуга. И Петр Первый обустраивает его как родовой царский монастырь. Можно смело сказать, что без рассмотрения причастности императора Петра к строительству Боголюбской церкви усыпальницы его родных и близких по линии матери и всего ансамбля Высоко-Петровского монастыря невозможно рассматривать первые его 20 лет жизни.

Ведь его семья по матери жила практически на территории современного монастыря?

Да, к территории монастыря XVII века примыкала усадьба деда и бабки Петра Первого. К поре активной царской стройки Кирилла Полуэктовича Нарышкина постригли в монахи и выслали в Кирилло-Белозерский монастырь, а бабушка Анна Леонтьевна Леонтьева уехала в село Семчино-Петровское. Но Петр помнил, что в год его рождения дед завещал свою усадьбу Высоко-Петровскому монастырю в помин души всех близких и в благодарность за рождение наследника у Алексея Михайловича и его дочери Натальи. Храня в сердце завещание деда, получив возможность действовать Петр Первый присоединяет усадьбу деда и бабки к территории обители и полностью ее обустраивает. Он сохраняет Нарышкинские палаты, где жили его родные, но надстраивает их вторым этажом.

Десятилетие, на которое пришлось совершеннолетие Петра Первого, крайне интересно с точки зрения изучения его характера, отношения к Церкви, к предкам, к традициям. И очень жаль, что на этот период мало кто из исследователей обращает внимание.

Надеюсь, что благодаря нашим находкам, благодаря вниманию, которое проявляют сегодня историки к Боголюбской церкви и Высоко-Петровскому монастырю, многие личностные черты Петра Первого, начальный период его жизни будут описываться и исследоваться более глубоко и разносторонне.


 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марфо-Мариинская обитель милосердия
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург