«Я сделаю тебя герондиссой»

Герондисса Феофано

Первая обитель, построенная герондой Ефремом в Америке, – женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Саксонбурге, штат Пенсильвания. Старец Ефрем основал его в 1989 году. Паломников здесь встречает мирный уголок природы, где можно забыть на время все мирские заботы и волнения и погрузиться в мир тишины и молитвы. Сестры в монастыре сугубо подвизаются в сердечно-умной молитве. Тут и там слышится: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя». Византийские песнопения во время богослужения в храме располагают паломников к благоговению.

Монастырь является миссионерским центром. Это оазис в пустыне современной жизни для тех, кто испытывает духовный голод. Здесь страждущие получают духовный совет и утешение в скорбях. Особенно любят посещать монастырь дети, которые своей чистой душой разделяют с монахинями их радость о Господе.

Сейчас в монастыре подвизаются 15 сестер (13 монахинь и 2 послушницы). Они сами зарабатывают себе на хлеб и на монастырские нужды. В монастыре действует иконописная мастерская, также монахини делают иконы на дереве, камне, занимаются вышивкой и шитьем крещальных рубашек и священнического облачения, вязанием четок, украшением свечей для венчания и крещения, изготовлением мыла. Есть в монастыре и огород.

Первой настоятельницей монастыря была герондисса Таксиархия. Старец Ефрем Филофейский, ее духовный отец, привез ее сюда из греческого монастыря в 1989 году. Герондисса Таксиархия была прозорливой старицей, стяжавшей дары непрестанной молитвы и любви Христовой.

Нынешняя настоятельница монастыря герондисса Феофано присоединилась к сестричеству в 1990 году. Под ее духовным руководством сестры обители трепетно хранят традиции, унаследованные от своей духовной матери – герондиссы Таксиархии. Герондисса Феофано любезно согласилась побеседовать с нами.


***

Уважаемая герондисса Феофано, не могли бы вы рассказать нам о своем пути в монастырь?

Моя мама была родом из Греции, отец родился прямо накануне Малоазийской катастрофы в Смирне (речь об изгнании коренного православного греческого населения со своих древних очагов. – О.Р.). Потом они с мамой переехали в Америку.

С герондой Ефремом я познакомилась в Нью-Йорке. Это знакомство произошло так. Я в то время была юной девушкой. Не хотела поступать в университет, мечтала стать дизайнером одежды, но мой отец настоял, чтобы я получила высшее образование. Он сказал нам, своим детям: «Вам нужно получить хорошее образование, чтобы вы смогли обеспечить себя». Мой папа очень заботился о нашей независимости. «Буди благословенно», – ответила я папе. Как сказал отец – так я и поступила.

Если бы я не послушалась отца – я бы не встретила геронду Ефрема

Выбрала исторический факультет и стала историком. В конце концов оказалось, что в тот город, где находился мой университет, стал приезжать геронда Ефрем, и я попала к нему на исповедь. Это случилось в 1980-е годы, и это были самые первые годы, когда он только начал приезжать в Америку. Итак, вот почему я встретила геронду Ефрема. Если бы я не послушалась своего отца – я бы никогда не встретила геронду. Когда мы слушаемся своих родителей, мы всегда от этого получаем пользу.

Когда я встретилась с герондой в первый раз, он сказал мне: «Моя девочка, ты у меня станешь монахиней, и я сделаю тебя герондиссой». Мне потребовалось какое-то время, чтобы привыкнуть к этой мысли, но, слава Богу, так и произошло!

Между тем днем, когда я встретила геронду, и смертью моей мамы прошло восемь лет. Все это время меня беспокоили помыслы: «Не уверена, что я действительно хочу стать монахиней. Может быть, мне лучше выйти замуж?» У меня была какая-то двойственность. Я мечтала по временам стать матушкой, причем современной матушкой. Мы ведь ничего не знали о монашестве. Мы никогда не видели ни одной монахини.

И вот после смерти мамы я пошла к геронде и сказала: «Геронда, пятьдесят на пятьдесят, не могу выбрать: замужество или монашество». А он мне говорит: «Ты знаешь, что я от тебя хочу, вот и решай. Молись Божией Матери!» Ну, и после того, как вы слышите это, можете ли вы думать о замужестве? Итак, я и тут оказала послушание. Мой отец был очень строг, как, впрочем, и геронда Ефрем. Я перешла от одного строгого отца к другому.

Я приехала сюда, в монастырь, в марте 1990 года. Вначале у нас был только небольшой деревенский домик на две спальни и больше ничего. Нас было трое: герондисса Таксиархия, я и еще одна сестра.

Не могли бы вы рассказать, как строился ваш монастырь?

В то время владыкой у нас был архиепископ Иаков, который был не очень расположен к монашеству, но на то была Божия воля, чтобы они договорились с герондой Ефремом о строительстве монастыря. В течение года после того, как монастырь был построен в 1992 году, нас уже было десять сестер – монастырь был полон.

Он обещал пожертвовать эту землю Богоматери, когда его затруднения разрешатся. Так и случилось

Чудесная история произошла с приобретением земли для нашей обители. Владельцами фермы, на месте которой сейчас построен монастырь, была одна греческая пара. У них не было детей. Во времена депрессии у них не было и денег, только одна ферма. А в 1942 году, как мне рассказывал священник, от хозяина потребовали заплатить задолженность по налогам. У него в наличии была сумма, которая составляла ровно четверть того, что он был должен государству. И тогда он помолился Божией Матери: «Панагия, если они согласятся принять эту сумму, чтобы покрыть все мои недоимки, то я пожертвую эту недвижимость Тебе для Твоего монастыря». Так и случилось, чиновники удовлетворились четвертой частью суммы, и между супругами было решено, что, поскольку у них нет детей, они передадут свою ферму Церкви с условием, что здесь будет построен монастырь.

Кроме того, одна семья, духовные чада геронды Ефрема из тех, кто живет в этой местности, купили недвижимость рядом с нами, для того чтобы построить жилье для своих детей, но кончилось тем, что они передали нам и этот участок, так что, Бог даст, мы будем расширяться.

Что вы построили в первую очередь?

Первым было построено небольшое здание на десять келий для сестер монастыря. А потом мы построили еще одно помещение над гаражом, еще на четыре кельи. Затем мы расширили старый фермерский дом и переделали его в иконную мастерскую. И мы надеемся расшириться еще больше. Геронда Ефрем только сегодня сказал мне: «Что у вас со зданиями?» Я ответила, что у нас нет денег, но он сказал: «Ничего, продолжайте, продолжайте…»

А как обстоят дела с церковью?

Церковь соединена с помещением, где мы живем. Это часовня. В 1996 году мы построили еще одну часовню – преподобного Серафима Саровского – в лесу. У нас на участке есть лес и там – бревенчатая церквушка.

Что-то вроде скита?

Да, именно скит!

Как у вас проходит день?

Сейчас нам сложно придерживаться нашего обычного расписания из-за ремонта. Недавно мы обнаружили, что все наше здание прогнило. Мы должны были освободить все помещения и начать капитальный ремонт. Мы пытаемся относиться к этой ситуации с терпением. Слава Богу, церковь мы уже закончили, сейчас делаем наши кельи и чердак, где повреждения были особенно сильные… Но, слава Богу, слава Богу… все хорошо. У нас есть геронда, его молитвами все будет хорошо.

Когда у нас не было ремонта… давайте я расскажу о том, как мы жили, когда у нас не было ремонта и был священник… сейчас у нас временно нет священника. Так вот, обычно наш день начинается в 6 часов утра Литургией или молебном, и после этого бывает трапеза, а потом мы выходим на послушания. Следующая трапеза в 1 час дня, а затем мы служим вместе вечерню и малое повечерие, а после этого уединяемся в своих кельях для отдыха. Потом снова трудимся, молимся.

Уважаемая герондисса, может быть, вы поделитесь какими-то назидательными историями из жизни вашей обители?

Особенно благодатными были первые годы обители – Господь давал нам благодать для созидания монастыря. Эти годы были полны чудес – это было что-то особенное. К нам приезжала духовная мать нашей настоятельницы герондиссы Таксиархии – старица Макрина. Блаженная старица Макрина (1921–1995) была герондиссой монастыря Панагии Одигитрии близ города Волос, духовным чадом старца Иосифа Исихаста и нашего геронды Ефрема. Старица руководила монастырем более 30 лет, стяжала многочисленные духовные дары и сподобилась высоких духовных состояний.

Когда она к нам приехала – мы как будто собрались все вместе: мать, дочка и мы, внучата. Кроме того, геронда Ефрем тоже приехал. Вся семья была в сборе.

Когда мы увидели геронду и обеих герондисс одновременно, мы осознали: традиция существует

Эта встреча дала нам возможность осознать что-то очень важное. Те, кто родился в Америке, не понимают глубоко нашу историю, не понимают по-настоящему апостольской традиции. Ну какая в Америке традиция!? Наши храмы в Америке новые и современные. О традиции особенно не принято говорить. Так что, когда мы увидели геронду и обеих герондисс одновременно, мы осознали, что традиция существует, существует преемственность. Это очень укрепило нас в Православии. Кроме того, позже это помогало нам справляться с искушениями.

Было непросто, когда к нам в монастырь приходили и спрашивали: почему бы вам не поменять то-то и то-то? Было очень сложно сохранить греческий язык, очень сложно, особенно когда я приняла на себя послушание настоятельницы. Священник сразу же предложил кое-что поменять. Мне пришлось ему сказать: «Извините меня, но то, что я приняла из рук моей святой старицы, я не могу поменять».

У нас было много разных проблем. Основное наше направление – миссионерское. В таких условиях сложно говорить о настоящей монашеской жизни. Здесь у нас есть Мексика, Гватемала. Чего только нет! И со всеми необходимо общаться, всех учитывать.

Вернемся к герондиссе Макрине. Наша герондисса Таксиархия рассказывала нам, что многие священники, архимандриты, другие герондиссы, даже епископы приезжали в Портарью за советами к герондиссе Макрине. Все к ней стремились. Ее называли «Василием Великим», так как она была очень строга в самом начале.

Но когда я ее увидела – она была сама любовь. Я вам расскажу о том, как я познакомилась с ней. Моя мама умерла, когда мне было 23 года. Незадолго до ее смерти геронда Ефрем приехал к нам, чтобы в последний раз исповедовать маму. Мне он сказал: «Девочка моя, когда это произойдет, когда твоя мама отойдет ко Господу, сразу же звоните в Филофей, чтобы отцы начали служить по ней Сорокоуст». Сразу после этого геронда полетел в Англию, чтобы быть с герондиссой Макриной в больнице, так что я не могла разговаривать с ним напрямую и мне не от кого было получить утешение в моем горе.

В день, когда умерла моя мама, в канун Рождества Христова, я увидела сон. Будто бы снова стала ребенком 10–12 лет и сижу вместе с другими детьми в каком-то красивом месте. Дети вокруг меня играют, но я не играю с ними, а просто сижу. И тут к нам подходит какая-то незнакомая женщина в черном и спрашивает меня: «Дитя мое, почему ты не играешь с другими детьми, и из-за чего ты выглядишь такой грустной?» Я отвечаю ей: «Мне грустно, потому что моя мама умерла». – «Нет, девочка моя, она не умерла, она ушла ко Христу. Не грусти, она сейчас со Христом». И в этот момент я проснулась.

Я никому не стала рассказывать об этом сне. Только оказавшись в монастыре, я рассказала этот сон герондиссе Таксиархии, и она мне сказала: «Может быть, это была Пресвятая Богородица?» Я ответила: «Нет, мне кажется, что это была не Панагия, а какая-то старица».

Я сразу же узнала в герондиссе Макрине старицу из моего сна, пришедшую меня утешить

Когда мы поехали в Портарью с герондиссой Таксиархией и я в первый раз увидела герондиссу Макрину – я сразу же узнала в ней старицу из моего сна. Когда герондисса Макрина взяла меня на беседу и я рассказала ей всю историю, она мне ответила: «Я знала о смерти твоей мамы, дитя мое, поэтому я и пришла тогда к тебе, чтобы тебя утешить».

Благодарим вас за чудесную беседу, уважаемая герондисса Феофано!

Храни Господь!


С герондиссой Феофано

беседовала Ольга Рожнёва

С греческого переводила Ольга Затушевская

11 августа 2016 г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь