RSS

Монашество

Протоиерей Сергий Звонарёв
Статья знакомит читателя с усилиями священноначалия Русской Православной Церкви по сохранению русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон. Особая роль в этом принадлежала Отделу внешних церковных сношений и его председателю митрополиту Никодиму (Ротову). В решение афонского вопроса было вовлечено не только церковное руководство, но и советские власти, в том числе на высшем партийном уровне, а также на уровне Совета по делам Русской Православной Церкви (Совета по делам религий), Министерства иностранных дел СССР и посольства Советского Союза в Афинах.
Иеромонах Никон (Скарга)
В конце октября 2024 года состоялось присуждение премий XIX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». В номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» первой премии было удостоено издание Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь «Преподобный Исаак Сирин. Аскетические слова, изложенные в порядке возрастания добродетелей», вышедшее в марте этого года под редакцией насельника Оптинской обители иеромонаха Никона (Скарги). Ранее в интервью порталу «Монастырский вестник» отец Никон рассказал, что для издания этой книги потребовалась тщательная разработка ее научной части. Научный подход, в том числе, позволил дать ответ на важный вопрос, возникший в конце ХIХ столетия в западной патрологии и отчасти ставший проникать в современную православную патрологию, – о принадлежности святого Исаака к Церкви Востока (несторианской). В ходе работы над оптинским изданием был применен метод сравнительного анализа текстов, исследованы все доступные сирийские рукописи, содержащие творения преподобного Исаака Сирина, в том числе наиболее древние. Это дало убедительную аргументацию для прояснения вопроса. Однако, как отметил иеромонах Никон, в издании, призванном решать прежде всего аскетические задачи, дух полемики был бы неуместен, и данная проблематика в основном отразилась в научных статьях, сопутствовавших работе над книгой (см. Справку в конце публикации) Одну из этих статей мы предлагаем сегодня вниманию наших читателей. В ней приводится критика и ставится под сомнение авторство 11-го трактата из Второго Собрания, приписываемого преподобному Исааку; выдвигается тезис о принадлежности трактата перу видного восточно-сирийского богослова мар Нарсая († ок. 502 г.). Примененные методы детального комплексного исследования могут в дальнейшем способствовать выявлению иных сомнительных и подложных текстов, присутствие которых до сих пор оставалось незамеченным в новооткрытых текстах творений аввы Исаака, – святого, на протяжении более тысячелетия признаваемого одним из столпов Православной Церкви и учителем православного монашества.
Игумения Ксения (Чернега)
Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно приказа Минздрава России от 19.11.2024 № 628н «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру, в целях совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в медицинской организации, в том числе в ее структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, при оказании пациенту медицинской помощи в стационарных условиях».
Екатерина Орлова
Период духовного возрождения России и республик бывшего Советского Союза был ознаменован и началом возрождения монастырских традиций Русской Православной Церкви. Во время распада советского государства и связанных с ним экономического кризиса, обнищания населения и социальной неустроенности граждан, Церковь и ее монастыри взяли на себя функции, которые разрушенные или недееспособные на тот момент государственные структуры не имели возможности выполнять. История бережно хранит память о том времени, когда стремительно возрождавшееся благотворительное служение Церкви – клириков, монашествующих и мирян – становилось для наших сограждан подчас единственным источником существования.
Игумения Ксения (Чернега)
Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправки в законопроект о запрете «чайлдфри».
Святейший Патриарх Кирилл
3 ноября 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками программы «Время героев». В ходе беседы Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы собравшихся.
Игумения Ксения (Чернега)
Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно законопроектов «О внесении изменений в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».



Игумения Ксения (Чернега)
Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно проекта приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру, в целях совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в медицинской организации, в том числе в ее структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, при оказании пациенту медицинской помощи в стационарных условиях».
9 октября - день памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989)
В архиве издательства «Даниловский благовестник» хранится общая тетрадь, полученная в апреле 1994 года от Надежды Эммануиловны Шульц. В ней – дневниковые записи священника, побывавшего на похоронах святителя Тихона в марте/апреле 1925 года. К сожалению, известно об авторе только то, что он приехал в Москву из Ленинграда; даже имя его установить не удалось...
Иеромонах Иов (Герасимов), иерей Вячеслав Масин
В статье магистра теологии, старшего преподавателя Таврической духовной семинарии, старшего помощника проректора по воспитательной работе Таврической духовной семинарии иеромонаха Иова (Герасимова) и магистра теологии, ассистента кафедры церковной истории Московской духовной академии, помощника проректора по воспитательной работе Московской духовной академии иерея Вячеслава Масина сделана попытка проанализировать процесс созидания ученой иноческой традиции в Свято-Владимирском Херсонесском мужском монастыре, а также влияние этого уникального опыта его насельников на общецерковную дискуссию о создании нового типа ученого монашеского братства.
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь