Проповедь в день памяти преподобного Амвросия Оптинского

Игумен Тихон (Борисов)

«Раньше сюда, в тихую обитель на берегу Божией реки, неспешно катились дилижансы, кибитки и кареты. Сегодня стремительно летят фольксвагены, BMW и мерседесы...

Раньше на оптинские ступени приходили крестьяне, дворяне, купцы, мещане. Сегодня – учителя, спортсмены, профессора, политики и бизнесмены.

Раньше – сюртуки, кафтаны и сарафаны. Сейчас – джинсы, пуховики и другая современная одежда....

Время – разное. Темпы – разные. Моды – разные. Люди – разные.

Страсти – одни и те же. Главные болезни души – одни и те же. И Господь – Один и Тот же!

Когда-то в давние времена Оптину называли «самым жарким костром, у которого грелась вся Россия». Теперь, во времена нынешние, мы совместными усилиями только пытаемся разжечь потухшие угольки этого некогда пылающего костра. Мы живем в трудное, сложное, парадоксальное время.

Мир пытается умертвить человека. Хочет заставить его не сбыться, не состояться, не прорасти для Вечности. Мир хочет, чтобы не произошла встреча человека с Богом. Каждый из нас знает, как трудно быть живым. Как тяжело быть настоящим. Как непросто нырнуть в глубину жизни, в ее истинность, в ее непреходящую правду. И как необходимы для нас теплые молитвы святых!

Копье времени пронзает нашу жизнь, и мы празднуем ныне память того, душа которого уже вне нашей земной суеты и обыденности. Мы смотрим на его смиренный сияющий лик на иконе, и его глаза согревают нас огнем Вечности. Мы прикладываемся к его благоухающим мощам, и вдохновенный ветер благодати оживляет наши потухшие, унывающие сердца. Мы просим его заступничества, и оно приходит быстрее сверхзвуковой скорости... Потому, что преподобный Амвросий здесь, рядом и он всегда готов нам помочь.

Говорить о святом страшно... Это как будто слепому рассуждать о красоте восходящего солнца или о торжественном тихом убранстве осеннего леса. Или как глухому пытаться понять гармонию симфонии Баха или услышать неторопливый, таинственный шепот морских волн... Преподобный Амвросий для нас – непостижимая глубина! Непостижимая высота и тайна!

Здесь, возле его скитской хибарки, кающиеся отхаркивали грех как кровь после драки. Здесь раздувались и разгорались потухшие угли человеческой совести. Здесь из сердца вынималась страшная заноза неверия, пустоты, страха. Как старатель решетом намывает горы земли, чтобы найти маленькие крупицы золота, так и старец Амвросий через решето молитвы, сострадательности, сочувствия находил слитки любви, добра, света в бесконечных тоннах гниющего мусора человеческих сердец и судеб.

Один философ 20-го века как-то выразился, что «уединение – это роскошь богачей». Он имел в виду, что человек все время находится в суете, в спешке, в каких-то делах и побыть одному, сосредоточиться, подумать – это большая роскошь. Не каждый может себе это позволить... И хотя преподобный Амвросий был настоящий духовный богач, у него не было этой роскоши уединения. «Как на людях я родился, так на людях и живу», – говорил старец, шутя, о себе.

Он жил на людях. Он жил для людей. Вокруг него много лет колыхался, вздыхал и плакал целый океан человеческого горя. К старцу редко идут, чтобы сообщить о своей радости. К старцу несут боль, горе, недоумение, страдания, скорбь. Для крестьянки скорбь – это все время подыхающие гуси. Для великого Достоевского, вступившего робко на старческий порог, – это смерть маленького сына. «Он был равно открыт для всех, – отмечал К. Леонтьев, – и в каждом человеке провидел образ и подобие Божие!»

Каждый из нас знает, как трудно утешить человека в его горе, как трудно подобрать нужные слова, как непросто обласкать его искренним сочувствием. Старец Амвросий очень хорошо понимал, что утешать скорбящего человека – это не значит стараться упразднить его страдание. Неизлечимую болезнь или утрату близкого человека невозможно упразднить. Утешать – это помогать страдать! Научать человека нести страдание без ропота, принимая его как от руки Всевышнего Промысла!

Он учил жить «как колесо вертится: чуть только одной точкой коснется оно земли, а остальными стремится вверх!» Он сравнивал мир с надоедливым базаром. Человек – это мужичок, едущий на своей лошаденке через этот базар. Кругом все кричат, навязывают свой товар, пытаются затащить в какие-то сделки и истории. А мужичок не обращает внимания на эту ревущую, звенящую суету, подстегивает свою лошадку, да так потихоньку и проезжает через все эти ловушки, обманы и искушения волнующегося житейского моря.

Матери, у которой умер сын, работавший на телеграфе и часто приносивший преподобному телеграммы, старец ласково говорил: «Ну, что? Оборвалась твоя телеграмма?» Человеку, жаловавшемуся на больную руку, напоминал, что тот бил когда-то свою мать.

Однажды послушник Матфей, страдавший винопитием, выбежал, как он сам впоследствии вспоминал, в «адамовском костюме», то есть совершенно голый, прямо к экипажу, в котором ехал старец. «Ну, – с любовью и снисходительностью сказал авва, – еще благодать Божия не отступила от него!»

Старец шутил, кого-то бил палочкой, кого-то ласково называл «дурой», пускал в ход пословицы и прибаутки. Но никто, даже келейники, не знали, что за всем этим стояли бессонные ночи, слезы и молитва за весь мир! Он сделал свою маленькую келлию врачебным кабинетом, в котором исцелял не переломы и ушибы, не головную боль или изжогу, не понос или золотуху. Он исцелял страшные, смердящие раны и язвы человеческой души, следил за духовной кардиограммой, выправлял ужасные сердечные вывихи и переломы, которые мешали человеку нормально жить и молиться.

Старец Амвросий, как премудрый архитриклин, умело распределял духовное вино Оптинской благодати. Словно добрый искусный гончар, из мертвой, невзрачной глины человеческой души он вылеплял, трепетно и осторожно, прекрасный неповторимый сосуд, которому надлежало наполниться Божественной благодатью.

Преподобный Амвросий – это целая эпоха. Выросло несколько поколений христиан, воспитанных на его письмах, его поучениях, а главное, на его молитвах! Как будто из Вечности, из светозарных райских обителей мы слышим его уже ставшие символическими и знаковыми замечательные слова: «Жить – не тужить! Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!»

Тысячи и тысячи людей много лет приезжают в Оптину, чтобы духовно погреться у мощей преподобного. Он учит нас жить Христом! Дышать молитвой! Стремиться к Вечности! Безропотно нести свой земной жизненный крест. Учит видеть небо в душе нашего ближнего. Преподобный Амвросий помогает нам глубоко и свободно, радостно и вдохновенно жить нашу многотрудную, неприукрашенную, многоскорбную жизнь с ее неизлечимыми болезнями, с ее «оборванными телеграммами», с болью потерь, с непониманием близких, со злобой окружающего мира... И туда, в эту ежедневную рутину, в звенящую пустоту будней, вносить свет, мир, смирение, смысл и любовь!

Однажды, опираясь на палочку, старец Амвросий шел из монастыря в скит. Вдруг он неожиданно увидел такую печальную картину: нагруженный воз, рядом лежащая мертвая лошадь и плачущий крестьянин. Старец трижды обошел лошадь, взял хворостину, стегнул скотину и прикрикнул: «Вставай, лентяйка!» И лошадь послушно поднялась на ноги.

Так и наша душа, расслабленная и ленивая, полумертвая, нагруженная множеством грехов, одетая в «небрачную одежду», лежит на перепутьях суетного, многозаботливого мира. Господь хворостинками трудностей, скорбей и искушений подхлестывает и ободряет нас и посылает на помощь святых угодников, таких, как преподобный Амвросий.

Мы и сегодня слышим его ободряющие, трезвящие отеческие слова, обращенные с любовью к душе каждого из нас: «Вставай, лентяйка!»


Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Кирилл (Павлов)
Епископ Солнечногорский Алексий
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Схиигумен Игнатий (Крюков)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Епископ Солнечногорский Алексий
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Схиигумен Игнатий (Крюков)
Игумен Тихон (Борисов)
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь