«Господи! Улови же и нас всех в Твою спасительную, божественную сеть…»

Игумен Тихон (Борисов)

Каждый профессионал в своем деле, да и не только профессионал, каждый человек знает из своего собственного опыта, что бывают моменты, когда какое-то дело не идет! Ну не идет – и все!

Художник достал мольберт, смешал краски, натянул холст… А картина – не идет! Вроде и свет хороший, и сюжет великолепный. А нет вдохновения – и все тут! Строитель дома разложил инструмент, надел спецовку, взял мастерок в руку, но что-то не клеится, не идет работа! Шов кривой, стена получается неровной… Хирург назначил операцию и, кажется, все условия благополучны, но в последний момент интуиция подсказывает: надо перенести, не торопиться, подождать… Ученый бьется над решением научной задачи. Кажется – вот-вот! Но ответ не приходит…

Таких случаев – множество! Человек трудится, не покладая рук, делает все возможное, но его ждет разочарование! Результат – ноль! Все усилия были напрасны! Ты трудишься всю ночь, а сети – пусты! Ты напрягаешь все свои мускулы, а рыба прокладывает другой маршрут. Как говорится, не клюет.

Остается одно – измывать пустые мрежи, и возвращаться домой, не солоно хлебавши… И вдруг: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4). Ты рыбак, и с точки зрения логики – это абсурд, бесполезно… Ну, не повезло – значит, не повезло… В другой раз…

Симон еще не знает, Кто такой Христос! Но он с уважением и доверием относится к словам Спасителя: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5).

Никакой труд без помощи Божией не бывает успешным. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126:1). Аще не Господь подскажет, куда и когда забросить сети, сети своего ума, сети своих способностей – ничего не сделаешь… Будешь трудиться всю ночь своей жизни, глотать соленую воду, претерпевать ветер и волны, но ты ничего не поймаешь… Только водоросли и пустые ракушки останутся в сердце, только грех и страсти наполнят беспокойную душу!

Послушание Богу наполняет две лодки: «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5:6-7).

Но наполнились не только лодки. Наполнились верой, страхом и благоговейным ужасом сердца простых рыбаков. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что «Петр в глубоком благоговении просит Иисуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним». А святитель Николай Сербский особенно подчеркивает: «Это чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души. Господь ценит его больше, чем все формальные гимны восхищения и благодарности».

И, застывший в страхе и восхищении от внезапного чуда, будущий апостол слышит: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). И далее евангелист Лука заключает картину словами: «И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5:11).

Их жизнь буквально перевернулась в это благословенное утро. Они в одно мгновение оставили все: дырявые сети, родных, свое занятие, своего ветхого человека! Оставили все земное, чтобы приобрести Небесное!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский прекрасно говорит: «Господь послал во весь мир Своих ловцов – апостолов, наперед научив их самих искусству быть неуловимыми и неуязвимыми от ужасного ловца, также искусству уловлять людей, уловленных уже диаволом в его всемирную сеть; и, как диавол ловит людей в погибель, так ученики Христовы должны были восхищать людей из его погибельных сетей в живот вечный через веру, покаяние, исправление и добрые дела».

Но не только апостолы, священники, миссионеры призваны проповедовать Евангельскую весть. Любой христианин – это свидетель Истины, и своей жизнью он показывает миру путь Христов. Верующий человек не обязательно должен проповедовать словом. Он проповедует молчанием, тихой внутренней сердечной молитвой за весь мир, благодарностью Богу за все, случившееся в его жизни.

И каждый из нас призван оставить свои ветхие дырявые сети, свой призрачный временный земной улов! Это совсем не означает – побросать семьи, детей, работу, любимых друзей и отправиться в глухие леса и землянки. Человек, идущий за Христом, не перестает оставаться самим собой, живущим в определенном социальном контексте. Нужно отказаться от всего, что мешает нам идти к Богу, что препятствует нести наш жизненный крест, что уводит на страну далече!

Однажды после продолжительного искуса старец постриг своего послушника в монахи. В новой мантии, с крестом и четками в руках новопостриженный подвижник обратился к своему учителю: «Авва! Теперь, наверное, мне надо начинать отрекаться от мира?» Старец мудро улыбнулся в седые усы и произнес: «Чадо! Живи по-христиански, и мир сам отречется от тебя!»

В сегодняшнем евангельском повествовании Спаситель попросил Симона отплыть на глубину. Жить по-христиански – это и значит отплыть на эту таинственную духовную глубину. Глубину молитвы. Глубину покаяния. Глубину хвалы и благодарения. Глубину смирения и любви!

И начинается эта спасительная глубина с искреннего сердечного понимания своего недостоинства и того, что без помощи Божией у нас ничего не получится в этой жизни! «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).

«Ежечасно, – восклицает преподобный Исаак Сирин, – надлежит нам знать, что в сии двадцать четыре часа дня и ночи имеем мы нужду в покаянии…»

А святитель Климент Александрийский замечает: «Учение, следующее Христу, мир производит от Бога, и промышление Его видит даже в мелочах».

Сколько у каждого из нас было и есть в жизни таких порой «незамеченных мелочей», когда Промысл Божий корректирует наши действия, подсказывает – куда забросить наши сети… Молодой человек хочет создать семью, ищет свою избранницу и тут, и там – но бесполезно… А Господь подсказывает юноше: посмотри, вот она, живет в соседнем подъезде. Вот и новая счастливая семья!

Медики бьются – как спасти угасающего человека. Не могут даже правильный диагноз поставить! И вдруг профессору во время молитвы приходит уникальное решение – как лечить, казалось бы, безнадежного больного…

Следователь никак не может нащупать след маньяка, серийного убийцы, и вдруг Господь показывает ему маленькую деталь, ниточку, благодаря которой раскручивается весь ужасный преступный клубок…

Главное – быть послушным воле Божией, прислушиваться к Божественному гласу! Раз говорят забрасывать сети – значит, слушайся! Несмотря на то, что трудился всю ночь! Выйди из мели – на глубину! И воскликни от всего сердца вместе с праведным Иоанном Кронштадтским: «Господи! Улови же и нас всех в Твою спасительную, божественную сеть!»

 

Материалы по теме

Публикации

Иеромонах Никон (Скарга)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Иеромонах Никон (Скарга)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Иоасаф (Полуянов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Иоасаф (Полуянов)
Игумен Тихон (Борисов)
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери