Жаждущую душу мою благочестия напой водами

Игумен Тихон (Борисов)

Какая неслыханная вещь — Творец миров, Создатель всей Вселенной, Властелин всех океанов и морей, исчитающий и содержащий в длани Своей каждую каплю воды — просит дать Ему пить у простой самарянки!

Сам Бог жаждет, утрудившись от пути. Бог знает, самарянка, что «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе...» И хотя колодезь глубок и почерпнуть нечем, Господь даст тебе живую воду, которая сделается «источником воды, текущей в жизнь вечную». Только знай, что «Бог есть дух», и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться не на горе и даже не в Иерусалиме, но «должны поклоняться в духе и истине».

Кто же Он, загадочный путник, присевший у колодца Иакова в полдень, утрудившись от пройденного пути? Он — Тот, пища Которого есть творить волю Пославшего Его. Он — сеющий и жнущий. Он — Тот, в Котором сначала самарянка, а потом и весь город рассмотрели Мессию.

«Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» — спрашивает самарянка. «Уже не твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинный Спаситель мира, Христос» — отвечают горожане.

И здесь, на этом иссохшем от жары клочке земли, у старинного колодца Иакова, из которого он сам пил и «дети его, и скот его», самарянке, а через неё и всему миру, Христос впервые исповедал Себя открыто Спасителем мира. «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». Он и возвестил здесь, «близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу», возвестил всей Вселенной всё самое главное: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек».

Господь и сегодня зовет нас, скитальцев по жизненной пустыне, путников с пересохшими губами, — на источники воды живой! Эта живая вода, пиющий которую «не вжаждется вовеки», — благодать Святого Духа. А студенец, из которого она вечно течёт — Святая Церковь Христова.

Проблема современного человека, проблема каждого из нас, проблема всего человечества — это проблема выбора. Какие ценности, какие приоритеты, какое мировоззрение выберет человек для построения своей жизни? Замечательно говорит румынский старец схиархимандрит Рафаил: «Зло — это я сам, когда совершаю выбор, отличный от воли Божией».

Из глубинного сердечного человеческого опыта исчезают, выхолащиваются важнейшие онтологические понятия: совесть, вера, хвала, надежда, благодарность, жалость, вдохновение, доверие, любовь, бескорыстность... Как Достоевский замечал: «Жизнь задыхается без цели». И мы сегодня очень явственно понимаем, словно ощущаем порами сердца — время по-другому заговорило с нами. Мы не осознаем величия человеческой души и не чувствуем её страшного уродства. Люди в XXI веке заживо сжигают других людей!

Пронзительная, холодная, как скальпель, горькая, как недозрелый плод, драма человеческого существования — Бог, который всегда рядом и мы, такие далекие от Него! А Церковь — это вдохновенное пространство Встречи Бога и человека. Церковь — это не просто отдушина для задыхающихся от бессмысленности и суеты земной жизни. И это даже не огромный коридор свежего потока, который поднимает человека и несет, властно и мощно, к горним вселенским вершинам. Церковь — это бесконечный океан. Это — сам воздух жизни. Церковь — это пространство поклонения Богу в духе и истине! «Таких поклонников Отец ищет Себе», — говорит Спаситель. Истина — это не яблоко, которое можно сбить палкой. К Истине можно только прикоснуться, бережно и нежно, и вкусить её сладкий, пахнущий Вечностью плод!

Наше земное существование напоминает внутриутробный пренатальный период. Нам еще предстоит родиться в жизнь вечную. Душа — как плод внутри матери. Бывает, что плод развивается сложно. Бывает, что ребенок неправильно лежит... Все волнуются — перевернется ли? Так и в нашей земной жизни, когда мы ждем нашего рождения в Вечность — могут быть большие духовные проблемы. Поэтому мы должны внимательно наблюдать за собой, за своей душой — правильно ли она развивается, нет ли тяжелых аномалий, успеет ли перевернуться, если неправильно направлена? Перевернуться — от зла к добру, от бессмысленности к Богу! «Нужно, чтобы умерев и перейдя в мир иной, — говорит старец о. Рафаил-румын, — мы не оказались недоношенными или мертворожденными, но совершенными и зрелыми чадами Божиими».

Без Бога человек — самое несчастное существо во Вселенной. Он так и будет бродить, как безумный, по раскаленной пустыни жизни. С пересохшими от жажды губами. С засыпанными горячим песком глазами. С душой, растрескавшейся, как сухая земля... А Господь тихо и кротко говорит: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет».

Надо бесконечно дорожить Церковью — этим удивительным источником живой воды. Церковь — это окно в Царствие Божие и только она может еще согреть своей любовью этот холодный, бездушный, циничный, угасающий мир!

Самарийские горожане просили и умоляли Христа побыть у них некоторое время. А мы должны просить Господа, чтобы Он никогда не уходил из города нашего сердца. «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже». Нам предстоит еще очень большой и тяжелый путь по каменистой пустыни жизни. Без живой воды нам не дойти...

«Жаждущую душу мою благочестия напой водами»...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Кирилл (Павлов)
Епископ Солнечногорский Алексий
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Схиигумен Игнатий (Крюков)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Епископ Солнечногорский Алексий
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Схиигумен Игнатий (Крюков)
Игумен Тихон (Борисов)
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь