Благословенна Ты в женах!

Игумен Тихон (Борисов)

Каждый новый день – это наша попытка заглянуть в Вечность. Это книга, которую мы открываем еще и еще раз. Творец пишет эту прекрасную жизненную поэму, а человек или благоговейно читает эти вдохновенные страницы, или бесстрашно отбрасывает их в сторону.

Человек или устремляется к уподоблению Богу, или скатывается (стремительно или незаметно) в животное состояние. Два пути: или святость (будьте святы, потому что Я свят (Лев. 11:44–45; 19:2; 1 Пет. 1:16)), или, как тонко замечает преподобный Иустин Сербский, – «бесстыдная интимность души с грехом».

Мы живем в век информации. Ее столько, что человек легко может в ней заблудиться и захлебнуться. События, вести, факты... Их порой трудно бывает переварить. Но среди множества ненужного в жизни каждого из нас есть известия, которые трогают наше сердце.

И эти известия бывают очень разные: добрые, радостные, скорбные, неожиданные, потрясающие нас или оставляющие нас равнодушными. Но в истории человечества благая весть Архангела Гавриила о воплощении Спасителя мира занимает по своей значимости особое положение, ни с чем не сравнимое: «Днесь спасения нашего главизна». Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах!.. Обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши Имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын вышнего наречется! (Лк. 1:28–32)

В Благовещении совершилось Таинство, превышающее все границы человеческого сознания – вочеловечение Бога! В день и час Благовещения Пресвятой Богородицы силою и действием Святого Духа произошло зачатие Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя мира! Святая Церковь в стихирах так это воспевает: «Гавриилу, вещавшу Тебе, Дево радуйся / со гласом воплощашеся всех Владыка…»

Зачатие Господа во чреве Пресвятой Богородицы произошло в безмолвии и великой тайне. Пророк Давид пророчествовал об этом вселенском событии: Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю (Пс. 71:6).

Мир так же продавал, покупал, веселился, суетился, плакал, радовался и не знал, что в него вошла великая космическая Тайна! «О бедное сердце человеческое, – восклицает святитель Николай Сербский, – собственность многих незаконных владельцев, жемчуг среди свиней! Как ты окаменело от долгого рабства, как ты потемнело от тяжкой тьмы! Сам Бог должен был сойти, дабы освободить тебя от рабства, дабы спасти тебя от тьмы, дабы исцелить тебя от греховной проказы и снова взять в Свои руки!»

Необыкновенная величественная тайна Библии – это откровение о том неимоверном смирении, с которым Творец относится к людям. Господь не просто вселяется в Деву. Через Архангела он смиренно и кротко просит Ее согласия. Како будет сие, идеже мужа не знаю; и отвещав ангел рече ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя... Рече же Мариам: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему (Лк. 1:34–38). Только когда Господь слышит человеческое согласие: Да будет мне по слову Твоему – лишь тогда Слово становится плотию.

Сколько бы ни было на протяжении веков праведных дев, не было среди них такой чистой сердцем, от Которой Бог, обитающий в «неприступном свете», мог бы родиться Человеком! Святая Церковь называет Деву Марию Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Всесвятой и Пренепорочной. И этим Церковное сознание обозначает ту меру святости Богородицы, которая превосходит всякое земное представление о праведности.

Вся история нашего спасения начинается с того, что Небесный Вестник ждет ответа земной девушки. Бог не просто говорит к человеку, Он еще желает слышать человека! Святитель Николай Сербский восклицает: «Как столп огненный в самом густом мраке – таково сошествие Бога к людям! А повесть сего Божия схождения к людям начинается с Ангела и Девы, с беседы между Небесной чистотою и земною чистотою».

В событии Благовещения сокрыто беспредельное уважение Творцом свободы Своего Творения. Когда-то в Раю от ответа искусителю Адама и Евы зависела судьба всего человечества. Так и от ответа Пресвятой Девы Марии на благовестие Архангела зависела судьба всего человечества. Бог может всё! Единственное, чего Он не может, – это насильно заставить любить Себя.

У каждого из нас в жизни есть момент личного Благовещения. И эта благая весть о Христе, пришедшем спасти мир, когда-то, в какой-то определенный момент жизни звучит, воплощается, открывается для каждого человека.

Эта Тайна открывается по-разному:

  • непосредственно через Священное Писание;

  • через боль, через радость, через скорбь, которые открывают человеку внезапно новые, неожиданные метафизические горизонты;

  • через неожиданную встречу с Чудом;

  • через чистые сердца прекрасных людей, которых, как ангелов, посылает нам Господь на нашем пути.

И судьба человека зависит от того, примет ли он благую Евангельскую Весть или пренебрежет ею. Скажет ли с благодарностью: «Буди мне по глаголу Твоему!» Или бросит на ходу: «Имей мя отреченна! У меня – поля, луга, овцы, бараны, земные цели! Мне не до Царствия Небесного! Вот оно – царство земное: цветущее, понятное, конкретное! Его можно пощупать, взвесить, оценить!» Человек празднует свое освобождение от Бога.

Или как иудеи говорили священномученику Игнатию Антиохийскому: «У нас есть архив, документы, древности...» А он им: «Ну, и что эти древности? Для меня архив – это Крест, Тело и Кровь Христовы, Его смерть и Воскресение!–

В момент Благовещения произошло обожение человеческой природы. И в Таинстве Крещения человек получает залог этого обожения. А в Причащении Тела и Крови Христовых, Святой Евхаристии, человек теснейшим образом соединяется со Христом. Преподобный Максим Исповедник говорит, что «Литургия – это отражение высших моментов обожения будущей жизни, и Евхаристия – это Предначатие будущей блаженной жизни в прославлении, созерцании и вкушении Бога». Святой праведный Иоанн Кронштадтский называет Литургию «рычагом всего мира, осью земли». Благодарственная Бескровная жертва будет совершаться до скончания мира.

В храме икона Благовещения всегда находится в самом центре – на Царских вратах. Через эти врата выносится Чаша Жизни, Тела и Крови Христовых. Через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы вкушаем в Причастии!

Благовещение – это праздник послушания Богу. Это первый цветок из букета, который готовим мы к Пасхе! Но на пути к Воскресению Христову будет еще Голгофа. И Крест. А на Кресте – Тот, Кто уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2:7–8).

И это – путь каждого из нас: быть послушным Богу и Церкви даже до смерти.

Однажды старцы Иосиф Исихаст и Ефрем Катунакский смотрели на море со Святой Горы. По морю плыл небольшой кораблик. Светило солнце. Ветер был попутный. «Ты видишь, как легко движется кораблик, когда есть попутный ветер? – спросил отец Иосиф. – Ветер надувает паруса. Моряк наслаждается плаванием! Но когда погода меняется, ветра нет, или, наоборот, – страшная буря, волны 9 баллов [как это было, кстати, недавно с отцом Федором Конюховым, нашим выдающимся путешественником], – то тогда приходится брать весла в руки, напрягать мышцы и с великим трудом вести корабль. Так же и в духовной жизни. Наступает в жизни каждого из нас момент, когда надо взять в руки весла. Господь, конечно же, будет помогать тебе! Ты будешь не один. Но Христос должен видеть твое усердие, твою ревность, твое послушание и твою любовь!»

Христианин – это тот, кто делает не то, что он хочет, а то, что хочет от него Бог. Совершенная любовь и совершенное послушание Девы Марии привели Бога в наш мир. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и Истины (Ин. 1:14).

Поэтому все благодарное человечество смиренно возносит сегодня похвалу Преблагословенной Богородице: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)