Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы!

Игумен Тихон (Борисов)

Если ты когда-то был зрячим, а потом по какой-то причине ослеп, то все-таки можешь вспомнить тот мир, который прежде видел. Когда говорят о прекрасном рассвете, то ты понимаешь, о чем идет речь. И, если рассуждают о красоте роз, то цветы как будто стоят перед глазами. А ночной шатер звезд вообще не стирается из памяти.

Но, если ты родился слепым, то мир уже никогда не сможет поделиться с тобой своей многообразной яркой палитрой. И солнце не улыбнется тебе. И синева моря не откроется. И нежная весенняя зелень леса не обрадует никогда... Мир раскрашен только одним цветом – черной краской слепоты. Ты – слеп, и заключен в склеп!

Но кто же всё-таки согрешил: он или родители его, что он так страдает, будучи замурован в свою страшную, беспросветную, унылую нескончаемую слепоту и темноту? «Кто согреши... яко слеп родися?» Неужели это какая-то фатальная, настигающая, неизбежная Небесная отместка? И ответ приходит сразу, почти молниеносно: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Слепорожденный – избранник Божий. Человек промыслительно прошел через долгий непроницаемый мрак страданий, через обреченность на слепоту, чтобы чудные дела Божии явились и открылись всему миру, всей Вселенной! Чтобы весь мир, а не только соседи, узнал, что Христос – это истинный Свет миру, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день...  Доколе Я в мире, Я свет миру».

И тут на наших глазах и на Евангельских страницах разворачивается целое следственное дело, допрос с пристрастием. Так! А почему в субботу? Сегодня не приемный день для чуда! «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» «Это ли ваш сын, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» «Воздай славу Богу: мы знаем, что Человек Тот грешник!» «Что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?» И, наконец, категоричный вердикт: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы!»

Но, несмотря на человеческую косность, безверие, фарисейский фанатизм, чудо все равно совершается. Прозрение происходит! «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим».

Евфимий Зигабен говорит, что Господь посылает человека к Силоамской купальне, которая находилась далеко, чтобы обнаружилась через это вера и послушание слепого. Но главное исцеление – это не просто возвращение здоровья, физического зрения. Главное исцеление – это прозрение ослепшей, неверующей, незрячей человеческой души!

Мы видим, как Господь не сразу, а как бы прикровенно, постепенно открывается слепорожденному. Вначале несчастный видит перед собой только человека. Необычного, обладающего какой-то невиданной внутренней силой, но человека. «Как открылись у тебя глаза? – приступили к нему законники. «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: “Пойди на купальню Силоам и умойся”. Я пошел, умылся и прозрел».

Потом Господь открывается ему как пророк. Беспокойные фарисеи, охваченные ужасом от случившегося необычайного происшествия, вопрошают: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк».

И, в конце концов, исцеленный исповедует, что Христос – Сын Божий. Господь, найдя его, выгнанного иудеями, спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» –  «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».

Страшно и безотрадно, если ты – слепой. Тебе никогда не улыбнется солнце. Ты не оценишь изящество узора на крыле бабочки. Тебе всегда нужен поводырь. Но в бесконечное число раз страшнее слепота духовная. Жизнь без Бога – это философия слепоты. И очень часто такая слепота становится нормой, критерием правильности жизни. Слепота становится модой, необходимостью, смыслом.

Преподобный Макарий Великий говорит, что «как запертый внутри темного дома не видит своего тела, так и душа, запертая грехом в веке сем, не видит и не признает своей красоты». Без Христа, без веры, без Церкви человек заперт своей слепотой в этой земной скучной биологической жизни. Он как бы идет наощупь. Ему трудно, даже невозможно осознать великое достоинство человеческой души, красоты ее Богоподобия.

Секулярное мировоззрение видит смысл жизни только в самом процессе земного существования и внушает человеку, что он должен заботиться, чтобы это существование было наполнено как можно большим количеством удовольствий и наименьшим количеством страданий.

Один философ как-то сказал, что «все грехи – это попытка заполнить пустоту». И в эту незаполненную бездну пустоты можно бросать всё – наркотики, блуд, игральные автоматы, водку, виртуальные путешествия, самые изощренные наслаждения и удовольствия – она никогда не будет заполнена. Бездна будет требовать всё новых и новых жертв, всё более утонченных приношений. «Кувшин желаний не наполняется», – как говорит свт. Григорий Нисский.

Как-то недавно в одной из школ был проведен эксперимент. Детям предложили восемь часов провести наедине с собой. Без телефонов, без гаджетов, без планшетов, без компьютеров. Результат был неожиданным и пугающим. Большинство школьников испытали чувство страха, беспокойства, полной растерянности. Были панические атаки. И, когда прошло установленное время эксперимента, дети, как голодные, как одержимые, набросились на свои электронные игрушки. Интернет – бог современного человека.

Прозреть – это значит увидеть, осознать, понять свое страшное удаление от Бога. Прозреть – это увидеть человека рядом с собой, с его страданиями и болью. Прозреть – это уметь рассмотреть красоту в душе ближнего. Исцелиться от слепоты – это обрести способность видеть во всем происходящем Промысл Божий и «дела Божии». Это жажда благодарить и поклоняться Творцу. Как это сделал слепорожденный, исцеленный Христом: «Верую, Господи! И поклонился Ему». И этот путь прозрения в веру, в любовь, в смирение, в благодарность очень трудный и долгий. Это путь всей нашей жизни!

Неблагодарность – наше несчастье, наша болезнь, наша беда. Сербский митрополит Амфилохий говорит, что пока мы еще «похожи на свиней, которые,  наевшись, валяются в грязи и не способны поблагодарить хозяйку, которая приготовила им пищу. Мы заражены свинской психологией».

Достоевский мастерски описал, как больной человек, только когда Бог забрал у него здоровье, понял, что каждый момент жизни является божественным даром, за который нужно непрестанно благодарить. Дар – это каждый новый день нашей жизни. Это цветы под окном, детская улыбка, мудрые глаза наших родителей, рукопожатие друзей. Дар – это то, что мы живем в православной России. Но нужна мудрость, усилие, внутренняя работа сердца, чтобы видеть чудо вокруг себя и учиться жить в нем.

Однажды к одному афонскому старцу пришел человек с безмерным горем. Врачи обнаружили у его маленького сына злокачественную опухоль в глазу. Глаз пришлось удалить. Страдания отца были не меньшими, чем у мальчика. Он не мог смириться и понять – за что такая беда случилась с его сыном. Старец молился, чтобы Господь дал ему просвещение и утешение. И через некоторое время авва сказал, что ему открылось: если мальчик научится благодарить Бога за это страдание, то в будущей жизни он будет прославлен вместе с преподобным Пафнутием Исповедником, у которого вырвали глаз за исповедание веры во Христа. И когда отец это понял, то великая радость и благодать коснулись его души. Он понял, что у Бога нет несправедливости, потому, что Бог есть Любовь и Свет Истинный.

Силоам – это пространство прозрения. Прозреть – это значит обрести удивительную прекрасную жемчужину – веру во Христа. «Вы нашли драгоценную бисеринку, – говорит свт. Феофан Затворник, – держите ее и по какой-либо ошибке не продайте или не променяйте её на глиняные тетёрки».

У каждого в жизни свой Силоам. Своя точка прозрения! И как мы должны дорожить тем, что Господь привел нас к самому главному Силоаму – Церкви Христовой. Только Господь может избавить от слепоты. Потому что, как говорит апостол Иоанн Богослов: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы!»

Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка