Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы!

Игумен Тихон (Борисов)

Если ты когда-то был зрячим, а потом по какой-то причине ослеп, то все-таки можешь вспомнить тот мир, который прежде видел. Когда говорят о прекрасном рассвете, то ты понимаешь, о чем идет речь. И, если рассуждают о красоте роз, то цветы как будто стоят перед глазами. А ночной шатер звезд вообще не стирается из памяти.

Но, если ты родился слепым, то мир уже никогда не сможет поделиться с тобой своей многообразной яркой палитрой. И солнце не улыбнется тебе. И синева моря не откроется. И нежная весенняя зелень леса не обрадует никогда... Мир раскрашен только одним цветом – черной краской слепоты. Ты – слеп, и заключен в склеп!

Но кто же всё-таки согрешил: он или родители его, что он так страдает, будучи замурован в свою страшную, беспросветную, унылую нескончаемую слепоту и темноту? «Кто согреши... яко слеп родися?» Неужели это какая-то фатальная, настигающая, неизбежная Небесная отместка? И ответ приходит сразу, почти молниеносно: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Слепорожденный – избранник Божий. Человек промыслительно прошел через долгий непроницаемый мрак страданий, через обреченность на слепоту, чтобы чудные дела Божии явились и открылись всему миру, всей Вселенной! Чтобы весь мир, а не только соседи, узнал, что Христос – это истинный Свет миру, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день...  Доколе Я в мире, Я свет миру».

И тут на наших глазах и на Евангельских страницах разворачивается целое следственное дело, допрос с пристрастием. Так! А почему в субботу? Сегодня не приемный день для чуда! «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» «Это ли ваш сын, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» «Воздай славу Богу: мы знаем, что Человек Тот грешник!» «Что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?» И, наконец, категоричный вердикт: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы!»

Но, несмотря на человеческую косность, безверие, фарисейский фанатизм, чудо все равно совершается. Прозрение происходит! «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим».

Евфимий Зигабен говорит, что Господь посылает человека к Силоамской купальне, которая находилась далеко, чтобы обнаружилась через это вера и послушание слепого. Но главное исцеление – это не просто возвращение здоровья, физического зрения. Главное исцеление – это прозрение ослепшей, неверующей, незрячей человеческой души!

Мы видим, как Господь не сразу, а как бы прикровенно, постепенно открывается слепорожденному. Вначале несчастный видит перед собой только человека. Необычного, обладающего какой-то невиданной внутренней силой, но человека. «Как открылись у тебя глаза? – приступили к нему законники. «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: “Пойди на купальню Силоам и умойся”. Я пошел, умылся и прозрел».

Потом Господь открывается ему как пророк. Беспокойные фарисеи, охваченные ужасом от случившегося необычайного происшествия, вопрошают: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк».

И, в конце концов, исцеленный исповедует, что Христос – Сын Божий. Господь, найдя его, выгнанного иудеями, спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» –  «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».

Страшно и безотрадно, если ты – слепой. Тебе никогда не улыбнется солнце. Ты не оценишь изящество узора на крыле бабочки. Тебе всегда нужен поводырь. Но в бесконечное число раз страшнее слепота духовная. Жизнь без Бога – это философия слепоты. И очень часто такая слепота становится нормой, критерием правильности жизни. Слепота становится модой, необходимостью, смыслом.

Преподобный Макарий Великий говорит, что «как запертый внутри темного дома не видит своего тела, так и душа, запертая грехом в веке сем, не видит и не признает своей красоты». Без Христа, без веры, без Церкви человек заперт своей слепотой в этой земной скучной биологической жизни. Он как бы идет наощупь. Ему трудно, даже невозможно осознать великое достоинство человеческой души, красоты ее Богоподобия.

Секулярное мировоззрение видит смысл жизни только в самом процессе земного существования и внушает человеку, что он должен заботиться, чтобы это существование было наполнено как можно большим количеством удовольствий и наименьшим количеством страданий.

Один философ как-то сказал, что «все грехи – это попытка заполнить пустоту». И в эту незаполненную бездну пустоты можно бросать всё – наркотики, блуд, игральные автоматы, водку, виртуальные путешествия, самые изощренные наслаждения и удовольствия – она никогда не будет заполнена. Бездна будет требовать всё новых и новых жертв, всё более утонченных приношений. «Кувшин желаний не наполняется», – как говорит свт. Григорий Нисский.

Как-то недавно в одной из школ был проведен эксперимент. Детям предложили восемь часов провести наедине с собой. Без телефонов, без гаджетов, без планшетов, без компьютеров. Результат был неожиданным и пугающим. Большинство школьников испытали чувство страха, беспокойства, полной растерянности. Были панические атаки. И, когда прошло установленное время эксперимента, дети, как голодные, как одержимые, набросились на свои электронные игрушки. Интернет – бог современного человека.

Прозреть – это значит увидеть, осознать, понять свое страшное удаление от Бога. Прозреть – это увидеть человека рядом с собой, с его страданиями и болью. Прозреть – это уметь рассмотреть красоту в душе ближнего. Исцелиться от слепоты – это обрести способность видеть во всем происходящем Промысл Божий и «дела Божии». Это жажда благодарить и поклоняться Творцу. Как это сделал слепорожденный, исцеленный Христом: «Верую, Господи! И поклонился Ему». И этот путь прозрения в веру, в любовь, в смирение, в благодарность очень трудный и долгий. Это путь всей нашей жизни!

Неблагодарность – наше несчастье, наша болезнь, наша беда. Сербский митрополит Амфилохий говорит, что пока мы еще «похожи на свиней, которые,  наевшись, валяются в грязи и не способны поблагодарить хозяйку, которая приготовила им пищу. Мы заражены свинской психологией».

Достоевский мастерски описал, как больной человек, только когда Бог забрал у него здоровье, понял, что каждый момент жизни является божественным даром, за который нужно непрестанно благодарить. Дар – это каждый новый день нашей жизни. Это цветы под окном, детская улыбка, мудрые глаза наших родителей, рукопожатие друзей. Дар – это то, что мы живем в православной России. Но нужна мудрость, усилие, внутренняя работа сердца, чтобы видеть чудо вокруг себя и учиться жить в нем.

Однажды к одному афонскому старцу пришел человек с безмерным горем. Врачи обнаружили у его маленького сына злокачественную опухоль в глазу. Глаз пришлось удалить. Страдания отца были не меньшими, чем у мальчика. Он не мог смириться и понять – за что такая беда случилась с его сыном. Старец молился, чтобы Господь дал ему просвещение и утешение. И через некоторое время авва сказал, что ему открылось: если мальчик научится благодарить Бога за это страдание, то в будущей жизни он будет прославлен вместе с преподобным Пафнутием Исповедником, у которого вырвали глаз за исповедание веры во Христа. И когда отец это понял, то великая радость и благодать коснулись его души. Он понял, что у Бога нет несправедливости, потому, что Бог есть Любовь и Свет Истинный.

Силоам – это пространство прозрения. Прозреть – это значит обрести удивительную прекрасную жемчужину – веру во Христа. «Вы нашли драгоценную бисеринку, – говорит свт. Феофан Затворник, – держите ее и по какой-либо ошибке не продайте или не променяйте её на глиняные тетёрки».

У каждого в жизни свой Силоам. Своя точка прозрения! И как мы должны дорожить тем, что Господь привел нас к самому главному Силоаму – Церкви Христовой. Только Господь может избавить от слепоты. Потому что, как говорит апостол Иоанн Богослов: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь