Господь умудряет слепцы

Игумен Тихон (Борисов)

Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит:
посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин. 9:7).

Сегодня каждого из нас Господь посылает на Силоамский источник, чтобы мы получили прозрение. Евфимий Зигабен подчеркивает веру и послушание слепого человека: «Он пошел, не колеблясь, но беспрекословно повинуясь, хотя он мог бы сказать: "Что это значит? Не насмехается ли Он надо мною и не напрасно ли послал? Часто я там мылся, и мне это не помогало!"» Пойдем и мы, не сомневаясь, на дивные «источники водныя», чтобы нам избавиться от слепоты.

В сегодняшнем евангельском повествовании много интересных граней... В отличие от многих других чудес это чудо совершалось без просьбы об исцелении. Преподобный Исидор Пелусиот говорит, что апостолы, ученики премудрости и любители истины, увидев взгляд Спасителя, брошенный на несчастного, спрашивают: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9:2) И в этом вопросе ученики как бы сами предлагают Христу два общеизвестных учения.

Эллины утверждали, что согрешила душа и в наказание за это послана в тело. А иудеи признавали, что грехи предков переходят на потомков (см.: Исх. 20:5; Втор. 5:9). И Христос, Сама Истина, дает не уклончивый, не загадочный, но прямой ответ, превосходящий всякую ясность: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9:3).

«Природа допустила недостаток, – прекрасно говорит преподобный Исидор, – чтобы проповедан был Художник!» Художник, Который Сам о Себе говорит: Я свет миру (Ин. 9:5). И этот вопрос учеников: «кто согрешил?» – вопрос вопросов всех времен!

Когда мы видим страдание, несчастье, болезнь, которые неизбежно присутствуют в мире, нам хочется найти виновных, найти причину случившегося. Но в мире всегда есть тайна! Не все детерминировано. Не все фатально подчинено причинно-следственной связи. Не все мы можем объяснить, понять, исследовать человеческим умом. Но мы должны верить, что на всем происходящем в мире лежит отпечаток дел Божиих! «Свет Христов просвещает всех!» Наш слепой, посланный Господом в Силоам, становится зрячим. Мир красок, контуров, цветов, полутонов врывается в душу исцеленного.

Но взгляд на Христа, совершившего чудо, таков: Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы (Ин. 9:16). Это мнение мира. Это приговор посвященных. Вердикт знатоков закона. А дальше все напоминает следствие и протокол допроса: «как открылись у тебя глаза?», «где Он?», «это ли сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слепым?», «как же он теперь видит?», «что Он сделал с тобой?», «как отверз твои очи?».

И даже родители, как мы видим, боясь преследования иудеев, уклоняются от ответа: Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет (Ин.9:20−21).

Но, что удивительно и прекрасно – проходя через все перипетии и преграды, вера исцеленного все более и более укрепляется. «Заметь же мудрость нищего, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – он отвечает разумнее всех их. Не испугавшись суда развращенных иудеев, говорит: яко пророк есть». Сначала бывший слепорожденный признает Христа за пророка. Затем утверждает, что Этот Человек – от Бога. И кульминацией является тот момент, когда он приносит поклонение Спасителю мира!

Иисус, услышав, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобой. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему (Ин. 9:35−38).

Блаженный Феофилакт Болгарский восклицает: «Сего слепца, то есть вообще всякого человека, Иисус "увидел". Как слепец не мог видеть Творца, то Он, по благоутробию милости, Сам посетил нас, Восток с Высоты». Господь видит нашу слепоту, нашу ужасающую незрячесть и Сам приходит, чтобы совершить чудо исцеления слепорожденной души.

Духовная слепота – это самая страшная болезнь человеческой цивилизации. Христос отдален от нас не веками, не пространством. Он отдален от нас нами самими, нашим маловерием, нашими страстями, нашей слепотой. У каждого человека в сердце есть свой святой угол, своя маленькая лампадка, то есть образ Божий, но часто лампадка эта не горит, а святой угол затянула греховная паутина и слепота.

Преподобный Иустин Сербский вдохновенно говорит: «Почему жизнь человеческая тяжела человеку? Потому, что человек нашел смерть и поселил ее в себе… Земная жизнь человека не что иное, как непрестанная борьба со смертью, с ее разведкой и предтечами, с ее свитой и войсками. Здесь никогда не бывает перемирия, а тем более мира. Смерть постоянно нападает на человека и снаружи, и изнутри. Как? Каким образом? Извне – через искушения, изнутри – через грехи, а изнутри и снаружи – через видимые и невидимые болезни. А все это: и искушения, и грехи, и болезни не что иное, как зубы смерти! И они постоянно грызут человека и снаружи, и изнутри. И что самое страшное, они разъедают не только его тело, но и душу, и сознание, и совесть. Из этого есть только один выход, только одно спасение – Воскресение Христово, и в нем победа над смертью во всех мирах».

Мы все помним, как в Светоносный день Пасхи мы пели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!» Вся наша борьба, все наши духовные труды направлены на стяжание чистоты сердца. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). Грязное сердце слепо! Оно не увидит Божественный свет.

Мы часто как бы обманываем самих себя, убаюкиваем, говоря: «Вот завтра начну молиться, смиряться, воздерживаться от грехов. Завтра начну духовную жизнь». Но в этой мысли заключена страшная и разрушительная ошибка. Один мудрец сказал, что «жизнь – это то, что проходит, пока ты строишь другие планы». Мы живем здесь и сейчас. Сейчас наше сердце – это кровавая арена битвы между жизнью и смертью, адом и раем, Богом и диаволом!

Жизнь пронизана чудом! Оно – в каждой встрече. В каждом, даже маленьком, повседневном событии. В дружеской улыбке. В букете сирени, стоящем на окне. Чудо – в молитве, в зажженной свече. Как преподобный Нектарий Оптинский восхищался, говоря: «Наше главное чудо – это Божественная Евхаристия!» Главное – не потерять способность удивляться, сопереживать, сочувствовать, видеть во всем Промысл Божий, проживать свою жизнь трепетно, как тайну! «Мы в руке Бога, исполненного любви, – говорит старец Ефрем Катунактский. – Пусть делает с нами все, что пожелает!»

«Кому предстоит пройти по узкой тропинке над пропастью, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – тому не придет в голову разразиться громким смехом или пуститься в путь в опьяненном состоянии. Нет! На такую тропу он вступит во всетрезвости, с ясным рассудком. И ничего лишнего он с собой не возьмет: чем меньше тяжестей в котомке, тем лучше!»

Кому предстоит пройти по узкой тропинке, которая называется жизнь – никогда не придет в голову отправиться в путешествие слепым. «Господь умудряет слепцы», поэтому мудрый человек притекает к чудному источнику жизни, Церкви, этому таинственному Силоаму. Чтобы умыться в благодати и идти по пути спасения зрячим.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Игумен Тихон (Борисов)
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы
Игумен Тихон (Борисов)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь