Страшно оказаться на «стране далече» (см.: Лк.15:13)… Здесь – иные нравы, чем в доме Отца! Здесь люди и свиньи говорят на одном языке: языке блуда, наслаждений, всяческих земных удовольствий. Они говорят на языке опьянения землей!
Жизнь во грехе не сводится к отдельным греховным поступкам: украл, обманул, отвернулся, изменил жене, покурил марихуану, предал, возгордился, не помог, пожадничал… Этот список с большим количеством вариаций можно продолжать очень долго. Но самый страшный и ужасный грех – это изменить Богу, предать дом Отца! Выбрать мнимую свободу!
И самое главное – что после карнавала жизни, объятий друзей, рек вина, смеха, танцев, ярких впечатлений наступает похмелье – великий голод: «Бысть глад крепок на стране той» (Лк.15:14). И ты уже никому не нужен! Ты потерял здоровье, потерял деньги, потерял друзей. Ты все «расточил»! И перспектива только одна – пасти свиней, оставшись наедине со своей внутренней пустотой.
«Наступит момент, – рассуждает святитель Николай Сербский, – когда грешнику омерзеет и земля, и плоть, и все земные и плотские наслаждения. Все сие станет для него мерзостью и смрадом. Тогда он начинает жаловаться на весь мир и проклинать жизнь… Находясь в таком положении, он не знает, что делать с самим собою… Жизнь вечную он забыл, а временную возненавидел; и Бога он забыл, а мир сей возненавидел. Что ему теперь делать? Куда идти? Вселенная ему тесна. И нигде нет дверей для выхода из нее. И могила означает не выход, но вход».
Человек начинает медленно умирать не только потому, что ему не дают даже рожков, которыми питаются свиньи. Он разлагается потому, что своей свинской жизнью отогнал от себя Духа Святого! Как говорит святитель Филарет Московский, «грешник… удаляется от воли Божией чистой, святой блаженнотворной, в свою волю плотскую, нечистую, и посему самому уже несчастную».
Но сколько же времени может продолжаться этот полет в пустоту, в бездну, в небытие? Может быть, это уже точка невозврата? Еще мгновение – и человек сам уже захрюкает, как те животные, которых он пасет.
И вот в этот самый драматический момент, когда человек уже на дне жизни, когда отчаяние грызет его душу, в этот момент полного краха, ужаса, катастрофы, вспыхивает в блудном сыне маленькая-маленькая, едва заметная искра! Откуда она взялась в черных головешках? Как сохранилась в этом мертвеце? «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15:17–19).
Искра совести помогла несчастному прийти в себя, отрезвиться, раскаяться! Это – таинственная точка отсчета, начало очищения образа Божия в себе. Первый шаг из чужбины в дом Отца!
Святой праведный Иоанн Кронштадский наставляет: «Сколько видов грехов или страстей, столько и возвратных путей к Отцу Небесному… Ушел ты дорогою неверия: воротись назад, да сознай все его безрассудство… Ушел ты по пути гордости: воротись назад и стань на путь смирения… Ушел по пути зависти: воротись с этой адской дороги и будь доволен тем, что Бог послал… Если ушел путем вражды и гнева: воротись и стань на путь кротости и любви. Помни, что “ненавидяй брата своего человекоубийца есть” (1 Ин. 3:15)».
Прийти в себя – это значит понять, что чужбина – обманчивое пространство. В нем нет не только продуктов питания. В нем нет радости! В нем нет воздуха, а только один смрад – и от свиней, и от самого себя. Прийти в себя – это значит почувствовать потребность в милости и помощи Отца!
Человек должен стать духовным репатриантом, возвращающимся в родное гнездо! «Блажен тот грешник, – утверждает святитель Игнатий Кавказский, – который в эту тяжкую годину придет в себя и вспомнит неограниченную любовь Отца Небесного, вспомнит безмерное духовное богатство, которым преизобилует дом Небесного Отца – святая Церковь. Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием!»
Сын только еще начинает свое томительное возвращение, а Отец уже ждет его у ворот Рая! С самой лучшей одеждой, с обувью и перстнем на руку! И откормленный теленок благоухает на вертеле! Перстень и обувь – это знаки свободного человека, рабы ходили босыми. Блудный сын сам смиренно признавал себя лишенным достоинства принадлежать к любимой семье. А любящий Отец возвращает ему это величайшее достоинство!
Святитель Николай Сербский произносит: «Бескрайняя любовь Божия к людям являет себя в величайшем терпении, в величайшем прощении и в величайшей радости. Его терпение простерлось до страшных мук на Кресте… Только Бог любит нас более, нежели мать; только Он прощает нам больше, нежели мать; и только Он радуется нашему исправлению более, нежели мать».
Притча о блудном сыне, звучащая из года в год в Церкви в преддверии Великого Поста, – это призыв к покаянию! Сказанная более двух тысяч лет назад, в другой цивилизационной атмосфере, на другом языке, она актуальна и сейчас, как никогда! И призвана разбудить сердце каждого из нас! «Был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:32). Это – про нас. Своими грехами, страстями, пороками человек незаметно, порою даже для себя, прокладывает дорожку на «страну далече», становится беглецом из родного дома! Он пропадает и становится мертвым! Он забывает полный любви лик Отца!
В Нагорной проповеди Господь говорит: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). И это говорится не только о загробной жизни, где человек может встретить Бога лицом к лицу, но и о возможности встречи со Христом еще здесь, на земле, в своей душе через очищение сердца. А достигается сердечная чистота – покаянием! А покаяние – это не просто тетрадь, где мелким почерком перечислено множество прегрешений… Это не несколько формальных минут у аналоя. Покаяние – это понимание и осознание утраты живой связи с Богом, источником жизни!
Я получил от Него все: во-первых, саму жизнь, возможность мыслить, любить, радоваться, расти! Бог даровал мне Свою безграничную Любовь, свободу, глубину сердца! Он открыл мне тайну мироздания, Самого Себя! «Вся Моя твоя суть» (Лк.15:31). А я все это предал и растоптал. Разменял на земные мелочи, на рожки. Хлопнул дверью и ушел из родного дома… Самый главный грех – то, что сердце оказалось на чужбине!
«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк.15:18). Встану и пойду! Как это удивительно просто, но и бесконечно трудно! Но от этих слов зависит вся наша Вечная участь!