Под покровом преподобной Евфросинии

Монахиня Феофания (Тупеко)

О Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре, его истории, внутреннем укладе, о современной жизни древней обители рассказывает казначея монастыря монахиня Феофания (Тупеко).

Святая игумения

История нашего монастыря неразрывно связана с личностью преподобной Евфросинии Полоцкой. Святая Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, восходящего к равноапостольному князю Владимиру. Из Жития преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и житий святых. Достигнув двенадцати лет, возраста уже зрелого в Древней Руси, Предслава не захотела вступать в брак и тайно покинула родительский дом. Поступив в монастырь, она приняла иноческий постриг с именем Евфросиния. Спустя некоторое время, по благословению епископа Илии святая перешла на жительство в келию при Полоцком Софийском соборе, где  свободные от молитвы и богомыслия часы посвящала переписыванию священных книг. Около 1125 года по повелению Ангела преподобная основала монастырь недалеко от Полоцка, в местечке, называвшемся Сельцо. На этом месте был воздвигнут каменный храм, освященный в честь Преображения Господня. Стены храма расписывали лучшие мастера того времени, уникальные фрески почти полностью сохранились с XII века до наших дней. В 1161 году в Спасский храм был принесен «на вечное хранение» воздвизальный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой Евфросинии мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу
Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери и частицы мощей святых.


Достигнув преклонных лет и провидя близкую свою кончину, преподобная возжелала посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя. На Святой Земле 23 мая 1173 года она предала свою душу Господу. Погребена она была в монастыре преподобного Феодосия Великого, недалеко от Иерусалима. В 1187 году Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах-ад-Дином. Покидая город, христиане не пожелали оставить в руках мусульман свои святыни. Нетленные мощи преподобной княжны также были изнесены из Святой Земли и Промыслом Божиим оказались в Киево-Печерской лавре.

Века расцвета и испытаний

После кончины преподобной Евфросинии основанная ею обитель в течение нескольких столетий процветала, впоследствии же на ее долю выпали суровые испытания. После долгих лет упадка и забвения новый период возрождения и славы монастыря начался в конце XIX века.

С 1841 года, после указа Святейшего Синода, в стенах обители начала возобновляться иноческая жизнь. Уже в 1842 году Спасский монастырь был причислен к разряду первоклассных. В 1844 году при Полоцкой обители было открыто Спасо-Евфросиниевское епархиальное женское училище, достигшее особого расцвета в начале XX века.

В 1910 году Спасо-Евфросиниевская обитель, а с ней и вся земля Полоцкая, была утешена великой милостью Божией – мощи преподобной Евфросинии, находившиеся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, были перенесены в основанный ею монастырь.

Спустя семь лет после перенесения мощей грянула революция, многие святыни подверглись разорению. В начале 1920-х годов, во время проведения кампании по изъятию церковных ценностей, из Спасской обители были реквизированы Крест преподобной Евфросинии и драгоценная серебряная рака. Мощи святой были отправлены в Витебский историко-археологический музей. В 1920-е годы насельницы монастыря подвергались жестоким гонениям, и их по праву можно считать исповедницами. В 1925 (1924) году монастырь закрыли, на тот момент в нем проживало 146 сестер. Изгнанные из монастыря, они рассеялись по Полоцку и его окрестностям. Многим из них пришлось ютиться по частным домам, сараям и баням. Некоторым удалось устроиться псаломщицами и певчими в православных храмах. Часть насельниц обители во главе с игуменией Еленой (Волковой) и монахиней Ларисой (Ксюниной) переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, получивший название «Пеньки». Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу.

В 1943 году, рискуя своей жизнью, сестры ходатайствовали об открытии монастыря и возвращении мощей преподобной Евфросинии из атеистического музея. К концу 1943 года Полоцкая обитель, действительно, была открыта, а 24 октября 1943 года из Витебска были привезены нетленные мощи преподобной Евфросинии, С тех пор и доныне они почивают в родном монастыре.

Сестры, жившие в это тяжелейшее время, оставались верными своим монашеским обетам, и сегодня их пример очень вдохновляет и поддерживает нынешних насельниц во всех трудностях и испытаниях. Известно, что монахини и клирики Спасо-Евфросиниевской обители за веру и религиозные убеждения отбывали срок заключения в лагерях и тюрьмах. Среди них – игумения Елена (Волкова), протоиерей Александр Румянцев, иерей Иоанн Соколовский, монахини: Лариса (Ксюнина), Рафаила (Червинская), Пелагия (Иванова), Евфросиния (Головачек), Елена (Казакова); послушница Анастасия Казакова и другие. В настоящее время, насколько это возможно, сестры собирают архивные материалы об этом периоде истории Спасо-Евфросиниевской обители и ее насельницах.

В 1961 году, в период возобновившихся гонений, Спасский монастырь закрыли еще раз, но он пережил и это скорбное время и дождался своего нового возрождения. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви издал указ о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в городе Полоцке. Всего за несколько лет, благодаря неустанным трудам священноначалия, сестер и множества почитателей преподобной, Полоцкая обитель преобразилась. С 2004 года ее настоятельницей является игумения Евдокия (Левшук)

Дни в молитве и трудах

В настоящее время в монастыре подвизается 90 сестер.

День сестры начинается в 04:30. В 05:00 в Кресто-Воздвиженском соборе совершается полунощница, затем в Свято-Евфросиниевском храме бывает утреня, 1-й, 3-й, 6-й часы и Литургия. На службе присутствуют все сестры, кроме тех, кто несет в это время свое послушание (поварня, дежурство в сестринском корпусе, подсобное хозяйство и другие). После Литургии – ранний обед (около 10:00), по окончании которого – послушания с перерывом на полдник в 14:00. В среднем на исполнение послушания отводится около пяти часов в день. С 15:30 до 16:30 – время келейного пребывания сестер, когда они могут помолиться или отдохнуть. В 17:00 совершается молебен преподобной Евфросинии, по окончании его – 9-й час и вечерня. После вечерни около 18:30 бывает ужин и вечернее правило, в которое входит малое повечерие с каноном Божией Матери из Октоиха. Затем сестры расходятся по кельям для уединения, молитвы и отдыха (около 20:00). Накануне праздничных и воскресных дней в 16:45 совершается всенощное бдение, а в сам день праздника – две Божественные литургии − в 6:30 и в 9:30.

В келейное правило сестер входит ежедневное чтение одной главы из Евангелия и двух глав из Апостола, а также одной кафизмы. Кроме того, послушницы совершают трехсотенное келейное правило, а инокини и монахини – пятисотницу. По благословению Матушки игумении, по тем или иным причинам, правило может быть индивидуальным для отдельных сестер.

Каждое воскресенье сестры собираются вечером вместе на общую беседу, всем предлагается угощение, Матушка игумения читает творения святых отцов, обсуждаются проблемы монастырской жизни. Главное в монастыре – это отсечение своей воли, любовь к ближним и молитва, а за этим уже следует все остальное. Матушка игумения является наставницей сестер. Сестры встречаются с Матушкой на всех богослужениях и трапезах и имеют возможность всегда, когда есть нужда, подойти к ней. Также у каждой сестры есть возможность при необходимости общаться с Матушкой наедине, открывать ей свои помыслы. Как правило, новоначальные послушницы имеют потребность в более частом общении и откровении, старшие сестры – более самостоятельны. Также во время богослужений, в случае необходимости, сестры могут подходить к матушке для откровения.

Послушания

Основные послушания такие же, как и в других монастырях – клиросное, церковное, швейное, вышивальное, иконописное, поварня, трапезная, подсобное хозяйство, просфорня, выпечка хлеба, сад, огород и другие.

В монастыре действуют две пошивочные и две вышивальные, переплетная и иконописная мастерские. В первой швейной мастерской сестры делают монашескую одежду: мантии, параманды, власяницы, рясы, подрясники, пояса, камилавки, апостольники, платки. Также здесь шьют священнические рясы и подрясники. Вторая мастерская занимается пошивом священнических облачений: фелоней, подризников, епитрахилей, поручей, поясов, палиц, набедренников, а также церковных облачений на престол и жертвенник. Изготавливаются также закладки для богослужебных книг и мешочки для просфор.

В вышивальных мастерских изготавливают кресты на облачения, хоругви, плащаницы, митры, подризники, подсаккосники, схимы, параманды, наличники, покровцы, воздухи, пояса с молитвой, пасхальные яйца, вышитые бисером, и другие сувениры. В переплетной мастерской переплетают богослужебные и библиотечные книги, синодики, осуществляют их реставрацию и ремонт, делают специальные коробки для подарочных изданий. В иконописной сестры пишут иконы для монастырских храмов и на заказ. Наряду со строго каноническими иконами они создают образы в живописной манере.

Поскольку монастырь древний и в нем находится великая святыня – мощи преподобной Евфросинии, – сюда приезжает много паломников и экскурсий. Некоторые послушания сестер связаны с этим служением обители. В приеме паломников сестрам помогают помощники-сотрудники, которые проводят экскурсии, работают в паломнической трапезной, церковных лавках. Тяжелые физические работы выполняют рабочие-мужчины.

При монастыре функционируют воскресная школа, которую посещает около 150 детей и взрослых, приходская библиотека. Сестер регулярно приглашают в качестве докладчиков на конференции и встречи. Спасо-Евфросиниевский монастырь имеет  богатую историю, и, в связи с этим, собирая архивный материал, сестры сотрудничают с историческими архивами и библиотеками Москвы, Санкт-Петербурга, Литвы, Минска. Монастырь имеет лицензию на издательскую деятельность, издает книги об истории обители и ее основательнице преподобной Евфросинии Полоцкой. Здесь собрана хорошая библиотека, фонд которой составляет более 20000 изданий. Послушания сестер меняются нечасто, это происходит по усмотрению Духовного Собора.

Ежегодно в обитель приходит несколько человек, желающих в ней остаться. Они проходят искус, трудятся на послушаниях с сестрами, и, в зависимости от того, оказываются они способными к монастырской жизни или нет, – остаются в монастыре, или уходят. Одного желания стать монахиней недостаточно для того, чтобы остаться в монастыре, важно показать это своей жизнью – любить сестер, оказывать послушание старшим, иметь мужество отсекать свою волю.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь