Время быстротечно. Вроде бы совсем недавно на Валааме радовались Рождеству Христову, ища на небе Вифлеемскую звезду, а после всем островом шли за крещенской водой, окунались в проруби, не боясь простудиться, и примирялись с ближними в Прощеное воскресенье. И вот уже вторая седмица Великого поста…
Кажется, даже погода на Северном Афоне подчиняется церковному календарю. Если на масленицу всех богомольцев и гостей монастыря радовало солнце, то уже на этой неделе строгая северная погода показала себя – дождь со снегом, пронизывающий ветер и шторм на Ладоге словно говорят: время веселья прошло, наступило время покаяния и молитвы.
В первые дни Великого поста в нижнем храме Спасо-Преображенского собора собиралась вся братия монастыря, со всех островов и скитов. На утренних и вечерних богослужениях монахи выстраивались по всей длине храма, который с трудом уже вмещал валаамских насельников, наглядно демонстрируя итоги 25-летней жизни возрожденного монастыря. Сейчас даже сложно представить, как в этом же храме могла помещаться тысяча монахов старого дореволюционного Валаама, когда только паломников в дни праздников и постов на остров приезжало от трех до пяти тысяч, а чтобы от каждого паломника принять записки на поминовение, поминальные столы ставили в несколько рядов прямо у Святых врат. И видя в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев ряды сегодняшних монахов и богомольцев со всей России, понимаешь, что Православная Русь жива и возрождается.
В течение всех сорока дней Великого поста за каждым богослужением мы будем с земными поклонами творить покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» В первую седмицу игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий читал Великий канон преподобного Андрея Критского, где приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Заветов применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи.
«Было бы неправильно думать о том, что пост – это только лишь перемена пищи, частое хождение в храм Божий, или большее количество поклонов, – напутствовал епископ Панкратий. – Нам нужно помнить о том, что Великий пост, прежде всего, это перемена нашей жизни, и в этот период мы должны больше думать о Боге, больше стремиться к очищению души и тела, сердца и ума. Подвиг поста, так же как любой другой христианский подвиг, прежде всего должен быть проникнут истинным духом любви к Богу и ближнему. Потому что без любви ничто в нашей жизни не имеет смысла: ни молитвы, ни пост, никакое наше служение и послушание. Ведь как говорил апостол Павел, если нет любви, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
В эти дни я вспоминаю наставления моего духовного отца и наставника архимандрита Кирилла (Павлова): “Все наши дела внешнего благочестия – пост, молитва, целомудрие, милосердие – не будут иметь никакой цены нравственной, если они не соединены с любовью к ближнему. В ряду этих дел благочестия молитва стоит на первом месте. Но и молитва угодна Богу только тогда, когда она соединена с любовью. Если же, напротив, в нашем сердце живут ненависть, злопамятство, недоброжелательность по отношению к ближнему, то пусть будет человек и богомолен, и набожен, такую молитву Господь не примет. Поэтому чуждые любви и мира, они своими молитвами только оскорбляют Бога. Им даже и в храм не дозволено ходить до тех пор, пока не примирятся со своим ближним”.
Вот и давайте проведем эти дни Великого поста в воздержании и христианском совершенствовании, чистоте и благочестии, стараясь не оскорблять ближнего ни словом, ни делом, стараясь стяжать друг ко другу любовь, чтобы было одно сердце и одна душа (см. Деян. 4:32)».
Да поможет Господь всем нам провести дни Великого поста в творении добрых дел, в покаянии и непрестанной молитве.
Маргарита Федорова, Янина Зритнева.
Фотографии монаха Анастасия