«Постное завещание радостно восприимем»

Свято-Елисаветинский женский монастырь

Великий пост... Каждому начинающему ходить в храм говорят о важности этого поста, о важности посещения великопостных служб, о трогательных покаянных молитвах вечерних служб первой седмицы. И вот новоначальный пробует подъять телесный пост, вот он робко переступает церковный порог, чтобы приобщиться к вековой традиции Православия. Кто оставался равнодушным к полумраку храма с мерцающими перед святыми образами лампадками и свечами, трогательному покаянному пению, атмосфере соборной молитвенной сосредоточенности пришедших, кто не утешался величественным разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! (последование Великого повечерия)? Красота иного мира, иных отношений. А выходишь за церковную ограду — шумит столичный город, обыденная жизнь с ее насущными проблемами, бледность которой особенно оттеняет умилительное Великое повечерие с чтением покаянного канона и в которую не хочется возвращаться. Но Православие нам говорит о другом — о реальной встрече грешного человека со Всесвятым Богом, встрече одновременно и радостной, и по-своему трагической, потому что невозможно безболезненно преодолеть собственный грех, а иначе человеку не соединиться с Тем, Кто есть огнь поядающий (Евр. 12: 29).

И вот первая седмица поста в монастыре открывает Православие именно с этой стороны. Монашествующие посещают неопустительно все богослужения первой седмицы, а это ежедневно с четырех до десяти-одиннадцати часов утра и с восемнадцати до двадцати часов вечера. Но вечернее богослужение уже знакомо и любимо, а вот утреннее — 6–7 часов, обычно после недостаточного сна (по вечерам у сестер могут быть послушания, собрание, Исповедь, кто-то читает ночную Псалтирь) — иногда бывает настолько трудно выстоять и душевно, и физически, что, кажется, хотя бы только дотерпеть до конца, и уже не трогает ни благоговение полупустого храма с мерцающими пред строгими иконами лампадками, ни молитвенное пение сестер, ни красота и глубина древней богослужебной поэзии. Но ведь цель поста — не прийти в умиление и насладиться церковным искусством. Цель поста — познание ослепления души, отпадения от Бога пиянством страстей, и потом отложение греха и к Богу присвоение (из канона утрени понедельника), а чтобы этой цели достигнуть, предстоит труд (подвиг — читаем в Триоди) умертвения мудрования плоти, отбегания блуда, трезвения в молитвах (канон утрени среды), злых отчуждение, воздержание языка, ярости и лжи отложение (стиховна вечера понедельника). Мы постимся телесно потому, что телесным невоздержанием Адам был изринут из рая, но одного телесного поста недостаточно для очищения сердца и зрения Христа (канон понедельника утро), и вечерние стихиры среды прямо требуют от нас дать алчущим хлеб, нищия и безкровныя ввести в домы. Но, однако ж, сон и усталость одолевают, душа малодушествует, оправдывает греховную жалость к себе, проявляет нетерпение и раздражение, и, кажется, совершенно не способна воспринять эти прекрасные спасительные мысли. Но если мы не ушли из храма, если мы достояли до конца, то Дух Божий, созидающий и обитающий в Церкви, оживотворит и нас, так что после окончания, как нам казалось, мучительного стояния в храме, мы понимаем, что труд не оказался тщетным и душа наша хоть в какой-то степени, как поет утренняя стихира среды, покрылась духовными крилами.

Еще богослужение Великого поста отличается насыщенностью ветхозаветными темами/чтениями: прочитываются основные сюжеты из книг Бытие и Исход, девять библейских песен. Вообще, Ветхий Завет современному человеку зачастую представляется слишком суровым, и мы готовы его противопоставить Новому Завету. Я сама этим страдала, и только спустя почти 20 лет сознательного христианства стала открывать для себя смысл ветхозаветных повествований. А святые отцы прекрасно знали Священное Писание Ветхого Завета, образы которого не только легли в основу православного богослужения, но и вдохновили их на новозаветное молитвенное творчество, одним из ярких примеров которого стал, кстати, Великий канон прп. Андрея Критского. В Ветхом Завете они видели прообразы Божиего домостроительства, исполнение которых находили в Новом и потому говорили, что Новый Завет заключен в Ветхом и что Ветхий раскрывается в Новом. Я же, по гордости воспринимая Священное Писание сквозь призму собственного понимания добра и зла, не могла не ошибиться в оценках. Повествования об убийствах, войнах, блуде, идолопоклонстве и прочих грехопадениях, имеющие место на протяжении почти всей Священной истории, не вписывались в мое представление о Святой Книге и Любящем Боге, и только опыт познания собственного греха дал толчок к пониманию суровой правды Библии: отпадение от Бога неминуемо влечет падение, но Творец не оставляет Своего творения, ищет его спасения и отвечает на покаяние. Потому и Православие — это не романтизм, а трезвое понимание своего греховного состояния с твердой надеждой на Любовь Божию. И, наверное, поэтому одна из стихир четверга вечера призывает нас утвердиться палицею веры. Бог есть Абсолютное Добро и Абсолютная Истина; Он сотворил весь мир и человека, чтобы приобщить к богатству Своей любви, и раскрытие этого замысла возможно лишь при условии послушания Ему, о чем повествуют читаемые на первой седмице отрывки из первой и второй глав книги Бытия. Но человек не сохранил данной ему заповеди, отпал от Бога и подпал под власть греха и смерти. Механизм грехопадения первых людей мы слышим вечером пятницы (3 глава книги Бытия), и это место очень важно для каждого из нас, ибо мы ежедневно претыкаемся точно таким же образом.

Таким образом, богослужение первой седмицы пытается запечатлеть на струнах нашего сердца основные истины христианства и задать тот настрой, в котором мы должны проводить Великий пост и в целом христианскую жизнь. И пусть впереди еще долгий и, наверное, непростой путь, но Церковь вдохновляет нас ожиданием радостной встречи: да снемы Пасху Христову священнейшую, во спасение душ наших (стихира утра пятницы). Помоги, Господи!

Монахиня Матрона (Лукашова)


Материалы по теме

Предстоятель

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рецензия на книгу игумении Филареты (Калачёвой) «Путь, истина и жизнь»
Мастер-класс для администраторов монастырских страниц в интернет-пространстве
Раифский Богородицкий мужской монастырь
Преподобная Зосима Эннатская
Рецензия на книгу игумении Филареты (Калачёвой) «Путь, истина и жизнь»
Мастер-класс для администраторов монастырских страниц в интернет-пространстве
Раифский Богородицкий мужской монастырь
Преподобная Зосима Эннатская