Конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность», прошедшая в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 23-24 сентября, на мой взгляд, принесла большую пользу ее участникам и всем, кто следил за ее работой и знакомился с материалами. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и многие участники обратились к игуменам и игумениям с просьбой высказать свои мысли по поводу конференции и обсуждавшихся на ней вопросов. За послушание, присоединю к общим высказываниям и свои размышления, делясь впечатлениями и надеясь внести малую лепту в работу над «Положением о монастырях и монашестве».
Сделанные на конференции доклады были не только содержательными, полезными и затрагивающими самые актуальные вопросы жизни монастырей и монашествующих – они еще раз подтвердили ту истину, что слово от опыта действенно, и что Дух Божий всегда живет и действует в Церкви.
В канонах и правилах Отцы, движимые любовью к людям, разъяснили, как исполнить то, что может быть непонятно не исполняющим или неправильно исполняющим заповеди, и, соответственно, не понимающим их духа и назначения. В данном случае невозможно переоценить значение для каждого из нас добродетели послушания, на которой зиждется монашество, да и духовная жизнь вообще.
Человек не может правильно судить о том, чего не понимает – он может лишь довериться понимающему, тому, кто является для него безусловным авторитетом. Как сказал в своем докладе митрополит Волоколамский Иларион об отношении послушника к духовному наставнику: «Польза послушания несомненна и освящена многовековой историей монашеской святости. Основа этого послушания – любовь монаха к своему наставнику и доверие к его духовному опыту». Те же духовные законы действуют в отношении послушания Церкви. Когда в сердце есть хоть небольшая вера в то, что Дух Святый и сегодня продолжает действовать в Церкви, тогда правила Святых Отцов и постановления Священноначалия становятся помощниками на пути спасения. В них раскрывается любовь Божия к человеку и возможность ответно развивать в себе веру и любовь.
Во время дискуссии Высокопреосвященнейший Владыка Афанасий, митрополит Лимассольский, сказал: «Хороши канонические постановления, и они должны быть почитаемыми и уважаемыми. Не бойтесь постановлений: нам Христос дал Евангелие, и каждый день мы предаем Евангелие и не боимся. И Евангелие, которое является Словом Божиим, не могло повлиять на нас! Человеческие постановления наших отцов и братьев – только для того, чтобы нам помочь. Положения боятся люди бесчинные, а истинный монах на все, что бы ему ни сказали, ответит: "Буди благословенно"». Проведенная конференция еще раз подтвердила, что опыт Святых Отцов оказывается сегодня не менее востребованным, чем в древние века. Глубоким и интересным был доклад игумена Дионисия (Шлёнова), раскрывший богатство канонического и богословского содержания монашеских обетов.
«Положение о монастырях и монашестве» призвано стать общим основанием, на котором всякая обитель, имеющая, несомненно, свои особенности, смогла бы развивать и совершенствовать себя в духовной жизни. Об этом принципе составления «Положения» неоднократно говорил на конференции Владыка Феогност, а один из докладчиков, игумен Антипа, выразил его известными словами: «В существенном – единство, в том, что менее существенно, – свобода, во всем – любовь».
Жизнь всех обителей, как и каждого монастыря, в своем идеале – литургична. Этим словом можно определить не только тесную связь монашеской жизни с Богослужением, но и выразить хождение перед Богом и живой союз с Ним всего братства или сестринства, и, конечно же, каждого насельника. Сердцем обители, которое поддерживает эту жизнь, в том числе и своей молитвой, следит за неформальным, но внимательным и точным исполнением монастырских правил, должен быть игумен или игумения. Об этом прекрасно говорили иеромонах Хризостом из монастыря Кутлумуш и игумения Феоксения (о. Крит). Своим примером, искренней молитвой и любовью, выражаемой в несении тягот вверенных духовных чад, настоятельствующие могут расположить к доверию и сделать многое для спасения душ пасомых.
Митрополит Афанасий Лимассольский, во время обсуждения его доклада, дал такой ответ: «Я считаю, что почтение и благоговение к игумену не является внешним настойчивым приказом, но, как говорится по-гречески, естественно предлагается. Христос сказал, чтобы вы были градом, стоящим наверху горы, который видит весь мир. Имейте добрые дела – дела молитвы, любви, почтения, и постепенно придут те люди, которые захотят к нам приблизиться. Это не происходит насильственным образом, ни с каким бы то ни было применением искусственных средств. Это происходит по совету, с любовью и внутренней добротой, со смирением – и именно здесь ты и приобретешь брата. <...> Мы начинаем сами с себя, и мы признаем перед Богом нашу духовную нищету. Смиренного человека просвещает Дух, что он должен делать. Игумения должна подвизаться в молитве Божией, в молитве Иисусовой. У нас могут быть тысячи экономических проблем, но мы должны молиться. Кто-то написал: "У меня сегодня много работы, и я не могу молиться". А кто-то другой написал: "У меня сегодня много работы, и я должен молиться". Не бойтесь: если мы молимся, Бог будет с нами. Молюсь – это не означает, что я закрываюсь в своей келье. Это значит, где бы я ни находился – в дороге, в кабинете, среди животных, на послушании – я призываю Имя Христово. И пророк Моисей не был только в скинии: у него в голове было попечение о десяти тысячах евреев». Думаю, что и во внутренних отношениях в монастырях, в устроении обителей в духе взаимной любви начальствующих и насельников, искренней молитвы и хождения перед Богом значение «Положения о монастырях и монашествующих» может быть очень велико.
В женских монастырях нередко возникает проблема, связанная с духовным руководством. Об этом вопросе митрополит Афанасий Лимассольский сказал так: «По моему личному мнению, духовник является ничем иным как пресвитером, совершающим таинство исповеди. Он должен называться исповедником, а не духовным отцом. Духовная мать – это игумения. А исповедающий должен помогать тому, что делает игумения. Ничего не должно происходить тайно от игумении. Никогда духовник не должен оправдывать послушницу и отвергать игумению. Если он не будет соблюдать свои пределы, он уничтожит женский монастырь».
В вопросе об отношении к Священноначалию хотелось бы также привести слова митрополита Афанасия: «Хочу, чтобы вы не боялись епископов, а любили их. Епископы – наши отцы. Они несут очень большую тяжесть, сатана очень сильно ополчается на них, также и на монаха. Когда я был монахом, послушником, то видел, как диавол обрушивает свои козни на послушников. Когда я стал игуменом, то увидел, что происходит с игуменом. Брат говорит мне: "Геронда, я имею помыслы против тебя". А я ему отвечаю: "Ты даже не знаешь, какие я имею помыслы против тебя!" Когда я стал епископом, то увидел воочию, что происходит с епископом, и затрепетал от страха. Потому что враг воюет с Церковью, и это не одно и то же – монастырь или вся Церковь. Поэтому любите их, молитесь за них, смотрите на них, как на своих отцов. Отец, совершающий ошибку, все равно остается отцом. Если бы ваш отец ошибся, вы все равно пустили бы его домой, покрыли бы любовью. И Владыка, чувствуя вашу любовь, смягчится и вам поможет. Поэтому не бойтесь. Апостол говорит, что там, где воцаряется любовь, страх убегает».
По милости Божией, конференция открыла много новых граней и сторон каждой обсуждаемой темы, и многие ее участники пролили свет на самые насущные вопросы. Мне хотелось бы только подчеркнуть, что Бог делает все для нашего блага и спасения, и любовь, которую несут в себе Божественные установления и правила Святых Отцов, никогда не оскудеет. Но в наших сердцах, если мы о них вознерадим, может оскудевать и исчезать дух любви и послушания, и мы должны делать все, от нас зависящее, чтобы не потерять его.
Хотелось бы от всей души поблагодарить Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословившего проведение конференции, и Его Высокопреосвященство Архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, организовавшего конференцию и направившего ее работу в нужное русло.