Каждую субботу сестры Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря собираются в праздничной трапезной, которая на время становится учебным классом. Но не только насельницы этой обители слушают лекции, сдают зачеты преподавателям. Учатся на курсах дополнительного образования для монашествующих и сестры из других монастырей – Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря, ставропигиального Алексеевского, Серафимо-Знаменского скита. Программа трехгодичных курсов включает в себя Священное Писание Ветхого и Нового Завета, церковнославянский язык, Литургику и Богослужебный устав, историю Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, патрологию, аскетику, раннехристианское и византийское искусство и другие предметы.
Молодой священник Димитрий Артемкин, научный редактор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», рассказывает, что с такой аудиторией он встретился впервые. Детскую аудиторию пастырь знает хорошо, поскольку возглавляет Воскресную школу при храме Святителя Николая в Староваганьковском переулке, где служит. Читал лекции пытливым семинаристам, впитывающим знания, словно морская губка. А как будут воспринимать и, главное, усваивать непростой материал монашествующие, у которых, помимо напряженного ритма жизни (богослужения, послушания), еще и разный духовный опыт, разный уровень знаний? Не без внутренних колебаний согласился отец Димитрий вести курс в женском монастыре, но теперь не жалеет, потому что матушки слушают лекции с живым вниманием и задают такие вопросы, что становится ясно: для них эта учеба отнюдь не формальность. Просят предоставить список литературы и выясняют, где можно найти материалы по той или иной теме. Кто-то ищет источники в Интернете, а более привычные к чтению книг идут в монастырскую библиотеку.
Тяга к знаниям приносит свои плоды. Как раз в тот день, когда я присутствовала на занятиях в монастыре, отец Димитрий принимал зачет по своему предмету «Введение в богословие». Конечно, сестры волновались, как обычно волнуются студенты или школьники во время зачетов и экзаменов. Но, начав отвечать, продолжали с воодушевлением, потому что говорили о том, что им близко.
– Курс «Введение в богословие» для монашествующих – все-таки несколько особенный, – отмечает священник-лектор. – По ходу преподавания я понял, что нужно давать немного другой материал, чем для семинаристов или взрослых прихожан. Монахи – это люди, полностью посвятившие себя духовной жизни. Им не нужно ничего доказывать, нет необходимости приводить фактологические подтверждения, цитаты, которые часто требуются в другой аудитории. Тут важно проникать в дух богословия. Причем в богословие как в практическую дисциплину – не теоретическое, не схоластическое, а живое богословие. Мы говорим с сестрами о его основах и пытаемся разобраться в вопросах, которые стоят перед каждым христианином, думающим, чувствующим, ищущим.
Другой преподаватель – сотрудник Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии кандидат исторических наук, доцент Павел Кузенков – с улыбкой говорит о том, что у нас испокон веков считалось: духовное образование – это удел почтенных мужей. А тут образовательным центром становится женский монастырь!
– Но, с точки зрения исторической, это как раз нормальное явление, – утверждает он. – Вспомним, что в Византийской империи женские обители играли очень большую роль в ее духовной и интеллектуальной жизни. Многие монахини собирали вокруг себя интеллектуальную элиту.
Трогательной называет атмосферу занятий в Иоанно-Предтеченском монастыре преподаватель и поясняет: на лекциях чувствуется особое благоговение к знаниям, почти не свойственное современным людям, трепетное отношение к исторической традиции, к любой информации, связанной с прошлым Православной Церкви. Впрочем, замечает Павел Владимирович, некоторые «ученые мужи» по-прежнему считают, что монахам образование ни к чему.
– Молитва – главное дело каждого христианина, – продолжил П.В. Кузенков. – Церковь держится молитвой, и молитвенное служение – это центр христианской жизни. Однако не надо забывать, что Церковь существует в миру, а со времен апостолов Она живет проповедью. Есть проповедь епископская как продолжение апостольского служения, научение народов. Есть проповедь священническая, которая идет через богослужения и слова, обращенные к пастве, а есть проповедь монашеская, идущая через дела. В современном обществе очень важно, чтобы люди относились к монашествующим с уважением, которое было бы связано не только с их тайным подвигом, но и с уровнем образования и способностью давать ответы как на ожидаемые стандартные вопросы, волнующие мирян, так и на нестандартные. Ведь сейчас Русская Православная Церковь находится на пике интеллектуальной жизни, и, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, современный священнослужитель, современный монах – это прежде всего высокообразованный интеллектуально развитый человек, являющийся не просто авторитетом, а образцом для мирян. И здесь очень важна соответствующая образовательная подготовка, благодаря чему Церковь имела бы людей, способных на равных вести диалог с искушенными мирянами, показывая, что не только хранит духовную традицию, но, осмысливая, актуализирует ее.
Инокиня Спиридония (Свердленко) в нашем разговоре об атмосфере на занятиях называет ее доброжелательной, подчеркивая, что это особенно приятно для сестер из других монастырей. Сама мать Спиридония подвизается в небольшой монашеской общине при Патриаршем подворье храма Покрова Пресвятой Богородицы и каждую субботу ездит сюда из бывшего Подольского района (сейчас это территория вошла в состав Москвы). Их община несколько своеобразная, во главе – не настоятельница, а архиепископ Дубоссарский и Тираспольский Савва. В общине нет штатного священника, и когда встал вопрос о проведении катехизаторских бесед, Владыка благословил на это благое дело инокиню Спиридонию.
Имея высшее техническое образование, она чувствовала, как не хватает ей богословских знаний, знаний по истории Церкви, церковному искусству. Стала искать, где можно их получить. Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет не подошел, поскольку туда бы ей пришлось, словно вчерашней школьнице, сдавать все вступительные экзамены. Интернет выдал сведения о курсах дополнительного образования для монашествующих, организованных при Иоанно-Предтеченском женском ставропигиальном монастыре. Хотя присоединилась она уже ко второму курсу обучения (а за первый еще предстоит сдавать зачеты), но уровень преподавания оказался настолько высоким, что инокиня готова преодолевать любые трудности, только бы продолжать учебу. Вот что она сказала в нашей короткой беседе: «Мне приходится общаться с учащимися духовных школ – семинаристами, студентами академии и даже архиереями, – и я с радостью вижу, как помогают знания, полученные на курсах».
Монастырю удалось обеспечить высокий уровень преподавания, потому что были приглашены блестящие педагоги, известные в церковных кругах и научном мире. Но, прежде чем приступить к занятиям, требовалось составить программу учебного плана трехгодичных курсов: определить, какие предметы в какой год обучения включить, составить контрольные вопросы по темам, указать список литературы. Разрабатывали программу люди, обладающие глубокими знаниями и высоким духовным авторитетом.
В их числе и названный выше Павел Владимирович Кузенков, который, к слову, являлся научным консультантом архимандрита Тихона (Шевкунова) при создании документального и исторического фильма «Гибель Империи. Византийский урок», а в минувшем году помогал отцу Тихону в подготовке и проведении XII Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства. Моя история. Романовы», имевшей огромный общественный резонанс. Занимался разработкой программы курсов и кандидат богословия иерей Михаил Желтов. Будучи заведующим кафедрой церковно-практических наук в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, секретарем комиссии по вопросам церковного богослужения и церковного искусства в Межсоборном присутствии, членом Синодальной библейско-богословской комиссии, он вместе с другими специалистами составил план курсов и контрольные вопросы по предметам: Литургика и Богослужебный устав, катехизис, патрология. Нет возможности перечислить столичные вузы, где трудится еще один из основных разработчиков программы – известный византинист, археолог и переводчик кандидат исторических наук Андрей Виноградов, – скажу только, что более 70 его статей помещены в «Большой российской энциклопедии» и «Православной энциклопедии». От Андрея Юрьевича работа над программой курсов дополнительного образования для насельниц женских обителей потребовала столь же глубокого подхода и высокой творческой отдачи, как и написание статей для упомянутых изданий. И он постарался внести достойный вклад в это новое и важное дело.
Последним занятием в тот субботний день – день знаний в монастыре – была лекция кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории и теории христианского искусства факультета церковных художеств ПСТГУ Елены Виноградовой. Она тоже активно участвовала в разработке программы курсов и, несмотря на свою колоссальную загруженность, согласилась преподавать монахиням. Елена Александровна утверждает, что «искусство является отражением духовной жизни, имеющей много различных форм», и донести это до сестер для нее очень важно. Ведь когда человек видит это разнообразие, он и сам становится богаче. Недавно, например, сестры-учащиеся вместе с Еленой Александровной побывали на экскурсии в Московском Кремле, где, благодаря ее лекциям, смогли посмотреть на великие святыни другими глазами.
Храмы Великого Новгорода с росписями Феофана Грека, показанные на слайдах, глубокое и доступное объяснение стилистических особенностей фресок всемирно известного иконописца и других мастеров живописи новгородской школы – все это интересно и близко для монашеской аудитории. Поэтому преподаватель церковного искусства разделяет желание сестер поехать в конце семестра в Новгород или древний Владимир, чтобы соприкоснуться с живой историей Древней Руси, почувствовать дух той удивительной эпохи.
Некоторые женские монастыри, вероятно, исходя из своих возможностей, взяли для дополнительного обучения монашествующих лишь один-два предмета курса. Но, думается, цельная и модульная программа трехгодичного обучения, успешно внедряемая в Московском Иоанно-Предтеченском женском ставропигиальном монастыре, является оптимальным вариантом для настоятельниц обителей, которые хотят, чтобы их сестры получили качественное духовное образование. Ведь именно такое образование Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал важнейшей задачей, поставленной перед православным монашеством еще на Архиерейском Соборе 2011 года.
Автор: Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков