7 декабря 2024 года в Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского, в рамках VI Межрегиональной научно-практической конференции «Православный монастырь в социокультурном пространстве окружающих территорий: история и современность» прошло заседание секции «Историко-архивные исследования и музейное дело». В традиционном приветственном слове председатель Оргкомитета мероприятия, настоятельница Феодоровской обители игумения Даниила (Севериненко) сформулировала главную цель конференции: монастырь в первую очередь –место молитвы, но также не стоит забывать и о том, что он является хранителем истории и традиций». Настоящей сокровищницей исторического наследия стал сегодня Феодоровский монастырь, и с каждым годом мы узнаем все больше о ее драгоценностях.
К летописи Феодоровского монастыря
2024 год является для Феодоровской обители юбилейным. 720 лет исполнилось со дня основания монастыря, ставшего православной твердыней Переславской земли. Сегодня, как и на протяжении многих веков в прошлом, монастырь остается центром духовного просвещения. И деятельность форума – яркое тому подтверждение.
Феодоровский женский монастырь, основанный в 1304 году на месте битвы между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича, по сей день является достойным украшением не только Переславля-Залесского, но и всего Золотого кольца России. За более чем 700-летнюю историю обитель претерпела многое: и периоды упадка, и Смутное время, и времена расцвета и возвышения. Самым же яркими и духовно плодотворными для монастыря можно назвать годы с 1875 по 1916, когда более сорока лет послушание настоятельницы исполняла игумения Евгения (1832–1920). Этот период знаменателен еще и тем, что с 1910 по 1917 год будущий архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) являлся прихожанином Феодоровской обители. Вообще, стоит отметить, что у семьи Войно-Ясенецких сложились особенно теплые и доверительные отношения с матушкой, которая была частой гостьей в их доме. Также Валентин Феликсович на протяжении пяти лет безвозмездно лечил сестер монастыря, – к началу ХХ века их насчитывалось около пятисот. Матушку Евгению отличало великое усердие к делам милосердия. Ее трудами и молитвами было устроено четыре школы для девочек, и эти учебные заведения высоко ценили не только за качество образования, но и за продуманную организацию образовательного процесса. И много еще фактов, много трогательных подробностей, способных помочь нам представить глубину личности матушки, было приведено в докладе кандидата исторических наук, доцента, руководителя научно-исторического отдела Феодоровского монастыря А.И. Коньковой «Переславский Феодоровский женский монастырь при игумении Евгении. Краткий обзор». Прекрасно подготовленная презентация и исторические фотографии помогли нагляднее представить себе ключевые моменты излагаемого. Еще несколько докладов отчасти были обращены к истории Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (кружевное послушание в монастыре в XIX веке, ценные иконы обители и их истории).
Музеи в жизни обителей
Интересно, что после столь красочной презентации Анастасии Юрьевны, в которой были использованы замечательные изображения первооткрывателя русской цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского, последовавший в скором времени доклад настоятельницы угличского Алексеевского женского монастыря игумении Ольги (Сельской), кандидата педагогических наук, доцента, почетного академика РАХ «Изобразительное искусство и его современное значение (на примере коллекции Народной картинной галереи Алексеевского женского монастыря г. Углича») стал органичным продолжением этой темы. В 2021 году Алексеевской обители исполнилось 650 лет. К юбилею была открыта Народная картинная галерея. Многие известные художники России передали в дар монастырю свои работы. Матушка поделилась уникальным опытом организации картинной галереи при обители, сопроводив при этом свой рассказ небольшим фильмом о ее работе.
Картинная галерея является одной из форм музейной организации. Тема музеев при обителях на форуме этого года была глубоко и разносторонне раскрыта во многих докладах. Интересный ракурс рассмотрения проблемы выбрал К.А. Соловьев, кандидат культурологии, доцент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. В своем докладе «Музеи – монастыри в Российской империи в начале ХХ столетия» Кирилл Алексеевич напомнил о том, что музей при монастыре в трагическом для России и Церкви ХХ веке был своего рода «спасительной шлюпкой», на которой сохранялась от разорения если не внутренняя духовная жизнь обителей, то хотя бы внешняя рукотворенная ее часть. Ведь известно, что многие обители во времена безбожной власти оставались сохранными именно благодаря тому, что на их территории были открыты музеи.
Продолжая тему взаимодействия монастыря с музеем, настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумен Филарет (Пряшников), кандидат теологии, доцент кафедры философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского (Санкт-Петербург) в кратком, но очень информативном выступлении осветил еще один практически важный для современной жизни обителей вопрос – работу с архивами. Тема доклада игумена Филарета звучала как «Опыт двухстороннего взаимодействия между Староладожским Никольским мужским монастырем и Центральным государственным историческим архивом Санкт-Петербурга по сохранению и популяризации историко-архивного наследия».
Отец Филарет рассказал, насколько плодотворно происходит взаимодействие Никольской обители и исторического архива Петербурга. Его опыт – исключительно практического характера, что всегда является полезным для слушателей, как отметила секретарь оргкомитета мероприятия Конькова А.Ю.
Активную работу с архивами проводит и бессменный участник ежегодных конференций, насельница Свято-Успенского женского монастыря Александровской епархии монахиня Сергия (Каламкарова), которая и в этот раз, благодаря работе с историческими источниками, представила уникальный материал о священномученике Дамиане (Воскресенском). Вдохновившись докладом о нем одного из участников конференции в прошлом году, матушка решила провести самостоятельную работу с материалами его следственного дела. И здесь уместно отметить прозвучавшую в начале работы форума мысль: «История к нам ближе, чем мы думаем. В процессе изучения материалов понимаешь, что история эта касается и тебя…» Отметила это и монахиня Сергия в своем выступлении на тему «История Церкви по документам из следственного дела сщмч. Дамиана (Воскресенского)».
Необходимость восстанавливать подлинную историю
Доктор исторических наук, первый заместитель председателя правления Российского общества историков-архивистов, профессор Российского государственного гуманитарного университета, Г.Н. Ланской в напутствие участникам перед докладами сказал о том, что постановка проблемы, которая заявлена в названии научной конференции «Монастырь в социокультурном пространстве», значима и актуальна для современности. Ведь история Русской Православной Церкви сложна и даже драматична, к ряду научных источников и документов на протяжении ХХ века не было доступа. Многие исторические документы в годы безбожия были просто утрачены… В связи с этим подобные мероприятия очень важны в деле сохранения исторической памяти и подлинной истории нашего государства и Церкви. «Каждая конференция, – отметил профессор, – может внести существенный вклад в развитие этого научного вопроса». А сохранение исторической памяти начинается еще со школьной скамьи и с учебников истории, из которых ученики черпают первые познания о своей Родине. И как важно, чтобы они являли подлинные исторические факты и события.
Деятельное участие в наши дни в этом вопросе принимает один из участников конференции, кандидат исторических наук, доцент, член Научного совета Российского военно-исторического общества Ю.А. Никифоров. Тема его доклада звучала так: «Краеведческая легенда о монахине Наталье (Взимковой): историографический контекст и его верификация». Юрий Александрович состоит в группе ученых специалистов, которые разрабатывают новый учебник истории для школьников. Постоянно работая с исторической информацией, доктор обнаружил часто встречающиеся ошибки и мифы. Продолжая летопись Феодоровского монастыря, Юрий Александрович рассказал о своем исследовании относительно известного «мифа или легенды» о том, что одна из монахинь обители встречалась с императором Петром I. Последовательно излагая факты из жизни монахини Натальи и первого русского императора, доктор заключил, что встречи этой быть не могло.
О значении работы с молодым поколением и о том, каким образом доносить до детей и юношества святоотеческое учение рассказала в докладе «Живое слово святых Русской Православной Церкви – современной школе» З.П. Иноземцева, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов, председатель секции «Архивы Русской Православной Церкви», заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста».
По завершении конференции организаторы отметили высокий научный стиль форума его полезную содержательную часть. Хочется особо подчеркнуть, что на конференции с докладами выступили молодые ученые, – это еще раз подтверждает тот факт, что работа ежегодного мероприятия в Феодоровском монастыре привлекает все большее количество исследователей и становится интересной для молодого поколения, о воспитании которого не однажды упоминали участники. Студентка 4 курса факультета архивоведения и документоведения Историко-архивного института У.О. Петрова в своем выступлении «Традиции имянаречения и их трансформация в высших сословиях Российской империи в XVIII–XIX вв.» сосредоточилась на узком и еще совсем не изученном вопросе, который удалось интересно раскрыть в докладе и презентации. В древности многое имело свое особое и временами даже сакральное значение, традиция имянаречения отчасти была рождена трепетным отношением к происходящим событиям. А Д.Д. Грибкова, магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова» рассказала об особенностях освещения православных храмов. Тема доклада: «Русские храмовые осветительные приборы XV–XVII веков, их назначение и сакральное значение». По окончании выступления стало ясно, что свет в храме имеет не столько функциональное, сколько духовно-мистическое значение, связанное с богослужением и церковной символикой.
***
Участники прошедшего форума еще раз показали, насколько значимым является влияние православного культурно-исторического наследия как на духовную, так и на социокультурную жизнь нашей страны, и подтвердили тот факт, что просветительское служение русского монашества приносит пользу не только Церкви, но и всему народу России, способствуя его культурному и духовному возрастанию.