Матерь Божия воспитывает

Игумения София (Сухова)

О былом и сегодняшнем дне Казанского женского монастыря Вышнего Волочка

Казанский женский монастырь в городе Вышний Волочёк Тверской митрополии был основан во второй половине XIX века. За короткий срок стал одним из самых крупных монастырей в России. Он создавался буквально на пустом месте, но это место было прославлено явлением чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Монастырский ансамбль поражает своим размахом и красотой. И несмотря на то, что обитель возвращена Церкви в начале 90-х годов прошлого столетия, еще очень многое необходимо сделать для возрождения и сохранения этого уникального архитектурного комплекса. Сейчас в обители подвизается десять насельниц. О монастыре и монастырской жизни мы поговорили с настоятельницей – игуменией Софией (Суховой).

В 2025 году исполняется четверть века канонизации на Архиерейском соборе сотен новомучеников и исповедников Российских. В Тверской митрополии этот год объявлен священноначалием годом особого почитания исповедников веры ХХ столетия. Явлены ли в Казанском монастыре такие подвижники-исповедники?

Да. Наш монастырь был разорен в первые же годы советской власти. В 1919 году в нем обосновалась 44-я красноармейская дивизия. Здания монастыря были заняты, имущество и продовольствие отняты. Множество сестер и девочки – воспитанницы приюта остались без крова и куска хлеба. Настоятельница монастыря игумения Амвросия несла исповеднический подвиг, защищая сестер и обитель, и дни свои окончила мученически: больную преклонных лет матушку постоянно возили на допросы и, окончательно уже обессиленную, забрали и увезли в тюрьму, но по дороге, телега опрокинулась, матушка Амвросия сильно расшиблась и в скором времени скончалась. Место ее упокоения после советских перезахоронений неизвестно.

У нас в монастыре покоятся также две замечательные подвижницы ХХ века – блаженная Любушка Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская, несшие подвиг юродства ради Христа и также много претерпевшие от безбожных властей. Для многих они стали оплотом веры в безбожном мире, поддержали своими молитвами, наставлениями и подвигом жизни.

Известно, что большую часть жизни старицы подвизались далеко от Вышнего Волочка и только к концу жизни прибыли сюда. Как Вы полагаете, почему они выбрали эту обитель?

Блаженные ничего сами не выбирают. Они водятся Духом Божиим, живут в полном послушании воле Божией. Блаженная Любушка на протяжении всей своей жизни находилась под покровом именно Казанской иконы Божией Матери. Вот и в Сусанино она молилась в Казанском храме. И знавшие ее помнят, как она говорила: «Меня возьмет Казанская». Думали, что она умрет на Казанскую, а оказалось, что так она указала место своего упокоения – Казанский монастырь. Любушка, будучи странницей, жила в разных местах, последние годы подвизалась под Санкт-Петербургом и переехала сюда к концу жизни явно для того, чтобы здесь упокоиться.

Схимонахиня Мария также подвизалась не здесь, а близ Самары, потом долгое время жила в Оптиной пустыни, где была пострижена в схиму. Она была уже старенькая, больная, все удивились, когда она вдруг сказала: «Поеду в Вышний Волочок, к Любушке». Приехала сюда и сказала: «Я приехала домой. Здесь всё родное. Я здесь останусь».

И осталась навсегда.

Промысл Божий, который в этом, несомненно, есть, нам трудно постичь до конца. Но возможно, он также в том, что мы находимся посередине пути между Москвой и Санкт-Петербургом. Когда-то две столицы были преисполнены святости, а сейчас концентрируют много греха и нечестия, и, чтобы отмаливать всю Россию, две великие блаженные у нас упокоились.

Интересно, что на протяжении всей истории нашего монастыря видится участие блаженных и юродивых ради Христа. Основательница монастыря игумения Досифея (Салтыкова) окормлялась у старцев – сначала отца Адриана Югского, затем, по его преставлении, у отца Петра Таманицкого, который подвизался в подвиге юродства. Они провидели будущее игуменство монахини Досифеи и готовили ее к этому поприщу. На этом месте, на одном из трех, бывших здесь, святых источников, была явлена в XVIII веке Казанская икона Божией Матери. Она неоднократно спасала город Волочёк и окрестности от разных бед и напастей и была очень почитаема. Монахиня Досифея с несколькими спутницами приехала поклониться этой чудотворной иконе, и как же она была удивлена, когда узнала ее: много лет назад она видела эту икону во сне. Здесь им встретился местный блаженный, юродивый, который стал пророчествовать относительно будущего монастыря.

Несмотря на благословение старцев, матушка Досифея была не уверена в своих силах, не понимала, как это возможно – устроить монастырь на пустом, болотистом месте. У нее не было никаких средств, ни одной живой души она здесь не знала. Здесь находилась только часовня, где пребывал чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери. Часовня относилась к городу. Долгое время горожане не соглашались на устроение здесь монастыря, так как боялись, что монастырь заберет себе чудотворную икону, хотя речь об этом никогда не шла.

У начала основания обители стоит еще одна блаженная – замечательная подвижница своего времени схимонахиня Пелагия. Она стала жить и молиться на пустынном тогда еще месте будущей обители и пророчествовала о том, что будет здесь большой монастырь. Дни свои она окончила в монастыре и стала одной из сподвижниц матушки Досифеи.

И в ХХ веке, когда монастырь возродился заново после безбожных лет, здесь как мы уже сказали, упокоились две блаженные старицы – Любовь (Лазарева) и схимонахиня Мария (Матукасова), также подвизавшиеся в подвиге юродства.

А помните ли свое первое впечатление, когда впервые побывали в этой обители?

Впервые я сюда приехала, когда была монахиней Оршина монастыря. Блаженную Любушку очень почитают настоятельницы Тверских монастырей игумении Евпраксия и Иулиания. Они бывали у нее и в Сусанино и принимали деятельное участие в последних событиях ее жизни и ее похоронах. Поэтому это место для меня было известно и почитаемо. Мы сюда с сестрами приезжали из Оршина монастыря помолиться, поклониться.

Когда я оказалась здесь впервые, меня поразил масштаб соборов, зданий. Оставило тяжелое впечатление их разоренное состояние. Ансамбль монастыря остается не восстановленным на протяжении многих лет. Совершенным чудом можно считать состоявшуюся реконструкцию Казанского собора. А все остальные здания находятся в аварийном состоянии и продолжают разрушаться.

Большую тревогу вызывает собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери, единственный храм в мире с таким посвящением. Эта чудотворная икона является великой святыней Православного мира. Она принадлежала сначала византийским, а затем российским императорам; незадолго до гибели Российской империи была перевезена в нашу обитель. В ее честь в монастыре был возведен величественный собор, в чем принимал участие святой праведный Иоанн Кронштадтский. Этот прекрасный собор сейчас находится в тяжелом состоянии. Какие-то небольшие противоаварийные работы мы совершили своими малыми силами, но этого недостаточно для спасения памятника.

Какой пример для себя вы находите, зная жизнь матушки Досифеи, основательницы обители?

Пример жизни нашей основательницы – это пример необыкновенного мужества и веры. Матушка Досифея всецело была предана воле Божией и уповала на помощь Пресвятой Богородицы. При создании обители не было самого необходимого – жилья, питания, даже свечей для того, чтобы прочитать молитвенное правило. Для освещения использовали лучину, и огонек боялись зажигать лишний раз, так как кругом были места глухие – могли напасть разбойники. Первые насельницы преодолели много трудностей. Матушка Досифея предостерегала приходящих к ней сестер, желавших остаться здесь и подвизаться с ней, описывала все предстоящие сложности неустроенной жизни и советовала хорошо подумать, прежде чем решаться на такое. Но, надо сказать, никто не ушел. А перед революцией в монастыре было около тысячи сестер. Конечно, надо думать, среди них было и немало праведниц. Все они – и первые насельницы обители, и те, кто здесь подвизался в последующие годы, являют для нас пример, мы чувствуем их молитвенную помощь.

А многие ли сейчас хотят вступить в монастырь, выбирая жертвенный монашеский путь?

Надо признать, что в наше время очень мало желающих вступить на монашеский путь. Возможно, условия современной жизни, другое воспитание накладывают свой отпечаток. Люди привыкли к комфорту, привыкли реализовывать все свои потребности, привыкли все время действовать по своей воле. Совершенно отсутствует навык послушания, а в монашеской жизни – это главное, основное делание. Поскольку цель нашей жизни – спасение, исцеление наших поврежденных душ, прежде всего необходимо врачевать волю, направлять ее на исполнение воли Божией, а значит, отрекаться от своей. Это, действительно, вызывает большие сложности у современного человека.

 

А как с послушанием и смирением обстоит дело в Вашей обители?

Матерь Божия воспитывает. Сейчас для сестер главное – терпеть, устоять, не сойти с выбранного пути, не искать «приятностей» мира сего – ни там, за воротами, ни здесь, в монастыре. Что я могу? Могу только подавать пример и что-то подсказывать, исходя из святоотеческой традиции и из современного монашеского опыта. В период возрождения обителей мы приобретали опыт под руководством мудрых руководителей. Вот, наш старец архимандрит Наум (Байбородин) – величайший духовный наставник нашего времени.

А много ли у вас прихожан?

Прихожан мало. Вышний Волочёк – очень маленький город. И большая часть населения отсюда уехала на заработки в крупные города – в Москву, Санкт-Петербург, Тверь. Говорят, по статистике, воцерковленных людей в России около трех процентов. Сколько это – три процента от двадцати тысяч населения?.. К тому же в городе, помимо монастыря, есть другие храмы. Постоянных прихожан у нас лишь несколько семей. В большие праздники, особенно престольные, народ бывает, а так, чтобы постоянно ходили в большом количестве, к сожалению, нет. Может быть, о нас еще недостаточно много знают.

Как решаются проблемы с восстановлением монастырского ансамбля?

Этот вопрос зависит от финансирования. Прежде чем начать реставрацию, необходимо решить сложную проблему: восстановить дренажную систему монастыря. Здесь ведь всё построено на болотах. Наши премудрые предки эту водоотводную систему устроили, она прекрасно работала – ничего нигде не отсыревало, в прекрасном состоянии пребывали и здания, и территория. В советское время здесь расположилась воинская часть. И дренажная система была разрушена. И теперь везде вода – под всеми зданиями. В течение почти уже столетия она повреждает фундаменты и конструкции. Под Андрониковым собором находится склеп, где погребены основательница обители и ее первые сподвижники. Мы там откачиваем воду тремя насосами. Если перестать откачивать, то вода поднимется до середины высоты стен.

Под Казанским собором при его восстановлении работали очень хорошие специалисты, они сделали пять слоев гидроизоляции внутри и снаружи проинъектировали фундамент специальным раствором. Но, когда отключают электричество (а это случается нередко) и перестают работать насосы, – возникает угроза затопления; так, уже два раза затапливался отреставрированный, прекрасный, сияющий обновлением Казанский собор… То есть проблему надо решать комплексно, восстанавливая надежное водоотведение по всей территории обители, локальные меры результата не дадут.

Не могу не спросить о выдающимся благотворителе Казанской обители Вышнего Волочка, о Ефреме Никифоровиче Сивохине. Почему он выбрал это место, как стал помогать в становлении монастыря? И, наверное, как жаль, что подобных Сивохину людей стало очень мало…

Ефрем Никифорович был человеком благочестивым, любящим Бога. И, безусловно, был движим этими чувствами – любви и преданности Богу и Матери Божией. На самом деле, здесь место необыкновенное, оно находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы. Блаженная Любушка так говорила о нашей обители: «У вас здесь Сама Божия Матерь лампадки зажигает». И чуткая душа Ефрема Никифоровича откликнулась не только на этот призыв, но на человеческие трудности и нужды, к которым он никогда не оставался равнодушным. Хотя добрые люди почти сразу нашлись и жертвовали средства, какие могли. Знаем, что местная купчиха пожертвовала что-то около 50 рублей, и матушка Досифея счастлива была! Но, чтобы поднять обитель, требовались значительные вложения. Существенно помочь монастырю смог Ефрем Никифорович Сивохин. Он принимал активное и деятельное участие в возведении Казанского собора, закупая различные стройматериалы, оплатив иконостас, храмовую утварь и многое другое. Пожертвовал большой колокол, а позднее возвел и колокольню, приготовив в ней себе место для упокоения. Движимый жалостью к больным и странникам, Ефрем Никифорович воздвиг больничный корпус с домовым храмом и странноприимный дом с огромной трапезной. Этот корпус сейчас в аварийном состоянии, а больничный и вовсе руинирован.

Как бы Вы ответили: для чего нужно приехать в Казанскую обитель Вышнего Волочка?

Я думаю, чтобы просто, войдя в монастырь, восхититься, затаить от восторга дыхание, увидев Казанский собор, – ведь это настоящая архитектурная жемчужина. Спроектировал его замечательный русский архитектор А.С. Каминский. Многие из его творений хрестоматийно известны, но наш Казанский собор – вершина его творчества. Удивительна его архитектура в стиле эклектика. Я всегда со скепсисом относилась к этому направлению: что может быть хорошего в смешении стилей? Но в Казанском соборе элементы различных архитектурных стилей, эпох и народов удивительно соединены в некое гармоничное единство. Нас некоторое время назад посетили иностранцы. Они осматривали и фотографировали собор. Наш охранник с ними разговорился и узнал, как они сюда попали. А они просто забили в поиск интернета запрос о самых красивых храмах. И в пятерке самых красивых храмов мира оказался наш Казанский собор…

Но, безусловно, для верующего человека очень значимо то, что монастырь, посвященный Казанской иконе Божией Матери, продолжает служение. В него возвращаются прежние святыни и собираются новые. К сожалению, оригинал Андрониковой иконы Божией Матери, написанный апостолом и евангелистом Лукой, который был принесен в монастырь заботой Ефрема Никифоровича Сивохина, был в советское время утерян, но к нам вернулся ее чтимый список. Он был выполнен в конце XIX века в нашей монастырской иконописной мастерской. Этот образ на протяжении всего советского периода находился в семье дворян Ярцевых и являл там благодатную помощь Богоматери. Когда в 2019 году последняя представительница этого рода почила, ее наследник решил, что образ надо вернуть в монастырь и нам его привез.

И, конечно, надо обязательно приехать к великим старицам, нашим блаженным Любушке и схимонахине Марии. Они покоятся в часовне святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии рядом с Казанским собором.

Беседовала Юлия Стихарева
Фото: Казанский монастырь,
Юлия Стихарева

Материалы по теме

Новости

Монастыри

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек
Тверская область, Вышний Волочёк
Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек
Тверская область, Вышний Волочёк

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

14 марта – день памяти подвижника благочестия, архимандрита Модеста Потапова (1926–2002)
50 лет со дня блаженной кончины наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова; †1975)
Югская Дорофеева пустынь
14 марта – день памяти подвижника благочестия, архимандрита Модеста Потапова (1926–2002)
50 лет со дня блаженной кончины наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова; †1975)
Югская Дорофеева пустынь
Петропавловский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь