«Мера и подобие с явленной иконы». Об иконописной мастерской Казанского Богородицкого монастыря

Оксана Головко

Еще недавно я мало что знала об иконописной школе Казанского Богородицкого монастыря, как-то это явление оказалось вне поля моего зрения. Хотя, казалось бы… Родилась в Казани, первое образование получила на том самом месте, где была обретена икона Казанской Божией Матери (в сохранившемся надвратном храме Богородицкого монастыря когда-то располагался филфак педагогического университета). Но почему-то прошло мимо. И хорошо. Ведь раньше, несколько десятилетий назад, я просто не обратила бы внимания на эту школу. Тогда и в среде специалистов-искусствоведов, и среди самих иконописцев было принято считать, что настоящее церковное искусство закончилось в начале XVII века, а все, что было потом, – не заслуживает внимания.

Сегодня более правильным мне кажется другое отношение (хотя собственные предпочтения могут быть разными) – бережное. Да, влияние академизма – это не про традиции древнерусской живописи. Но и в иконах XIX – начала ХХ века мы видим настоящую глубокую веру тех людей, что жили до нас, видим примеры личного благочестия сестер обители.

Золотое сияние

История иконописной мастерской при Казанском Богородицком монастыре восходит к 1867 году. Сначала здесь возник иконописный класс в открытой тогда по инициативе настоятельницы, игумении Каллисты, рукодельной школе. Позднее создание икон выделилось в отдельное значимое направление.

Когда ходишь по залам музея Казанской иконы, где представлены образы, выполненные монастырскими мастерицами, первое, на что обращаешь внимание, – фон. Золотой, сияющий, какой-то особенный. В нем видится стремление в конкретный исторический период, в стилистике определенного времени как-то прочувствовать, передать то золото фонов из византийской иконописи и мозаики, которое так зримо и очевидно напоминало о Божественном Свете.

Этот особенный светящийся (светоносный) золотой фон получался потому, что иконы писались по слою сусального золота прозрачными цветными лаками.

Вполне логично, что приоритетным направлением деятельности мастерской было изготовление списков Казанского образа Божией Матери. На иконах, которые выполнялись строго по размерам той, что в XVI веке явилась во сне девочке Матроне и была обретена на месте, где и располагается монастырь, по нижнему фону вычеканивалась надпись «Мера и подобие с явленной иконы Пресвятой Богородицы Казанская». Если на иконе второй половины XIX века обнаруживается такая надпись, скорее всего, она происходит из мастерской именно Казанского Богородицкого монастыря. Если икона была выполнена в более простой технике, писалась маслом, надпись, соответственно, тоже наносилась маслом.

«Выделяются три типа списков Казанского образа, – рассказывает Тимур Валиуллин, заместитель директора Музея Казанской иконы по научной работе, кандидат исторических наук. – Первый – с имитацией драгоценного оклада, второй – с фиксирующими цветными лаками. Эти два образца писались как раз по сусальному золоту. Третий тип – уже проще, с использованием минимальных художественных средств, без применения сусального золота, без чеканки, просто масляными красками. Фон на таких иконах обычно варьировался».

Если говорить о некоторых технико-технологических особенностях, специальным методом готовилась и доска для иконы. По словам Тимура Валиуллина, она состояла из двух пластин – верхней, липовой, более толстой, на которую как раз и наносился живописный слой, и нижней кипарисовой, тонкой, использовавшейся для того, чтобы икону не «повело». В липовой пластине была специально сделана выборка паза для шпонок. Поскольку при монастыре существовала столярная мастерская, возможно, сами доски были изготовлены в стенах обители.

Икона для Императорского дома

Казанские мастерицы учились у местных художников, не обращались к столичным мастерам, «самостоятельно постигали премудрости иконописания», – пишет Анатолий Елдашев, историк, краевед, доцент Казанской православной духовной семинарии, лауреат Макариевской премии. И среди прочего приводит пример, что уже в начале ХХ века бывшая воспитанница монастыря, дочь священника, Раиса Алексеевна Иванова, выпускница Казанской художественной школы, по просьбе игумении Маргариты (Максоровой), обучала сестер писать с натуры.

Сестры и послушницы монастыря учились академическому рисунку, и это видно, когда рассматриваешь написанные ими иконы. Интересно, что стилистически (не иконографически) мастерскую не коснулась тенденция, наблюдавшаяся на рубеже веков, когда в обществе произошло открытие древнерусской иконы и многие иконописцы обратились в ее сторону. Но рядом с высококачественными образцами можно увидеть совсем просто, наивно написанные образы.

«Несложные заказы часто доверяли исполнять неопытным сестрам, это фактически было своеобразным обучением, – говорит Тимур Валиуллин, – а уже иконы по сусальному золоту писали монахини, которые относились к старшим. Обучение и работа строились так, что живописицы по уровню исполнения делились на старших и младших, часто – послушниц. Существовала фактически ступенчатая система передачи опыта и навыка иконописания. Младшие как раз работали над недорогими по стоимости иконами.

Нужно отметить, что у нас в музее есть подписная икона с инициалами той самой Раисы Алексеевны Ивановой, которая проходила обучение в Казанской художественной школе, и потом уже она, в свою очередь, обучала сестер писать с натуры».

В целом же уровень написанных в монастыре икон был высоким. «Иконы подносились членам Императорской фамилии, духовным лицам, писались по заказу, на продажу. О высоком уровне мастерства свидетельствует тот факт, что список с Казанской иконы Божией Матери был поднесен Государю Императору Николаю II по случаю его венчания в декабре 1894 года. Через обер-прокурора Священного Синода сестры обители получили от императора слова благодарности», – сообщает Анатолий Елдашев.

Сестры монастыря не только писали иконы, но и обращались к монументальной живописи. По присланным эскизам Великой княгини Елизаветы Федоровны расписали нижний храм Казанского собора Богородицкого монастыря. Правда, росписи практически не сохранились (главный собор был полностью разрушен 26 мая 1932 года и лишь недавно восстановлен. Освящен Святейшим Патриархом Кириллом 21 июля 2021 года. – О.Г.), но и сейчас можно увидеть элементы орнаментов, выполненных руками мастериц монастыря.

Молитва за сына

Иконы подписывались нечасто, даже на рубеже XIX–XX веков. Среди икон, написанных в мастерской Казанского Богородицкого монастыря, можно найти некоторое количество подписных, «авторских» икон и, вчитываясь в эти надписи, – представить себе тех, кто их писал, а порой и тех, для кого они были написаны.

Так, на внутренней стороне задней крышки киота иконы Анны Пророчицы и великомученика Феодора Стратилата, написанной инокиней Анфией, заведующей монастырской мастерской в 1884‑1905 годах, иконописица сделала надпись. Обращаясь к своему племяннику, для которого и пишет икону, она извиняется за то, что долго, в течение трех месяцев, ее исполняла.

«В Божие благословение Ивану Яковлевичу Яковлеву. 1908 года октября 28. Никанор Архиепископ Казанский и Свияжский» – такую надпись обнаружили исследователи на тыльной стороне иконы Казанских святителей и чудотворцев Германа, Гурия и Варсонофия, предстоящих Казанской иконе Богородицы. И вот по этой надписи мы можем понять, кто же молился перед этим образом. «Икона была подарена Ивану Яковлевичу Яковлеву (1848–1930) – знаменитому общественному деятелю, просветителю Чувашии, православному миссионеру, педагогу, основателю школ, создателю нового чувашского алфавита.

Сама надпись на тыльной стороне принадлежит архиепископу Казанскому и Свияжскому Никанору (Каменскому; 1847–1910), известному богослову и археографу, оставившему много как капитальных научных, так и популярных трудов», – пишет Тимур Валиуллин.

А вот надпись на иконе Казанской Божией Матери: «26 апреля 1916 года сын Николай выступил на войну». И сразу представляются родители, которые молились перед иконой, прося Богородицу о заступничестве перед Спасителем, чтобы их сын вернулся живым и здоровым. «Икона написана в самой простой и лаконичной монастырской манере. В тяжелые военные годы было не до ярких дорогих икон, писанных по сусальному золоту. Казанские женские монастыри, наряду с мужскими, активно жертвовали на нужды войны. На монастырский лазарет в 1914 г. от Казанского Богородицкого монастыря поступило 400 рублей», – сообщает Тимур Валиуллин.

Иконописцы мастерской писали не только давно известные образы, композиции праздников, но и иконы, иконографии которых появились недавно. Как пример можно назвать икону Божией Матери «Августовская», связанную с событиями Первой мировой войны.

***

Крупнейший в Казанском крае монастырь был закрыт в мае 1928 года. Мастерская перестала существовать.

Да, художественный язык икон мастерской в целом – академический, но очень важно то, что мы можем говорить о них не только с точки зрения художественных особенностей, но и как о явлении именно церковного искусства. Перед такими образами получается молиться. Предстоять. Ведь их с благословения священноначалия благоговейно писали верующие люди, и это очень чувствуется.

Радует, что идет научное изучение иконописных образов, хотя было бы замечательно, если бы появилось и глубокое искусствоведческое исследование, касающееся иконографии, подробного разбора их стилевых особенностей.

Литература:

Валиуллин Т.Р. Живописная школа-мастерская Казанского Богородицкого женского монастыря: неизвестные аспекты// Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сборник материалов и статей участников международной научно-практической конференции. Казань, 2022.

Валиуллин Т.Р. О чем рассказывают надписи на иконах мастерской Казанского Богородицкого монастыря//IV Форум православной общественности Республики Татарстан: сборник материалов и избранных статей. Казань, 2019.

Елдашев А.М. Живописная мастерская Казанского Богородицкого монастыря. Казань, 2018.

Благодарим заместителя директора Музея Казанской Иконы по научной работе, кандидата исторических наук Тимура Рашидовича Валиуллина за предоставленные фотоматериалы

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Монастыри

Казанский Богородицкий мужской монастырь
Республика Татарстан, Казань, Вахитовский район, Большая Красная улица, 5
Казанский Богородицкий мужской монастырь
Республика Татарстан, Казань, Вахитовский район, Большая Красная улица, 5

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Троицкий женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь