В день Преображения Господня свой престольный праздник отмечает московский Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. Публикуемая статья напомнит о многовековой истории и сегодняшней жизни одной из самых известных русских обителей.
В марте 1991 года, ровно через 500 лет после закладки главного монастырского собора в честь Преображения Господня, в нем снова зазвучало победное «Христос Воскресе!», стала приноситься бескровная жертва о всех и за вся. До этого здесь в течение почти семидесяти лет не только молчали колокола и не слышно было слов молитвы, но всячески насильно искоренялась и осквернялась память о святой истории этого места. С погубленными могильными плитами и захоронениями монастырского некрополя, казалось, хотели уничтожить саму почву православной веры и российской государственности…
В сердце Москвы
Обитель Всемилостивого Спаса – как с любовью называли Новоспасский монастырь – по одним источникам, возникла вместе с основанием города – «кремника» на Москве-реке. По другим, ведет свою родословную с конца ХIII века от монастыря, основанного святым благоверным князем Даниилом в пяти верстах от Кремля, на правом берегу Москвы. Набожность русских князей, обычай принимать постриг перед кончиною много способствовали распространению на Руси монастырей, возле которых нередко возникали и сами города.
Возвышение Москвы началось при княжении сына Даниила Александровича – Иоанна Первого, прозванного Калитой (по наименованию денежного кошеля, который князь всегда имел при себе для раздачи милостыни), правившего в 1325–1340 гг. В результате его успешной дипломатической политики на Руси установилась «тишина велика на сорок лет и престаша татарове воевати землю Русскую». За это время Русь, терзаемая враждой многочисленных удельных княжеств, стала объединяться вокруг Москвы.
В 1330 году боголюбивый князь Иоанн перевел основанный его родителем монастырь из сельца Данилова на Боровицкий холм. Главным храмом Спасского монастыря стал каменный собор Спаса Преображения на Бору, построенный на месте прежнего деревянного – первого, по времени основания, московского собора.
Первый монастырь в Кремле был устроен вблизи великокняжеского дворца и стал местом постоянного богомолья Иоанна Даниловича и его семейства. Здесь он любил уединяться для молитвы, здесь получал Божие благословение на все важнейшие государственные дела, а перед кончиной принял иноческий образ и схиму.
Спасская обитель становилась свидетельницей обетов московских правителей, их первым молитвенным домом и местом последнего упокоения их близких. Архимандриты монастыря всегда были духовниками великих князей.
Основанный в самом сердце Москвы, монастырь являлся не только ее «сострадальцем», но и участником ее спасения в самые трудные годы. Отсюда постоянно возносились молитвы за единство Русской земли, за победу над супостатами, за крепкую княжескую власть.
Устроенные в одном месте – древнем Кремле «святительский дом и монастырь вместе с Великокняжеским дворцом, положили в новой столице основание сосредоточию духовной и светской власти, обнимавшей и соединявшей все части Русской земли».
Русь стала стягиваться невидимыми духовными нитями к своему центру. Великое дело собирания русской земли совершилось при помощи монастырей и великих пастырей церкви Православной. Своими увещеваниями они смиряли и умиряли враждующие стороны, останавливали междоусобия, вели Русь к братскому единению.
Спас на Новом
Во дни царствования Иоанна III (правил с 1462 по 1505 г.) значение Москвы возрастает. Женатый на Софии Палеолог, греческой царевне, племяннице последнего византийского императора, великий князь Иоанн III соединяет московский герб – изображение Георгия Победоносца, поражающего дракона, с византийским двуглавым орлом, символизируя преемство Московской Руси от Византии. Изменяется и внешний облик первопрестольного града: строятся новые каменные здания, стены и башни. В Кремле итальянскими мастерами возводятся великолепные соборы и новый каменный дворец, приспособленный для пышных дипломатических приемов. Спасский монастырь оказался зажат со всех сторон дворцовыми постройками. И великий князь определил ему новое место.
В 1490 году монастырь был переведен на Крутицкий холм, расположенный в пяти верстах от Кремля. (К слову, спустя столетия, в XX веке, Новоспасский отчасти и сохранился благодаря своему укромному расположению: за время советского правления на территории Кремля монастырей не осталось, и иноки разогнанной кремлевской Чудовой обители некоторое время даже укрывались именно в Новоспасском.)
Но и в те далекие годы это переселение имело большой смысл. В отдалении от пышных торжеств и официальных приемов здесь созидалась деятельная молитва, легче устраивалось духовное основание истинной монашеской жизни.
Новое местоположение монастыря определило и новые задачи в служении Отечеству. Монастырские стены, предназначенные для ограждения насельников от мира, нередко превращались в боевые крепости, защищающие этот мир от врагов. Монастыри-стражи, монастыри-воины – такими часто становились тихие иноческие обители в суровые годы.
Начало XVII столетия принесло новые беды русскому народу. В Смутное время монастырь был разорен поляками.
В 1612 году у стен Новоспасского монастыря князь Дмитрий Пожарский и его верная дружина целовали крест перед решающей битвой с польско-литовскими интервентами, чтобы спасти Москву или положить за нее свои головы. Тяжелое зрелище представлял тогда монастырь, опустошенный и ограбленный едва ли не более всех обителей Москвы, так как вблизи пролегала дорога, по которой следовали враги. Поляки были выбиты из Кремля. Страна постепенно стала очищаться от тяжких последствий вражеского нашествия.
Дальнейшая судьба России зависела от того, кто станет во главе государства.
Новоспасский монастырь и первые Романовы
К избраннику, 16-летнему Михаилу Романову, находившемуся в то время вместе с матерью Марфою в Ипатьевском монастыре Костромы, было направлено торжественное посольство, в составе которого находился и архимандрит Новоспасского монастыря.
С этих событий началась новая страница в истории обители, которая оказалась в теснейшей связи с царствующим домом.
Со времени своего основания на новом месте Спасский монастырь становится местом погребения бояр Романовых, которые с давних времен служили московским великим князьям. Под сводами соборного храма во имя Преображения Господня, заложенного великим князем Иоанном III в 1491 году, сразу после его освящения в 1497 году был похоронен боярин Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин – один из предков Романовых. Здесь же погребен сам родоначальник дома Романовых – Роман Юрьевич Захарьин, умерший в 1543 году. Его сыновья и дали своим потомкам прозвание Романовых. Роман Захарьин был воеводой в Нижнем Новгороде, участвовал в походе против ордынцев в 1531 году. Его дочь Анастасия стала первой женой царя Иоанна IV Грозного. В народной памяти остался светлый образ кроткой и боголюбивой царицы, которая за время своей короткой жизни оказала благотворное смягчающее воздействие на нрав царя.
Три сына Романа Юрьевича – Данила, Никита и Долмат – также погребены в Новоспасском монастыре. Из них самым известным был Никита Романович Захарьин (†1586) – дед первого царя из дома Романовых. Храбрый воевода, участник походов против ливонцев, талантливый политик, он был отмечен Иоанном Грозным, который, умирая, назначил своего шурина в число ближайших советников сына Феодора. Никита Романович, брат любимой царицы, был во все время царствования Грозного вблизи государя, пользовался его неизменным доверием, однако не только не запятнал себя участием в его жестокостях, но даже прославился в народных песнях и былинах как постоянный ходатай перед царем за опальных.
Пятеро сыновей Никиты Романовича также пользовались народным расположением. Их называли ласково – Никитичи. Несмотря на то, что они принадлежали к знатному московскому роду и занимали видные государственные посты, Никитичи жили очень скромно. В 1601 году их постигла суровая опала. Борис Годунов, занявший московский престол, стал избавляться от опасной для него семьи, так как в народе упорно говорили, что почивший царь Феодор завещал царство старшему из Романовых – Феодору Никитичу. Феодор, умный и энергичный человек, известный в Москве как лихой наездник, первый красавец и щеголь, – разом лишился семьи, благополучия, исключительного положения в стране и очутился в четырех стенах кельи далекого северного Антониево-Сийского монастыря. Из пяти братьев Романовых по Божьему промыслу только Феодор (отец царя Михаила, будущий Патриарх Филарет) да, по нескольким сведениям, Иван Никитич вынесли тяжелое заключение и остались живы.
Тела четырех братьев погребены в усыпальнице Знаменского храма Новоспасского монастыря
Сам Михаил Романов в шестилетнем возрасте был разлучен с родителями и отправлен со своими тетками на Белоозеро, где терпел нужду и суровые условия жизни. Его мать, Ксения Ивановна (урожденная Шестова) была пострижена в монахини с именем Марфа и заключена в Тол-Егорьевском погосте на Онежском озере. «Бог видел ее невинное терпение и укреплял его душу», – отметил летописец. Она дожила до 1631 года и была с великими почестями погребена в усыпальнице Преображенского собора Новоспасского монастыря, где уже покоились ее четыре сына, умершие в младенчестве, и дочь Татиана. Спустя почти полвека рядом с инокиней Марфой была погребена и дочь царя – великая княгиня Ирина Михайловна.
Не нужно объяснять каким дорогим местом стал для русских царей Новоспасский монастырь – место захоронения их знаменитых предков и близких родных. Сюда, к их могилам, в определенные дни совершались торжественные царские «выходы». Государи Российские на протяжении всей истории были покровителями обители. На помин души предков они жертвовали драгоценную церковную утварь, иконы, облачения, богослужебные книги, составившие некогда богатейшую монастырскую ризницу.
Занимаясь благоустроением разоренного Смутою государства, царь Михаил Романов и его отец – Святейший Патриарх Филарет особое внимание уделяли церковному строительству. В 1620-х годах в Новоспасском монастыре Филарет «своею патриаршею казною» построил каменную шатровую колокольню с церковью преподобного Саввы Освященного. По указу царя Михаила Феодоровича в 1640–1642 годах вокруг обители были возведены каменные стены с башнями и стрельницами, устроены братские кельи. Для этого были вызваны из других городов каменщики и кирпичники, поселившиеся близ монастыря целыми слободками, которые и дали современное название улицам Большие и Малые Каменщики.
Можно сказать, что ХVII век был для обители периодом расцвета церковного строительства.
Спасо-Преображенский собор
Самым значительным сооружением, начатым при Михаиле Феодоровиче в Новоспасском монастыре, стал новый Спасо-Преображенский собор. Не только ветхость старого храма, заложенного еще при Иоанне III, побудила царя разобрать его в 1645 году и возвести на том же месте новый, больших размеров. Главной причиной было увеличение размеров усыпальницы Романовых и желание царя, чтобы тела «царских пресветлых родителей» покоились непременно под сводами храма, «дабы Литургия совершалась над ними постоянно, во веки веков».
После смерти царя Михаила (1645) постройку храма завершил его сын – Алексей Михайлович. 19 сентября 1647 года Спасо-Преображенский собор был торжественно освящен Патриархом Иоасафом в присутствии царя.
Настоятелем монастыря стал тогда архимандрит Никон, назначенный на это место по царскому желанию. Будущий Патриарх в этот период был «собинным другом» царя Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора. Этот величественный, поставленный на высокий подклет пятикупольный собор принадлежит к тому типу храмов, который был объявлен Патриархом Никоном наиболее отвечающим православным традициям. Простота и строгость его внешних форм, ровный белый цвет контрастировали с распространенными в ХVII веке красочным узорочьем и причудливостью архитектурных деталей. Он вышел как бы из самой древности и встал в один ряд с Успенским собором Кремля, связав воедино старую и новую страницы истории обители.
Спас Нерукотворный
Одной из святынь Новоспасского монастыря был древний чудотворный образ Спаса Нерукотворного. Он прославился в 1645 году в городе Хлынове (Вятке) исцелениями, происходившими по молитвам верующих перед святой иконой. Весть об этом дошла до Москвы. Тогдашний архимандрит Новоспасского монастыря Никон стал ходатайствовать перед царем о перенесении этого образа в Москву, чтобы сделать его достоянием всей России. По Указу Алексея Михайловича и с благословения Патриарха Иосифа икона была перенесена в Москву и 14 января 1647 года встречена самим государем за Яузскими воротами. Ее торжественно внесли в Кремль через Фроловские ворота, которые в честь такого события стали именоваться Спасскими, а затем, по освящении Новоспасского Преображенского собора, икона была перенесена в Новоспасский монастырь. Это произошло 19 сентября 1647 года. В этот день ежегодно стали устраиваться крестные ходы из Кремля в монастырь, где царь Алексей Михайлович неоднократно молился за богослужениями в честь Нерукотворного образа Спасителя. Точная копия иконы была отправлена в Вятку, еще одна помещалась в Покровском храме Новоспасского монастыря.
На протяжении почти трех веков москвичи воочию видели чудесную помощь, которую Господь даровал своим людям через этот образ. Во многих домах, особенно во времена тяжелых моровых болезней, православные принимали у себя икону Спаса Нерукотворного, служили пред нею молебны – и болезни отступали. В 1812 году, когда французы пытались огнем уничтожить Новоспасский монастырь, Всемислостивый Спас невидимо хранил свою обитель. Среди страшного пожара уцелели Преображенский, Покровский и Знаменский храмы. Грабителям удалось сорвать только часть драгоценной ризы с образа. А в Преображенский собор, где находилась икона, они, несмотря все усилия, так и не смогли ввести лошадей.
В 1834 году, когда случился сильный пожар в Рогожской и Таганской слободах, местные жители обнесли икону Спаса Нерукотворного вокруг своих домов – и пламя не распространилось за дороги, по которым несли святыню.
В 1865 году был чудесно спасен отрок Алексей, который стал тонуть в Москве-реке напротив Новоспасского монастыря. В момент опасности он вспомнил о чудотворной иконе Спасителя и стал молиться. Волны сами вынесли его на берег. Невозможно перечислить все чудеса, происходившие от этого образа.
При закрытии монастыря в 1918 году икона бесследно исчезла.
Монастырские храмы
Одной из главных черт русского благочестия можно назвать благоговейное отношение к церкви Божией. Эта черта выражалась в щедрых пожертвованиях на храмы, возведении новых по обету или завещанию в память душ умерших родных, или в ознаменование достопамятных событий. Не случайно в каждой церкви молятся о «блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего», поминают его благоукрасителей и благотворителей.
Особенно же почитались монастыри – центры иноческого делания, где молитва за православный народ не прекращается денно и нощно. Так на средства московских жертвователей были возведены все пять храмов Новоспасского монастыря.
После того как был выстроен и расписан Преображенский собор, царь Алексей Михайлович заложил рядом с ним в 1673 году церковь во имя Покрова Богоматери. Этот день был памятен для царя. В праздник Покрова были окончательно отогнаны поляки от стен московских, а в 1633 году последовала кончина Патриарха Филарета, деда царя Алексея.
Много древних икон – вкладов на поминовение погребенных в Новоспасском монастыре находилось в Никольской церкви. Она была построена в 1652 году князем Яковом Черкасским, родственником Романовых, видным полководцем и политическим деятелем времен царя Алексея Михайловича. Церковь устраивалась над больничными келиями для братии монастыря и потому получила название больничной. В начале XIX века здесь проходил послушание иеромонах Филарет (в схиме Феодор), известный московский подвижник, продолжатель традиции старчества, к которому многие в те годы приходили за помощью и утешением.
Над главным въездом в монастырь в 1786 году вознеслась величественная четырехъярусная колокольня, строившаяся с перерывами почти пятьдесят лет. Она как бы перекликалась с Иваном Великим, напоминая о древней связи обители с Кремлем. Это лучшее произведение архитектора Ивана Жеребцова, похороненного здесь же, в основании построенной им колокольни.
Во втором ярусе колокольни в 1787 году был освящен надвратный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
13 апреля 1900 года Новоспасский монастырь посетили Государь император Николай Александрович и Государыня императрица Александра Федоровна. В память монаршего посещения в усыпальнице Романовых был устроен храм во имя Романа Сладкопевца, освященный 28 декабря 1902 года. На освящении присутствовали великий князь Сергей Александрович, тогда генерал-губернатор Москвы и великая княгиня Елизавета Федоровна. Оба они вскоре пострадали от рук революционных палачей.
Последний русский император посетил древнюю обитель и в 1913 году, в дни торжеств, посвященных 300-летнему юбилею дома Романовых. За несколько лет перед мученическою кончиною всей царской семьи Николай II поклонился гробам своих предков, помолился у чудотворного Спасова образа, получив здесь духовное подкрепление перед грядущим страстотерпческим подвигом.
Время испытаний
В 1918 году насельники монастыря были выдворены из обители. Один за другим закрывались храмы. Церковная утварь, иконы и бесценные реликвии, хранившиеся в монастырской ризнице, были вывезены в госхранилища, и судьба большинства из них остается до сих пор неизвестной. Позже других церквей монастыря был закрыт Никольский храм. Службы в нем совершались до 1926 года. Самоотверженные попытки приходской общины сберечь оставшиеся иконы и другие святыни хотя бы в качестве «музейных экспонатов» не увенчались успехом. Вскоре погас и этот последний островок духовности в стенах обители.
Ансамбль Новоспасского монастыря, созидавшийся на протяжении почти пяти веков, был обречен на медленное разрушение.
Святое место, откуда струилась целебная духовная энергия, стало местом смерти и тюремного заточения. С 1918 года здесь действовал концентрационный лагерь, затем хозяйничало Главное управление местами заключения.
После войны в перестроенных и изуродованных церквях разместились различные советские учреждения, склады, ремонтные мастерские, жилые помещения. В Знаменском храме до 1967 года функционировал медвытрезвитель.
В 1968 году Совет Министров РСФСР принял решение создать на территории монастыря «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», тогда же начались ремонтно-восстановительные работы, продолжавшиеся более двадцати лет. Они касались в основном внешнего облика зданий. Внутри же расположились объединения «Союзреставрация», ВНИИ реставрации и их мастерские.
Подлинная жизнь вернулась в стены обители в начале 1991 года, когда Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь снова стал действовать мужской ставропигиальный монастырь.
Первоначально вся братия состояла из трех человек – наместника, архимандрита Алексия (Фролова) и двух иеромонахов.
Монастырю были реально возвращены только превращенный в свалку алтарь и сам храм Спасо-Преображенского собора, исключая галерею, трапезную и хлебодарную палаты, расположенные под одной крышей с собором. Монахам не были даже выделены места, чтобы жить в монастыре. На четыре года затянулось переселение реставрационных мастерских. И все же монастырь уже существовал.
Первая Божественная литургия состоялась 23 марта 1991 года в преддверии великого праздника Пасхи. Начались работы по восстановлению древней усыпальницы Романовых в храме Романа Сладкопевца. Здесь же нашли место упокоения и выдающиеся настоятели монастыря, среди которых подвижник архимандрит Агапит (Введенский), ученый и собиратель христианских древностей епископ Порфирий (Успенский), богослов епископ Петр (Екатерининский). Все их захоронения были неоднократно подвергнуты разграблению, не сохранилось ни одной могильной плиты.
Трудно было вообразить, что за небольшой срок произойдет превращение заброшенной и оскверненной святыни в один из прекраснейших духовных центров Москвы, а также один из самых многочисленных и крепких приходов. В том, что после возвращения Церкви Новоспасский монастырь столь преобразился – колоссальная заслуга первого наместника обители, ныне почившего архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова). (Именно на Преображение 2015 года исполнится двадцать лет его архиерейской хиротонии.) Помимо храмовых стен владыке удалось возродить души, собрать людей, наставить их на духовный путь. Ныне в Новоспасском монастыре в дни великих праздников причащаются Святых Христовых Таин более восьмисот человек.
Монастырь сегодня
В настоящее время древнейшую обитель Москвы возглавляет один из самых молодых наместников. Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси так рассказывает о текущей жизни управляемой им обители:
– Обитель открыта на протяжении всего дня, и каждый желающий может ее посетить. Мне трудно представить ситуацию, когда человек хочет войти в монастырь, в храм, а он закрыт. Особенно это невозможно в Москве. Летом наш монастырь посещает огромное количество богомольцев и паломников, это центр столицы, и, конечно, иногда от суеты устаешь. Устает и братия, которая подвизается в обители. На ночь монастырь закрывается. Нужны минуты тишины и уединения, сосредоточенной тихой молитвы, которая является главным послушанием монахов. Каждый день братии распределен по часам и начинается с братского молебна в 7 часов утра. Утренние молитвы, полунощница, Божественная литургия, молебен перед иконой Божией Матери «Всецарица»…
У всех есть свое послушание – малое, большое или великое. Братии у нас немного, большей частью уже преклонного возраста, но они могут служить, совершать богослужение и молиться. А остальные – сотрудники, рабочие, служащие. Накануне престольного праздника Преображения Господня мы по традиции поздравляем и награждаем всех, кто в течение года особо потрудился в обители, а также чествуем юбиляров.
Монастырь за эти годы стал духовным, просветительским центром. В его стенах по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла создан центр образования духовенства Москвы. Братия окормляет несколько медицинских учреждений, в том числе старейшее в России – онкологический институт имени П.А. Герцена, где создан храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица». А в самой обители пребывает один из почитаемых списков этого чудотворного образа, написанный монахами Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Множество людей приходят помолиться Божией Матери о даровании помощи онкологическим больным. И тем, кто пересматривает свою жизнь и старается ее изменить, Богородица посылает великие милости. Многочисленные записи в специальных монастырских тетрадях свидетельствуют об исцелениях.
В Новоспасском монастыре создан и действует общедоступный музей, где собрана небольшая коллекция, которая рассказывает об истории обители, разных ее периодах. Уникальность ее составляют личные вещи великого князя Сергея Александровича Романова. Он более десяти лет был московским генерал-губернатором и много сделал для Первопрестольного града. Останки убиенного террористом великого князя ныне покоятся в усыпальнице Романовых, а на территории монастыря в 1998 году воссоздан Крест-памятник, некогда стоявший в Кремле на месте его гибели и уничтоженный в годы лихолетья.
Можно много рассказывать о социальной работе, проводимой монастырем, о постоянно действующем гуманитарном складе и часто устраиваемых благотворительных ярмарках. О многочисленных инициативах молодежного объединения «Молодая Русь». О спектаклях театра «Живая вода», Воскресной школе…
– Стены монастыря совершенно не закрывают здесь находящихся от мира, – продолжает владыка Савва. – И мир активно приходит в эту древнюю обитель, заставляя, нас, монахов, действовать, двигаться динамично. За утешением и поддержкой люди идут в монастырь. Мы каждый день сталкиваемся с горем и радостями, волнениями, переживаниями и какими-то удачами. Монастырь должен быть открыт, потому что мир погибает в грехе. Большая часть наших соотечественников мечтает, образно говоря, об «айфоне». В то время как мир монастыря – это стержень духа, созидание настоящего и творение будущего. И всегда молитва остается главным деланием монаха.
Любой день – напряженный. И надо торопиться делать добро. У нас так мало времени, надо ценить каждую минуту! Монастырь – средоточие прошлого, настоящего и будущего. Здесь – реальная концентрация времени. И попавшие в его стены это понимают.
…И еще наш монастырь – это уникальный сад. У нас один из самых красивых розариев, где посажено более шестисот кустов роз. В этом году второй раз зацвела магнолия. А к Преображению поспеют на нашей небольшой плантации персики.
Фото Владимира Ходакова и из архива Новоспасского монастыря