В Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре произошло событие, особо значимое и для нашей Церкви, и для России в целом. В начале этой недели, 3 июня 2019 года, торжественно, с участием многих ученых, сотрудников ряда музеев страны и паломников, здесь были открыты мемориальные залы музея Патриарха Никона, посвященные личности и созидательной роли Первосвятителя в создании этой святой обители. 145 лет назад тщанием ее настоятеля, церковного историка и археографа архимандрита Леонида (Кавелина) в стенах монастыря появился один из первых церковных музеев России – музей Святейшего Патриарха Никона. И вот спустя без малого полтора века он возобновил работу, став основой проекта, который в ближайшее время предстоит воплотить в жизнь. Проекта по созданию Музейного церковного комплекса «Музей Патриарха Никона. Центр по изучению духовной культуры Московского государства XVII – первой половины XVIII века».
Наместник современной обители архимандрит Феофилакт (Безукладников) вспомнил, что когда он учился в Московской духовной семинарии, то о Патриархе Никоне преподаватели говорили намного больше, чем о каком-либо другом Первосвятителе. Уже тогда, по словам батюшки, студенты чувствовали, насколько это была масштабная личность в истории нашей Церкви и государства.
– И самая оклеветанная, – сказал отец Феофилакт, добавив: – Слава Богу, что мы не ведем ненужных споров, святой ли Патриарх Никон или не святой. Вопрос не в том, сколько голосов наберется за или против. Сегодня перед нашим обществом, имеющим смутное и часто искаженное представление о выдающемся деятеле Русской Православной Церкви, стоит задача узнать его. Например, в созданные им, а в наши дни восстанавливающиеся монастыри люди могут приехать и посмотреть, что же сделал этот незаурядный человек в XVII веке, когда единственным инструментом по сути дела был топор. Не только уникальная святыня на Истре является его детищем, но еще и Иверский монастырь на Валдае, и монастырь на Кий-острове, известный сейчас как Онежский Крестный. Помогают открыть для себя личность шестого Патриарха Московского и всея Руси традиционные Никоновские чтения и такие конференции, как ныне открывшаяся в рамках торжественных мероприятий Международная научная конференция «Музейное дело в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре: история и современность. К 145-летию создания Музея Патриарха Никона». Хочется, чтобы люди начали ¬ – пусть постепенно, пусть «по чуть-чуть» – узнавать то, что приведет их к пониманию, кем был Патриарх Никон. И это множащееся знание поможет впоследствии принять правильное осмысленное решение в отношении его святости.
Участники конференции и гости познакомились с экспонатами 5 мемориальных залов Музея Патриарха Никона, размещающихся в Комплексе Трапезных палат. Где, кстати, и размещались экспонаты прежнего музея, которые сейчас находятся главным образом в музеях государственных. Вся экспозиция Музейного церковного комплекса будет состоять из 26 залов – 11 из них уже открыты. В отношении мемориальной части научный и художественный руководитель проекта экспозиции доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета Светлана Измайловна Баранова предупредила: здесь представлено много копий.
– Мы сознательно выбрали этот ход, видя перед собой цель как можно шире и глубже раскрыть тему, – сказала она. – Мы не претендуем ни на какие подлинники, поскольку, как мне кажется, когда ты входишь в подлинные помещения монастыря, для тебя в этот момент должно быть неважно, видишь ты в музее подлинник или копию. Нужно понимать главное: за этим изображением стоит огромная история.
Какая удивительная и чрезвычайно важная для нас история стоит, например, за копией иконы «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном»! Этот образ был заказан Первосвятителем в память о перенесении мощей святителя Филиппа с Соловков в самое сердце столицы России – Успенский собор в Московском Кремле. Принявший мученическую смерть за свою твердость в противостоянии жестокости Иоанна Грозного и его телохранителей-опричников, убивавших и грабивших людей, святитель-исповедник стал героем, духовно близким человеком для Патриарха Никона. Разъединенные во времени (Патриарх родился после кончины святителя), они были связаны духом Соловецкого монастыря. Первый во время своего игуменства преобразил дотоле бедный монастырь, который его стараниями стал процветающим: появились величественные храмы, и, как мы говорим, налаженная инфраструктура. Да и число братии увеличилось до 200 человек! Для второго Соловецкий монастырь стал местом, где проходило его становление как личности, как выдающегося церковного деятеля.
К слову сказать, архимандрит Феофилакт в короткой нашей беседе, состоявшейся после открытия мемориальных залов, отметил, что насельники монастыря тоже водят экскурсии. Они любят и знают историю родной обители, ее создателя. И почти все они в настоящее время учатся, получают высшее духовное или светское образование, потому что, по убеждению отца-наместника, монашествующим никак нельзя отставать в этом направлении. Ведь в наши дни в монастырь в поисках истины приходит немало академиков, докторов наук, людей высокообразованных, которые уверовали в Спасителя или стремятся к вере. Беседуя с ними, нужно говорить на их языке, понимать их. Любить их, как любил свою паству Патриарх Никон! А мне подумалось, что именно у этой копии иконы братия сможет донести до представителей разных слоев общества – от простых богомолок до ученых мужей – одну из ключевых мыслей. Наши предки, мы сами и наши потомки должны быть бесконечно благодарны Святейшему Патриарху Никону за то, что по его инициативе, его трудами мощи святителя Филиппа были перенесены туда, в то святое место, где в XV веке после Литургии при большом стечении народа святитель произнес яркую речь, ставшую первым открытым выступлением Церкви против неправедной власти в лице опричного царя.
Возле каждого экспоната есть важный элемент экспозиции – этикетка с развернутой информацией. Кто пожелает, может обойти залы без экскурсовода, и, благодаря изложенным в этикетках сведениям, человек тоже совершит глубокое погружение в историю. Вот фрагмент подлинного надгробия Патриарха Никона… Возвращаясь по решению нового царя Федора Алексеевича в Ново-Иерусалимский монастырь после 15-летней ссылки, Патриарх Никон скончался в дороге недалеко от Ярославля. Туда, куда он в заточении стремился всей душой, привезли уже бездыханное тело. И хотя грамоты четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Предстоятеля от всех прещений и восстанавливавшие его в патриаршем сане пришли лишь через год после его кончины, хоронили усопшего со всеми подобающими Первосвятителю почестями! Далее копия знаменитой парсуны большого размера «Патриарх Никон с клиром», где мы видим прижизненное изображение Патриарха, написанное с натуры. На широком подоконнике – копия тяжелых металлических вериг, которые носил Первосвятитель. Привлекает внимание подлинная гравюра с изображением голландского дипломата и путешественника Николаса Витсена – легендарной личности. Этот смелый иностранец сумел тайно пробраться в Ново-Иерусалимский монастырь в гости к находившемуся уже в опале Патриарху и провести с ним целый день. Подарил подлинник хороший друг возобновленного музея коллекционер Андрей Леонидович Кусакин, и есть надежда, что у монастырского музея в ближайшем будущем появится много замечательных друзей и много даров ему будет передано.
…А на изготовление экспоната, который был первым скопирован для мемориальных залов, по сообщению С.И. Барановой, потребовался год. Такая кропотливая работа была! Копия делалась с модели макета Храма Господня в Иерусалиме, которую в XVII веке привез в Москву Иерусалимский Патриарх Паисий и подарил будущему Патриарху Никону. Известно, что эта кипарисовая модель стала для Патриарха основным источником при создании Ново-Иерусалимского монастыря. Никоновский Воскресенский собор был построен как архитектурная икона храма Гроба Господня, повторяющая все те же святые места в плане. Немало и уникальных археологических находок размещено в музее, потому что монастырь с помощью специалистов высокого уровня был обследован капитально – чуть ли не каждый его камешек.
Продолжая разговор о только что свершившемся событии, архимандрит Феофилакт сделал акцент на том, что это – реализация воплощения одной из частей концепции по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Сама концепция включает в себя не только реставрацию стен, соборов, башен, но и возрождение монашеской жизни, где на первом плане должны быть молитва, богослужения. А если говорить о музее, то здесь важны два аспекта. Первый – прекрасная миссионерская возможность проводить экскурсии, просвещая людей, показывая им жизнь сквозь призму исторической правды, сквозь призму православия. Второй – это глубокий научный подход к тому историческому пласту, который открывается в ходе исследований. Насколько такой подход актуален и востребован обществом, Церковью, показала вышеназванная Международная научная конференция, на которую из самых разных мест прибыли люди, заинтересованные в бережном сохранении и осмыслении истории. Москва и Подмосковье, Ярославль, Сибирь, Алтай, Беларусь. Ждали также докладчика из Киева, но, к великому сожалению, когда-то братская страна, нынче переписывающая нашу общую историю, попирая ее и черня, ученого не выпустила. Поэтому он прислал тезисы своего выступления.
В небольшой статье трудно перечислить все доклады, вызвавшие живой отклик в душах историков, археологов, библиографов, реставраторов, сотрудников музеев. Приведу лишь некоторые из тем: «Развитие идей Патриарха Никона о духовном образе Русского государства, русской народности и Православной Церкви в новонайденном сочинении о нем» (докладчик – доктор филологических наук из Алтайского края С.К. Севастьянова); «Археология и церковные музеи: опыт сотрудничества и состояние вопроса» (кандидат исторических наук, заместитель директора Института археологии РАН по науке А.С. Энговатова); «Церковный музей и апостольское служение XXI века» (кандидат искусствоведения, доцент Российского государственного гуманитарного университета и Московской духовной академии Н.В. Квливидзе); «Экспозиция "Особая кладовая" в Музейно-выставочном комплексе "Новый Иерусалим": открытия в процессе создания» (старший научный сотрудник МВК «Новый Иерусалим» Л.М.Черненилова). В конце конференции была высказана коллективная просьба к отцу-наместнику, чтобы в исторических стенах Ново-Иерусалимского монастыря, который, продолжая традиции Музея Патриарха Никона, становится местом встречи науки и образования с миром Церкви, такого рода форумы проводились ежегодно. Потому что (это прозвучало и в выступлениях, и отец Феофилакт об этом твердо сказал) если мы сегодня не сохраним какие-то ценные документы, артефакты, святыни, все может безвозвратно погибнуть. То есть другого шанса вернуться к истории монастырей, церквей попросту может не быть. Нам надо спешить – на данном направлении не должно быть пустоты, вакуума.
В перерыве между открытием мемориальных палат и началом научной конференции известный своей неутомимой деятельностью Леонид Андреевич Беляев – член-корреспондент РАН, заведующий отделом «Археология Московской Руси» Института археологии РАН и плюс ко всему руководитель Ново-Иерусалимской археологической экспедиции ИА РАН – сказал корреспондентам:
– В России нет второго такого музея, где бы соединялись и церковная история, и архитектура, и реставрация, и огромный пласт археологии, который все это склеивает, объединяет и на котором все это держится.
Думается, самое время обратиться к событию, произошедшему чуть более десяти лет назад, когда в Кремле прошло первое заседание Попечительского совета Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Инициатива создания Фонда принадлежала Д. А. Медведеву, являвшемуся тогда Президентом Российской Федерации, и приснопоминаемому Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Сегодня мы видим плоды трудов Фонда. И нельзя не признать, что восстановление обители – великой национальной святыни и уникального историко-культурного памятника мирового значения – стало крупнейшим совместным проектом государства, Церкви и общества. На подступах к нему, в начале пути высказывались надежды и чаяния, что восстанавливаемый усилиями всех, кто дорожит историей Отечества и его национальным достоянием Ново-Иерусалимский монастырь вновь обретет то величие, которым он славился в XVII – начале XX вв. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия. И как мы видим, милостью Божией он его обрел. Еще нужно отметить, что финансирование реставрационных работ осуществлялось за счет средств федерального бюджета, благотворительных пожертвований юридических и физических лиц. При этом подробная информация о ходе восстановления монастыря, благотворителях и расходовании собранных денежных средств в постоянном режиме представлялась на официальном сайте Фонда. Там же каждый желающий мог следить за ходом работ в режиме реального времени: в основных точках монастыря были установлены веб-камеры, которые вели транслирование онлайн. Полномасштабные мероприятия на монастырских объектах были начаты в 2009 году и завершены в 2017 году. После этого Фонд стал вести активную работу по воссозданию музейного церковного комплекса «Музей Патриарха Никона. Центр по изучению духовной культуры Московского государства XVII – первой половины XVIII вв.». Согласно дошедшим до нас сведениям, дореволюционный монастырский музей, созданный архимандритом Леонидом (Кавелиным), к концу XIX века стал самым посещаемым в подмосковных монастырях. Наверняка потоки людей устремятся и в возобновленный музей.
Небольшой штрих к теме: в конце экскурсии С.И. Баранова подвела нас к Красным вратам, сделанным белорусскими мастерами в эпоху Патриарха Никона. Они – редчайшее произведение искусства с орнаментальной резьбой по дереву – прежде стояли в Воскресенском соборе, но после проведения мониторинга было решено воссоздать их точную копию для размещения на историческом месте, а подлинник поставить здесь, где, к слову, хороший температурный режим, гарантирующий сохранность. Практически рядом с этим уникальным музейным экспонатом начали оборудовать два помещения. Там будет расположена библиотека. Люди, которые захотят узнать больше, чем они увидели в музейной экспозиции, получат возможность зайти туда и более подробно ознакомиться с материалом, связанным с историей святой обители. Вполне вероятно, что среди них будут и монашествующие, так как, по рассказу наместника монастыря, достаточно большое число насельников других монастырей приезжает в Ново-Иерусалимский монастырь. У кого есть соответствующие документы, те служат вместе с братией в священном сане. Многих из них интересует история обители, созданной Святейшим Патриархом Никоном, ее архитектура, находки минувших веков. И сколько всего интересного они смогут увидеть в музее, а затем, не покидая его древних стен, пополнить свои знания в библиотеке!
– Я убежден, что в каждом нашем монастыре, даже в каждом храме должен быть музей, – сказал в заключение член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник ставропигиальной обители архимандрит Феофилакт. – У всех есть своя история, и мы должны ею дорожить.
Автор: Нина Ставицкая
Снимки представлены Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем