«Основная цель музея – сохранить, сберечь наследие»

Л.М. Воронцова

Эту цель ставили перед собой и дореволюционные музеи, и сегодня она перед музейными работниками стоит столь же остро, как в былые времена. Обсуждению данной темы посвящена наша беседа с Людмилой Михайловной Воронцовой, заведующей филиалом Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника «Ризница Троице-Сергиевой Лавры».

На своем историческом месте

Людмила Михайловна, в прошлом году Сергиево-Посадский музей-заповедник отметил свой столетний юбилей. Такой огромный промежуток времени прошел с момента его основания, столько было за эти десятилетия событий и трагических, и духоподъемных! Если вернуться к истокам, как всё начиналось?

20 апреля 1920 г вышел декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». Организация музея была подготовлена Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, созданной в 1918-м и проработавшей до 1925 года. Основу собрания музея составили исторические, художественные, документальные ценности Лавры. Сейчас древнейшее собрание музея «Ризница Троице-Сергиевой лавры» является структурным подразделением Сергиево-Посадского музея-заповедника, это филиал музея-заповедника. Хотя сама коллекция формировалась задолго до этого, на протяжении многих столетий. Точкой отсчета можно считать XIV век, время основания монастыря. Первые иконы, церковные сосуды, литургические предметы появились в ризнице еще при жизни преподобного Сергия Радонежского. И в настоящее время предметы самой ранней монастырской ризницы, равно как и мемориальные вещи, связанные с преподобным Сергием, с его учеником и преемником Никоном Радонежским (это, по преданию, сандалии преподобного Сергия, фелони преподобных Сергия и Никона Радонежских, келейные иконы, деревянные богослужебные сосуды и др.) являются теми уникальными предметами, с которых начиналась монастырская ризница и которые очень бережно, тщательно и с благоговением хранятся нами как бесценные святыни.

Мы слышали, что итальянская шелковая ткань, из которой сшита фелонь преподобного Никона Радонежского, в XX веке практически была разрушена, но удалось ее реанимировать. Как?

Ткань фелони святого уже в конце XIX века была очень хрупкой, а в следующем столетии она распалась на отдельные кусочки. И наш реставратор Нина Николаевна Шелонникова в течение трех лет восстанавливала эту древнейшую фелонь, занимаясь только этой работой.


Но снова вернемся в далекое прошлое. Первоначально собрание монастырской ризницы находилось в алтаре Троицкого собора, это мы знаем по описи Троице-Сергиева монастыря. Ризница в соборе была небольшая. Иконы, литургические сосуды, одеяния, ризы в XIV-XV веках были тогда «действующими» – они использовались во время богослужений. Вещи начали выделять для хранения в более поздний период, когда уже собрание ризницы достигло определенных размеров. Также документально засвидетельствовано, что в XVII веке рядом с Троицким собором были сооружены три палатки каменные ризной казны. В них и стали храниться ризничные вещи. А в 1782 году в стенах древней обители, рядом с собором, было построено здание ризницы, в котором мы сейчас находимся. Оно специально предназначалось для хранения церковной утвари и монастырских риз. Должна заметить, что одна из удивительных, даже, пожалуй, редких особенностей, отличающих «Ризницу Троице-Сергиевой лавры», заключается в том, что сохранена и цельность коллекции монастырской ризницы, и цельность ее местонахождения. Все предметы находятся на своем историческом месте – в здании отреставрированной монастырской ризницы.

В наши дни директором музея-заповедника стал наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, ныне митрополит Каширский. Как музей развивался в третьем тысячелетии?

Давайте захватим немножко конец XX века. В 1992 году распоряжением Президента России Сергиево-Посадский музей-заповедник был отнесен к особо ценным объектам национального культурного наследия Российской Федерации. Нынешняя «Ризница Троице-Сергиевой лавры» являлась тогда еще отделом древнерусского прикладного искусства. В 2000 году после реорганизации этот отдел стал филиалом Сергиево-Посадского государственного музея, а владыка Феогност – директором филиала. Но уже с 2009 года он является генеральным директором всего Сергиево-Посадского государственного музея, в котором Ризница сохранилась на правах структурного подразделения. Если говорить конкретно о нашем времени, то большая заслуга в сохранении Ризницы – и самого здания, и монастырских сокровищ – принадлежит владыке Феогносту, поскольку он очень плотно занимался финансированием ремонтно-реставрационных, экспозиционных работ. Ведь содержание музея – дело недешевое, включая показ экспонатов, хранение, реставрацию.


Музей-заповедник в настоящее время большой, в нем около 130 тысяч единиц хранения. Территориально он расположен в четырех зданиях в пределах центра города. Ризница – на территории Троице-Сергиевой лавры, краеведческий отдел – недалеко от Лавры, в Овражном переулке. Отдел русского народного и декоративно-прикладного искусства – в музейном комплексе «Конный двор», что тоже рядом с Лаврой. (Здание примыкает к Белому пруду). Ну, и главное административное здание расположено на проспекте Красной Армии. Там проходят выставки, располагаются фонды, там находится администрация музея-заповедника.

Важно то, что в целом музей сохранил все свои основные виды деятельности: научную, экспозиционную, хранительскую, просветительскую и так далее. После того, как владыку Феогноста назначили генеральным директором музея-заповедника, значительно усилились контакты и взаимодействие с Троице-Сергиевой лаврой и с Московскими духовными школами. Мы стали проводить совместные научные конференции с привлечением преподавателей, студентов Духовной академии и лаврских послушников. Стали делать совместные выставки с показом экспонатов знаменитого Церковно-археологического кабинета (ЦАКа), проводить различные мероприятия, презентацию совместных изданий. В наших сборниках с музейной тематикой принимают участие преподаватели и сотрудники Лавры. На экскурсии и учебные занятия приходят студенты МДА, у которых возрос интерес к музею.


Проводится совместная экскурсионная работа с паломническим центром Лавры, то есть какие-то группы, которые Лавра принимает через свой паломнический центр, посещают наш музей. Но экскурсии по музею водят только его сотрудники, таково правило, и оно не нарушается. Мы тесно сотрудничаем с Иконописной школой: у нас был ряд выставок работ лаврских иконописцев, в том числе и проходившая несколько лет назад юбилейная выставка, посвященная 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии. Несколько студенток, закончивших эту мастерскую, поступили к нам реставраторами. Они занимаются реставрацией тканей.

Первые каталоги музейного собрания датируются 20-ми годами прошлого века

Людмила Михайловна, можете назвать известных людей, которые приняли участие в создании музея в то тяжелое, страшное для Отечества время, когда случилась историческая катастрофа России и непонятно было, что дальше спроизойдет с людьми, со страной?

У истоков создания музея стояли выдающиеся люди – деятели Русской Церкви и русской науки. Это прежде всего священник Павел Флоренский, работавший в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Это Юрий Александрович Олсуфьев – один из крупнейших ученых и деятелей в области охраны памятников, музейного дела и реставрации.

Уточним для читателя: тот самый граф Олсуфьев, который в 1917 году, когда в связи с крестьянскими волнениями стало опасно оставаться в усадьбе Тульской губернии, покинул свое родовое гнездо и приехал вместе с семьей в Сергиев Посад, «под покров Преподобного». А в 1938 году, как и многие достойнейшие сыны России, был расстрелян на Бутовском полигоне...

Да, тот самый граф Олсуфьев, который тоже трудился в Комиссии. Члены Комиссии занимались тем, что выявляли древние памятники, исследовали их, составляли описи, каталоги, публиковали статьи и фундаментальные труды, готовили предметы для передачи их в музей. Благодаря их самоотверженному труду было сохранено большинство бесценных сокровищ Лавры, многие ее постройки удалось спасти от гибели. Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры работала до 1925 года, а первые ее труды стали издаваться уже в 1918 году. В 1920 году Олсуфьев создал и опубликовал «Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных икон XVIII и XIX веков». Им был полностью составлен каталог собрания лаврских икон. Отец Павел Флоренский в 1923 году опубликовал свой труд «Опись панагий Троице-Сергиевой Лавры XII-XIX веков». Так что первые каталоги музейного собрания датируются 20-ми годами прошлого века.


О чрезвычайной важности изучения и систематизации коллекций отец Павел указывал с самого начала работы Комиссии. Приведу его слова: «Выставка без каталогов нема для широких масс. Эти каталоги не могут быть простыми перечнями предметов, хотя бы и с указанием дат. Что кубок есть кубок, а икона Богоматери – икона Богоматери, всякий видит и без каталога; век же сам по себе очень мало говорит неспециалисту. Широким массам необходимо всякий раз сжатое руководство, выясняющее, на что собственно нужно смотреть и как смотреть, в чем особенность данного предмета и в каких отношениях сходства и различия он стоит к другим предметам того же рода...»

К прискорбию, в других местах многие церковные ценности исчезли и исчезли бесследно. У вас же уникальная ситуация благодаря сохранившимся монастырским описям. Вообще были такие периоды, когда что-то изымалось из музея? Если сверить описи с имеющимися экспонатами, что-то утеряно?

Когда Комиссия работала, то сверялось наличие икон, сосудов, риз и так далее по последней дореволюционной описи 1908 года, которая сохранилась и представляла собой многотомный рукописный труд. Музей, конечно, не избежал утрат. Но благодаря специалистам, входившим в состав Комиссии – П.А. Флоренскому, Ю.А. Олсуфьеву, профессору Павлу Николаевичу Каптереву, историку искусства Алексею Николаевичу Свирину (первому хранителю музея), и другим, удалось сохранить древнюю часть собрания. На государственном уровне было принято решение, что предметы, которые относятся ко времени до 1825 года, не изымать, – поэтому практически вся средневековая ризница сохранилась. А вот предметы XIX века, особенно украшенные драгоценностями, включая бриллианты, изымались, и коллекция XIX века изрядно пострадала...

Об экспозициях, запасниках и открытых фондах

Интересно узнать, как часто добавляются в экспозиции, на всеобщее обозрение, те музейные экспонаты, которые хранятся в запасниках?


У нас, как и во многих музеях, выставлено в экспозициях около 8-10 процентов музейных предметов. При создании постоянной экспозиции или временной выставки разрабатывается тематико-экспозиционный план, отбираются вещи, реставрируются и так далее. Отбор вещей – это результат сложной научной работы, так как должно быть четкое понимание: почему ты именно эту вещь показываешь, а не какую-то другую, и как эта реликвия будет взаимодействовать со всеми остальными предметами и работать на ту идею, которую ты хочешь раскрыть в экспозиции. Мы же не просто всё подряд выставляем!

Для того чтобы была возможность показать как можно больше музейных экспонатов, разрабатывая концепцию развития музея еще в 2013–2014 годах, мы предусмотрели специальное выставочное помещение, где регулярно, два раза в год, делаем выставки, то есть специально показываем вещи фондовые. Иными словами, проводим выставки с определенной идеей, определенной концепцией. И второй момент (это тоже заложено в концепцию) относится к фондам открытого хранения. Сейчас у нас имеются фонды открытого хранения книг, старопечатных рукописей и графики. В настоящее время ведется работа по экспозиции фонда хранения икон. Эти фонды будут открыты, и в них будут проводиться специальные занятия, лекции, экскурсии для людей, которые занимаются изучением данной темы. Поэтому они так и называются – фонды открытого хранения.

Святейший Патриарх Кирилл не раз обращался к церковным организациям, включая монастыри, чтобы они, по возможности, создавали музеи. Вероятно, уже можно сказать утвердительно, что на сегодняшний день церковные музеи – состоявшееся явление современной культурной жизни. В частности, список монастырских музеев немаленький, и мы видим, что он постоянно пополняется.

Это очень правильное направление развития, призванное сохранить материальное и нематериальное православное духовное наследие.

Любите свое дело и накапливайте профессионализм!

Людмила Михайловна, а какие слова в качестве доброго напутствия Вы бы адресовали тем, кто только недавно начал заниматься созданием музея?

Конечно, самое главное напутствие: любите свое дело! Если вы будете относиться к тому, чем занимаетесь, с искренней любовью, если вам это интересно и вдохновляет вас, тогда всё получится. И помните: исходный тезис нашего дела – сбережение. Уникальная особенность музея как институции заключается в работе с подлинниками, которые надо изучать, описывать и следить за их сохранностью. Во что впоследствии превратится маленькая коллекция, наперед трудно сказать. Мы ведь знаем, как начинались большие коллекции больших музеев – нередко с нескольких вещей. Может быть, получится и так, что крохотные комнатка-две с реликвиями впоследствии превратятся в музей, к примеру, такой же, как ЦАК. Ведь Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии тоже начинался как кабинет учебных пособий, а теперь в нем имеется прекрасная богатая коллекция, где, помимо икон и картин известных художников, выставлены старинные рукописные и печатные книги, церковная утварь и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей разных времен. Много в ЦАКе бесценных редчайших вещей!

Так что повторюсь: музейное дело надо начинать, имея в сердце любовь к нему. Плюс к этому: нужно читать и читать литературу, посвященную вопросу хранения музейных ценностей. Всё в этой области следует изучать досконально, поскольку разные виды предметов, разные материалы требуют совершенно разных условий хранения. Иными словами, необходимо накапливать профессионализм.


Материал подготовили Нина Ставицкая и Владимир Ходаков

Фото: Владимир Ходаков

 

Материалы по теме

Публикации

Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Священник Владимир Русин, председатель Историко-архивной комиссии Курской епархии
Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь
Научно-практическая конференция
Игумен Никодим (Федоров), настоятель ярославского Спасо-Афанасиевского мужского монастыря
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Священник Владимир Русин, председатель Историко-архивной комиссии Курской епархии
Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь

Монашество

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь, 2

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Макарьева пустынь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь