«Научи меня исполнять волю Твою...» (Пс. 142:10)

Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь

В 2017 году село Шостье Касимовского района Рязанской области отмечает свое 390-летие. Впервые оно – тогда еще деревня – упоминается в 1627 г. в списке с Касимовских писцовых книг, где указано, что  шостьенские бортники (пчеловоды) платили оброк Касимовскому  хану. На тот момент здесь насчитывалось 10 дворов. Прошло без малого четыре столетия, и сегодня у многих из тех, кто побывал в этом селе, оно ассоциируется с хорошей асфальтовой дорогой и  крепкими домами, со школой-одиннадцатилеткой в двухэтажном новом здании, и, конечно, с Никольским Шостьенским ставропигиальным женским монастырем, получившим статус обители в декабре 2015 года. (До этого, в 1999 году, здесь было образовано Патриаршее подворье храма святителя Николая Мирликийского, при котором появилось сестричество). А главным событием нынешнего  года стал визит в монастырь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Об «иконе в бронзе» и двух чтимых образах обители

Прибыв в Шостье 7 мая, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Никольского храма обители в связи с завершением ремонтно-реставрационных работ и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. На малом входе Его Святейшество возвел монахиню Неониллу (Фролову) в сан игумениии вручил ей игуменский жезл. Обращаясь к сестрам, пастве, гостям, Предстоятель нашей Церкви сказал: «Благодаря верующим, благодаря многочисленным паломникам Шостьенский монастырь стал таким, каким он является сейчас. Я с гордостью и благодарностью вспоминаю отца Петра, благодаря которому эта невероятная по атмосфере и красоте обитель появилась на Рязанщине». И столько людей с благодарностью вспоминают сегодня архимандрита Петра (Афанасьева), положившего много сил на организацию монашеской жизни в Заиконоспасском  ставропигиальном мужском монастыре в Москве и в двух женских ставропигиальных – Шостьенском Никольском в Рязанской области и Свято-Троицком Александро-Невском в селе Акатово в Подмосковье! Об атмосфере в Шостьенской обители мы рассказывали на сайте СОММ в публикации «Форпост отца Петра». Продолжим знакомство с монастырем, открывшимся разными гранями.


...Хотя установка бронзового монумента святителю Николаю Чудотворцу состоялось не так давно – летом 2016 года, но представить нынче монастырь без «иконы в бронзе» (так назвал работы заслуженного художника России скульптора Сергея Михайловича Исакова Святейший Патриарх Кирилл) трудно. Кажется, что этот памятник особо близкому русской душе святому был тут изначально. Настолько органично разместился он рядом с детским корпусом, где живут 20 воспитанниц «Службы помощи семье и детям», а в считанных метрах находится деревянный Успенский храм, построенный в северных традициях современными мастерами из города Северодвинска! По рассказам настоятельницы обители игумении Неониллы (Фроловой), круг, в котором стоит святитель Николай с мечом в одной руке и храмом – в другой, был обустроен, оформлен лет 10 назад.  Одно время в нем хотели сделать сень под крестом... Потом еще что-то собирались сделать... Экскурсии приходили, люди интересовались: «Что это такое? Для чего?» А когда в монастырь пришла фотография скульптурной работы батайского мастера (Сергей Михайлович живет и работает в городе Батайске Ростовской области), сестры объездили на машине всё село: смотрели, куда можно поставить скульптуру. И в какой-то момент поняли, что именно на территории монастыря, в круге, вызывающем вопросы, ее место. Что интересно: ряд памятников святителю Николаю работы Исакова стоит по периметру российских границ, включая Курильские острова, Анадырь, Калининград, Майкоп. А памятник на Земле Франца Иосифа является самым северным памятником в мире (в 600 километрах от Северного полюса). И еще одно примечание: первым монастырем, где была установлена и освящена скульптура святителя Николая, созданная Исаковым, стал Ачаирский Крестовый женский монастырь Омской епархии. Теперь и в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре на Рязанской земле стоит бронзовый монумент Небесному покровителю обители.


С матушкой-настоятельницей и благочинной монастыря монахиней Саломией (Кузьминой) мы направляемся в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Этот небольшой уютный храм горячо любим сестрами и воспитанницами монастыря. С интересом и вполне понятным волнением слушаем истории двух чтимых икон, которые в нем находятся. Иверская икона Божией Матери, привезенная со Святой Горы Афон Святейшему Патриарху Алексию II, какое-то время висела над большой чудотворной иконой в Иверской часовне у Воскресенских ворот на Красной площади. А в 2005 году Его Святейшество благословил этим афонским образом сестричество при Патриаршем подворье храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье. Патриарх Алексий знал отца Петра и при встречах с ним всегда спрашивал: «Ну как там твои сестры в Рязани?» Летом 2002 года Святейший освящал в Касимове кафедральный Вознесенский собор. Сюда он не доехал, но спустя время подарил эту икону шостьенским сестрам и ее торжественно  перенесли в монастырь. «На праздники, посвященные Иверской иконе Божией Матери, а их несколько в году, мы выносим ее в наш большой Никольский храм, находящийся в селе, чтобы все верующие могли к ней приложиться, – начала рассказ мать Саломия. – Были случаи чудотворений от этой иконы, и люди приносили драгоценные приношения, которые мы хотели было поместить в киот. Однако, поскольку он на это не рассчитан, мы собираемся в скором времени сделать с Божией помощью напольный резной киот, куда сможем поместить все эти знаки благодарности. Об одном чуде нам рассказала супружеская чета, отдыхавшая в санатории " Касимовские зори". В их семье сложилась тяжелая ситуация, связанная с детьми. Супруги приезжали в монастырь с экскурсией, а спустя время вернулись, чтобы поблагодарить Матерь Божию, перед Иверским образом Которой они помолились и Матерь Божия помогла их семье. Но  это скорее как в евангельском сюжете: не десять ли очистились? А где же девять? Видимо, и здесь такая ситуация».


Другая чтимая икона – икона святителя Николая Чудотворца – является семейной иконой одной из сестер, у которой дедушка и бабушка переехали с Забайкалья на Украину и обнаружили в сарае темную доску. Было видно, что это икона, однако разобрать, кто на ней изображен, оказалось трудно. Бабушка ее протерла, поставила в красный угол. Постепенно икона начала светлеть, и образ святителя Николая Мирликийского обозначился очень явно. А бабушка позже свидетельствовала: когда оставленные на ее попечение две маленькие внучки заболевали – с высокой температурой, рвотой, а медиков в деревне не было, как не было возможности достать транспорт, чтобы отвезти девочек в райцентр, она молила Николая Чудотворца о помощи, стоя перед обновленной чудесным образом иконой. И помощь приходила...        

Зародилась в сельской школе замечательная традиция – «исторические чаи»

По рассказам игумении Неониллы, было жалко детей, которые не интересуются историей своей страны, не очень хорошо ее знают. Было страшно за молодежь, что она может оказаться без «корневой системы» и понимания, что в жизни ценно, что важно. И отец Петр благословил сестер на создание исторического лектория при Шостьенской средней школе, где они преподают ряд предметов. Причем потянулись на занятия, которые стали называться очень привлекательно – исторический чай – и ребята, которые вообще не ходили в храм. Теперь некоторые из них приходят на богослужения, причащаются, во время крестного хода несут хоругви, а двое попросились прислуживать в алтаре... И педагоги светские, и сестры-педагоги с радостью видят, как меняется жизненная позиция сегодняшних школьников. Младшие попросили сделать еще одну группу, так что с этого года исторический лекторий разделен на две возрастные группы. Семиклассники и восьмиклассники изучают события Древней Руси. Старшеклассники – историю России XX века. Поступила просьба и от выпускников школы, продолживших обучение в техникуме в Касимове: проводить «чаи» по выходным дням, чтобы они тоже могли на них бывать. Ребята читают историческую литературу, монастырь возит их в музеи, на исторические выставки в Москву. Были в мемориальном музее «Поклонная гора», в историческом парке «Россия – моя история» на ВДНХ, в Московском и Рязанском кремле, Троице-Сергиевой Лавре. С каждой поездкой все шире раздвигаются  границы мира. А во время занятий-чаепитий (какой  замечательный элемент дружеского общения чай!) часто происходит живое заинтересованное обсуждение острых тем. И не только связанных с историей, но и любых других, которые волнуют ребят. Например, увидели они в интернете сюжет, как католические храмы в Европе превращают в бары, рестораны, отели – до глубины души это поразило, стали обсуждать. Еще, поведали нам члены этого движения, они очень любят гостей. Еще бы! Увидеть и услышать знаменитого путешественника, пилота-воздухоплавателя Валентина Ефремова, занесенного в Книгу рекордов Гиннеса и в энциклопедию «Люди нашего тысячелетия»! До Северного полюса нижегородец добрался на воздушном шаре. Экспедицию «Россия от запада до востока» организовал. Словом, незабываемое было чаепитие! Также желанным гостем стал папа одной из монастырских сестер – человек пожилой, много на своем веку повидавший. Интересным собеседником оказался. А встречи с православным катехизатором, сотрудником Миссионерского отдела Рязанской епархии Верой Васильевной Жилиной помогают увидеть масштабы тех или иных эпохальных событий России, разобраться во многих непростых вещах.


Вообще отношение подрастающего поколения к истории Отечества, которое может быть заинтересованным, патриотичным, или – как ни прискорбно звучит – пренебрежительным, равнодушным, словно лакмусовая бумажка  показывает, что ты за человек, кто твои родители и какие у тебя воспитатели. Маленький штрих: директор Шостьенской общеобразовательной школы Светлана Николаевна Саплешина, показав нам хорошо оборудованные классы школы – новенькой, как игрушка (слова одного из корреспондентов, побывавшего здесь), подвела затем к огромному панно, висевшему в коридоре. На нем были написаны имена земляков, принимавших участие в грозных событиях. Дети могли среди них найти свои собственные фамилии, потому что их деды и прадеды мужественно сражались с врагами. Здесь были размещены и фотографии, с которыми школьники ежегодно принимают участие в акции «Парад победителей». Также много интересного исследовательского материала на тему, связанную с Великой Отечественной войной, мы увидели в холле в конце коридора. Фотографии, документы и целый ряд экспонатов военного времени. Прошлое, по словам Светланы Николаевны, настолько интересует школьников, что на переменах в этом холе всегда бывает людно. Это один из любимых школьных уголков ребят разного возраста.

Во время студенческих каникул вчерашние выпускники, а нынче студенты и студентки охотно приезжают в Шостье. Кто-то традиционно приходит на «исторический чай», и как поведала нам послушница монастыря (она закончила исторический факультет в институте и по послушанию отвечает за работу исторического лектория), бывает, что намеченная тема отодвигается в сторону. Потому что кто-то из студентов может, допустим, сообщить, что его неверующий однокурсник сказал то-то... Он ему ответил то-то... Ответил, но чувствует,  что не убедил. Что еще можно сказать Фоме неверующему, какие доводы привести в пользу своей позиции? Тут в поиски доводов, аргументов включаются все, кто пришел на занятие. Дискуссия, обсуждение,  всеобщее желание помочь товарищу, вступившему, как принято говорить, в самостоятельную жизнь, – это говорит о многом.

«Господи, я сделала всё, что могла!»        

Одна из граней жизни монастыря – «монастырские» переселенцы. Кто такие переселенцы, понятно. А что значит – «монастырские»? Выяснилось: это люди, переехавшие в российскую глубинку с целью быть поближе к обители. Они покупают или строят здесь дома, трудятся, рожают детей, семьями ходят на службы в Никольский монастырский храм, что находится в селе. Между ними и монастырем устанавливается прочная духовная связь, которая настраивает на молитву и полное доверие Богу, помогая в этой временной, земной жизни подготовиться к жизни вечной. Возвращаясь после вечерней службы по ровной сельской дороге в обитель, матушка-настоятельница с матерью-благочинной стали по памяти называть переселенцев: Тарасовы, Орловы, Перовы, Вера Никитична, Надежда Александровна, Надежда Ивановна... Называли фамилии или имена отчества. Многие перебирались сюда по благословению отца Петра. Немало среди них москвичей. 


А семья Кормильцевых  – она до этого жила в Казахстане. Благословил их ехать в Шостье архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры. Поскольку первая из когорты  «монастырских» переселенцев, с кем мне довелось побеседовать, была как раз многодетная мама Елена Кормильцева, то с ее рассказа я и начну. «Мы перебрались из Казахстана в Россию в 1999 году, пожили какое-то время у родственников, затем я с тремя детьми отправилась в Коломну, в женский монастырь, где была моя сестра. Там нас благословили поехать в Троице-Сергиеву лавру к старцу. Эту поездку вспоминаю, как чудо Божие. Выстроилась длиннющая очередь: некоторые даже из-за границы приехали, некоторые по три дня ждали – все хотели услышать духовные советы и напутствия отца Наума. А мы к нему быстро попали, в тот же день! Батюшка долго говорил с нами, рассказывал, какие молитовки читать. С собой дал огромную коробку, полную внушительных по размеру книг духовного содержания. И благословил ехать в Шостье Рязанской области. Еще он благословил меня рожать детей. Конечно, ни о каком таком Шостье мы не слышали. Что удивительно: даже в Касимове останавливаем одного, второго, третьего, спрашиваем о Шостье и Патриаршем подворье храма святителя Николая Мирликийского, а в ответ слышим: " Не знаю, где это". Только один дядечка-таксист, причем не русский, вызвался нас отвезти на место. Едем – лес и лес кругом. Думаем: куда он нас везет? Когда приехали, увидели разрушенную церковь, на карнизах которой росли березки. Колокольни не было. Стоял небольшой турник что ли, на нем висел колокольчик. Молодая сестричка после службы зазвонила в него. Мы подошли, нас встретил отец Владимир Постников, клирик монастыря. Вначале нашу семью поселили у одной женщины. Позже, когда я четвертого ребенка, Ксюшечку родила, нас принял настоятель – отец Петр. Смотрю теперь на его фотографию и думаю: какой же он духовно сильный и мудрый был, наш незабвенный батюшка! По благословению отца Петра дали нам дом. Работу при монастыре предоставили. В Шостье наша семья пополнилась еще тремя ребятишками. И сегодня мы безмерно счастливы, что живем в такой благодати! Ребята в воскресную школу для детей ходят, мы – в воскресную школу для взрослых. Сестры многому нас научили. Ведь приехав сюда, я даже креститься правильно не умела! Только здесь, благодаря отцу Петру и отцу Владимиру, благодаря сестрам монастыря, я узнала и поняла глубокий смысл слов псалмопевца: "Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды"» (Пс.142:10).


С большой теплотой и, смею утверждать, с каким-то внутренним восторгом рассказывала Елена, как ее дети вместе с другими ребятишками под руководством инокини Параскевы участвовали в росписи Никольского храма. Причем старшие даже под куполом центрального престола в честь Вознесения Господня трудились! Так вместе, сообща, сестры и миряне, готовили храм к масштабному торжественному событию,  состоявшемуся недавно, 7 мая. Хочется добавить, что иерей Владимир Постников в этот день был удостоен возведения в сан протоиерея. Именно отца Владимира, по словам сестер, можно считать первым «монастырским» переселенцем. Он переехал сюда из столицы с матушкой Надеждой в самом начале, и на его глазах, с его участием происходило зарождение монашеской общины, ее становление и преобразование в монастырь. Ставропигиальный.

...Вероника Бедлинская тоже вспомнила о благословении своего духовника – архимандрита Петра (Афанасьева) – рожать детей. Рожать несмотря ни на что! А этим «что», серьезной угрозой на пути к материнству, мог стать ее диагноз – двусторонний коксоартроз тазобедренных суставов. Но батюшкино благословение было сильнее опасений медиков. Исполнила семья и его благословение построить в Шостье уютный вместительный дом. Он был построен с нуля и по площади вышел как две трехкомнатные квартиры. Шла стройка, рождались дети. Правда, вначале супруги выбирались сюда из столицы время от времени, что называется, наездами. Отец Петр им говорил: «Мне дачники не нужны!» И в 2005 году они окончательно переселились в Шостье. Сегодня в семье растет пятеро детей. Старшему – 14 лет, он прислуживает в алтаре. Младшему в этом году будет пять... Возле дома разбит огород. Есть и домашнее хозяйство: гуси, куры, индюки. В достаточном количестве. «Мы с мужем любим землю, – сказала бывшая горожанка Вероника.– Но огород огородом, а меня сильно угнетало, что село напоминало пустыню без зелени. Так что решили: зелени мало – будем сажать сами. Ели сажали, собираемся боярышник и другие кустарники посадить. Вон сестры липовую аллею посадили, каштаны – это нас вдохновило!» Но все же основной темой нашего разговора, состоявшегося после службы в Никольском храме, были дети. Запомнились слова моей собеседницы: «Собственно, цель создания семьи какая? Дети. Иначе зачем тогда замуж выходить? Далее: если я не могу воспитать своих детей духовно, не в состоянии оберегать их от мирских соблазнов, уродующих душу, зачем надо было рожать? Часто бывает: родители в храм не ходят, дети – ходят. Пока маленькие ходят, что-то их привлекает. Затем вырастают и забывают дорогу в храм. К нам приезжала катехизатор, она говорила: вера в том случае  внутри зародится и окрепнет, когда с нею живут постоянно – и дома, и в семье, и вокруг. Мы, "монастырские" переселенцы, объединились вокруг обители. Что касается своего дома, своей семьи, то я приложу максимум усилий, чтобы на Суде Божием можно было сказать: "Господи, я сделала всё, что было в моих силах! "» Вероника, сильная по натуре личность, прекрасно осознает, что жизнь рядом с обителью, жизнь горожан в селе – это огромная духовная работа и ответственность. Она с мужем к этому готова. Для иных же планка оказалась слишком высока, люди уезжали. Находились вроде бы уважительные внешние причины для отъезда, хотя внутренние – на чаше весов выбора – наверняка были куда весомее...

***  


У сестер монастыря много интересных действующих проектов и много задумок по работе с детьми и молодежью (воскресная школа, православный молодежный центр, православный детский сад, летний лагерь для девочек). Но, к сожалению, объединить все молодежное движение под названием «Никольский сад» под «одной крышей» до настоящего времени не удавалось. Ребятам с наставниками приходилось проводить занятия и встречи в небольшом здании, где размещались одновременно гостевые кельи, группа детского сада, пекарня и класс воскресной школы. Часть детей занималась в здании пансиона для девочек на территории монастыря. В настоящее время Матушка благословила осваивать старое здание шостьенской школы, принадлежащее монастырю. Оно просторное и имеет выгодное местоположение, находясь между новой школой и монастырем. Но остро нуждается в капитальном ремонте! Необходимы солидные финансовые вложения, стройматериалы, рабочие руки. Может, найдутся люди, готовые помочь столь благому делу?


Просим читателей по возможности пожертвовать на ремонт и восстановление здания Православного молодежного центра "Никольский сад":

Наименование организации:

Религиозная организация «Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь РПЦ (Московский Патриархат)»

Реквизиты организации:

Прио-Внешторгбанк (ПАО) г. Рязань,

БИК 046126708

Р/С 40703810700030000206

К/С 30101810500000000708

ИНН 6204004678

КПП 62040100

Автор: Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива  монастыря

 

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монахиня Неонилла (Фролова)
Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)
Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь
Монахиня Неонилла (Фролова)
Памяти архимандрита Петра (Афанасьева)
Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь

Монастыри

Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь
Рязанская область, Касимовский район, село Шостье
Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь
Рязанская область, Касимовский район, село Шостье

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка