Один из самых любимых на Руси Казанский образ Пресвятой Богородицы прославлен во множестве местночтимых икон. Милостью Божией и попечением Самой Царицы Небесной с этим образом связана история и некоторых обителей. Так четыре столетия назад в самом центре Ярославля был основан Казанский женский монастырь, переживающий ныне период возрождения. Сама Пресвятая Богородица предрекла его возникновение на месте постройки храма в честь чудотворной Ее иконы. О славном прошлом Казанской обители и ее сегодняшней жизни рассказывает игумения Екатерина (Гаева)
Яко идеже по николицех летех имать сия икона стояти у благодатию из Мене Родшегося Бога, будет обитель велия на славу и на похвалу святому имени Моему и на прославление будущим многим чудесам от Мене…
Из Сказания о чудотворной местной иконе Казанской.
Возникновение нашей обители связано со Смутным временем. За десятилетие до тех страшных событий, в 1588 году, икона была привезена на Ярославскую землю, в Романов-Борисоглебск. В 1609 году, во время разграбления города поляками, чудотворный образ оказался в Ярославле. В благодарность Пресвятой Богородице за избавление от многодневной осады тогда же и построили в городе деревянный храм в честь Казанской иконы. Вокруг храма почти сразу устроились деревянные келии для семидесяти монахинь сожженного интервентами Рождественского монастыря. В то время самое активное участие в жизни молодой обители принял Патриарх Гермоген. По его благословению икона навсегда осталась в ярославском монастыре.
К началу XIX века при монастыре были устроены церковно-приходская школа для девочек и больница, а за Волгой разместилась монастырская богадельня для пятнадцати стариц, с Тихвинским храмом при ней и кладбищем. Накануне событий 1917 года в обители подвизалось около четырехсот сестер.
Сохранились дореволюционные фотографии Казанского монастыря, свидетельствующие, что монастырские постройки занимали целый квартал города. Здесь и три храма, и величественная четырехъярусная колокольня, которую было видно из любой точки города. Запечатлены на снимках монастырские келии, здания мастерских и больницы.
В былые времена славилась Казанская обитель крестными ходами с чудотворной иконой до Романова-Борисоглебска и Рыбинска, чудными песнопениями, золотошвейным и иконописным мастерством, благоговейными службами. Выпекали на всех просфоры, шили облачения священнические и архиерейские, вышивали хоругви. Эта единственная женская обитель в Ярославле была всеми любима и почитаема. На похороны игумений стекался весь город, власти и воинство. Однажды, когда крестный ход с иконой встретился с кортежем бывшего по делам в Ярославле великого князя Сергея Александровича, тот вышел из кареты, приложился к святыне, пригласил сделать то же всех сопровождавших его и благочестиво подождал, пока пройдет крестный ход.
С закрытием монастыря в 1918 году, после подавления в городе белогвардейского восстания, было утрачено всё: и владения, и трехвековые традиции.
К концу столетия монастырский квартал оказался наполовину застроен жилыми домами, колокольня была снесена. Храмы хотя и не были разрушены, но Казанский собор приспособили под архив, Покровскую зимнюю церковь – под планетарий, а Сретенский домовый храм – под кинотеатр.
Возрождение началось в 1998 году – ровно через 80 лет после закрытия. Сам факт открытия монастыря воспринимается как настоящее чудо. И не иначе как чудом в своей жизни может назвать каждая из насельниц обители свой приход в монастырь. Стечение обстоятельств, по промыслу Божию, как некое кружево тропинок, путей и дорог, привело нас к этому источнику жизни вечной. Так бывший музыкальный работник, потеряв работу, похоронив мать, будучи на грани отчаяния, нашла в обители утешение и смысл всей своей жизни. И как только она пришла в монастырь, сразу наладились отношения с сыном, со снохой, принесли радость долгожданные внуки, и спустя некоторое время все их семейство воцерковилось. Можно привести и другой случай. Горячо любящая родных и свою работу, уже имеющая опыт в своем призвании архитектор в одночасье постигла суетность мира. Передав Господу попечение о близких, о деле, как ранее казалось, всей жизни, оставив все мирское, в монастыре обрела она душевный мир и покой. Так и молодой специалист-логопед, любимица в кругу друзей, пациентов и знакомых, но любящая свое одиночество сирота однажды решила все оставить и посвятить себя Богу. Некоторые из сестер перед приходом в монастырь много поездили по святым местам в поисках лучшего, потрудились во славу Божию, а остались в Казанской обители и созидают теперь это святое место, очищая свое сердце от всего суетного. Одни обрели здесь от чудотворной иконы ощутимую, живую помощь изболевшейся в скорбях душе, другие – утешение в каждодневном Богослужении, третьи – возможность постичь радость в служении ближним и несении тягот друг друга. К Богу у каждого свой путь, но всех нас этот путь привел в Казанскую обитель.
С помощью Божией, под покровительством Пресвятой Богородицы управляется всё на пути спасения подвизающихся в монастыре. Особый же молитвенник и ходатай за нас – святитель Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский, патриарший местоблюститель, исповедник, один из тех, кто отстоял православие в годы лютых гонений и богоборчества. Его честные мощи покоятся в обители с 2001 года.
В нашей обители подвизаются 24 сестры. Жизнь иноческая – иная, в отличие от мирской. Она собирает, создает нового человека, воссоздает образ Божий. День начинается, продолжается и кончается молитвой, которая в ночи уже освещает новый день.
В монастыре созданы все условия для исполнения молитвенного правила: и келья на одного человека, и труды по силам, и на службах успеваешь побывать (если не на неотложном послушании), и правило общее. Вечернее правило совершается вместе всеми сестрами, но утренние молитвы, а также келейное правило остаются для каждого личными.
Много в монастыре разных послушаний. Пожилым монахиням доверено чтение сестринского сорокоуста, псалтири и акафистов перед Казанской иконой и мощами святителя Агафангела. Послушания в храме, за свечным ящиком, на трапезе, в просфорной, в гостинице, в библиотеке несут сестры помоложе, но имеющие житейский опыт. В ризнице, в золотошвейной, швейной и реставрационной мастерских, в саду трудятся сестры, у которых есть способности к этим послушаниям. Читают и поют на клиросе те, кто имеет музыкальные данные. Здесь пригождается музыкальное образование, которое родители так любят давать своим детям, порой вопреки их желанию.
Все сестры должны знать богослужебный устав и основы православия, поэтому для них проводятся занятия по литургике, патрологии, катехизации, православной антропологии. Духовник обители регулярно общается с сестрами не только на исповеди. Игумения, как заботливая мать и верный друг, стремится иметь с сестрами постоянное личное общение, которое строится на взаимном доверии. Ведь сестрам, имеющим житейский опыт или образование, приходится смиряться и не думать об этом как о чем-то значительном и важном, чтобы навыкнуть в послушании, смирении и отсечении своей воли. С самого начала монашеской жизни во всех трудах, какими бы непосильными они ни казались, надо усердствовать, везде успевать и со всеми ладить.
С 1998 года, с началом возрождения обители, стали возрождаться и традиции. Ежегодно проходит крестный ход до Рыбинска с нынешней святыней монастыря – чудотворным списком Ярославской-Казанской иконы, выполненным в дар священнику в 1888 году. Как и до революции, сестры пекут просфоры для многих храмов Ярославля и за его пределами. При монастыре действует регентская школа семинарии и губернская православная гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова.
На территории монастыря установлен гранитный крест в память обо всех пострадавших в кровавом подавлении белогвардейского восстания 1918 года. Тогда в течение нескольких дней город был под обстрелом дальнобойных орудий, непрерывные залпы которых прекратились 21 июля, в день Казанской иконы. Здесь, после упразднения обители, в 20-е годы находился концлагерь, отбывали наказание поддержавшие «мятеж», шли допросы, расстрелы. У креста ежегодно служится панихида. Особенно в монастыре почитается память новомучеников и исповедников Российских. В день памяти святителя Агафангела, возглавляющего собор Ростово-Ярославских новомучеников, в обители служат архиереи, собирается духовенство епархии. В такие дни много причастников, много молящихся.
В обители служится самая ранняя Божественная литургия в городе. С 6 часов можно уже прийти на полунощницу, потом часы и Литургию, исповедоваться и причаститься. А после службы поспешить на работу. Когда мы были еще в миру, то о таком и не мечтали. Теперь всё для верующих посильно.
Часто приходят в обитель люди невоцерковленные, нуждающиеся в помощи и духовном наставлении. Для них при монастыре действуют катехизаторские курсы, священник отвечает на вопросы, сестры тоже могут терпеливо выслушать, утешить, что-то подсказать.
На попечении у обители находятся престарелые больные сестры, а также пожилые прихожанки, несколько многодетных семей, семьи священников. Мы оказываем помощь продуктами и одеждой, беженцам собирали всем миром мебель. Теперь необходимо приложить немало усилий для возрождения монастырской богадельни, что невозможно без участия неравнодушных людей, активных наших прихожан. Так все вместе, сообща, с помощью Божией и осилим дорогу, ведущую ко спасению.