«В жизни нашего монастыря многое глубоко символично»

Игумения Екатерина (Гаева)

Чудом своей жизни настоятельница Казанского женского монастыря в Ярославле игумения Екатерина (Гаева) считает то, что в годы работы в архитектурно-планировочной мастерской «Ярославгражданпроект» ей посчастливилось участвовать в работе с охранными зонами города. Потом она работала в отделе реконструкции исторической застройки при мэрии Ярославля – было собрано много материала, касающегося непосредственно и Казанского монастыря, занимавшего когда-то целый жилой квартал. Если люди ее спрашивали, можно ли им заключать договора на длительную аренду помещений (беспокойство вызывало – вдруг монастырь возродится?), она отвечала: «Ну что вы, какой монастырь? Тут монастыря никогда не будет». И разве не символично, что в 2006 году Господь поставил ее сюда настоятельницей возрождающейся обители? Наш разговор с матушкой мы начали с темы главной добродетели в монашеской жизни – послушания, которое, по учению оптинских старцев, монастырь делает монастырем.

От цветка на куче мусора к прекрасному саду Царицы Небесной

Матушка, живя в миру, Вы трудились в той сфере, где особо востребованы профессиональные знания и инициатива. Услышав Божий призыв, пошли в монастырь, а там главной христианской добродетелью является послушание. И каким было Ваше первое послушание? Как Вы его внутренне восприняли?

Одно из первых моих послушаний: на куче мусора развести цветы. Помню, как я выгребала этот мусор, где громоздились бутылки и битое стекло, гвозди, камни и шприцы в неимоверном количестве. Кто-то мне помогал... Когда же мы добрались до «материка», лопата постоянно упиралась в куски битого кирпича, асфальта, цемента. Но я совершенно не помню, где мы тогда взяли плодородную землю, ведь ее фактически не было в ограде монастыря. Другой негативный момент – солнце в тот темный уголок никогда не попадало. Посадив семена цветов, я тщательно поливала землю, и о, чудо – вырос один цветок! Вообще должна признаться, что первое время у меня возникал соблазн вмешаться в какие-то архитектурные подвижки, потому что матушка-настоятельница приглашала строителей, и я, имевшая соответствующее образование и определенный опыт, в каких-то малых формах могла бы поучаствовать. Да, соблазн был, а обиды на игумению Михаилу (Сафонову) не было. Более того! Я испытала настоящее блаженство от состояния полного отсечения своей воли. Всё делала за послушание.

Когда-то, по Вашему рассказу, в темном уголке вырос один-единственный цветок, а сегодня ученики православной Губернской гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова), что находится в бывшем игуменском корпусе, выпускают фильмы об удивительных растениях монастырского сада – об этом прекрасном и уникальном цветочном царстве...

Мысленно я его называю садом Царицы Небесной. Ведь иначе никак не объяснить чудесное преображение скромного цветника в монастыре! С самого начала благоустройства монастыря мы каждую весну стали привозить пару машин плодородного грунта, поскольку земля здесь словно проваливается, и надо ее снова и снова поднимать. Старательно очищая от упомянутых «артефактов» клумбу за клумбой, засаживали их неприхотливой цветочной рассадой, и таким образом в ограде монастыря появился скромный цветник. Возможно, он бы и оставался скромным если бы не помощь свыше. Сестер, чтобы ухаживать за цветником, не хватало, наши насельницы не отличались здоровьем и способностями в цветочном деле. Что оставалось мне делать? Как-то самой справляться с помощью прихожан. И знаете, каждый раз, приступая к пересадке тюльпанов или к прополке сорняков, я взывала к Царице Небесной. И Она услышала мои просьбы, привела в обитель сестер, имеющих дар и понимание в уходе за цветами, и не только. Благодаря их усердию, старанию и превозмоганию всяких недугов сейчас у нас просто изобилие цветов – и знакомых, и диковинных! А я в который раз за свою монашескую жизнь увидела: стоит только «повопить» в Небо, но при этом исполнить всё, что в твоих силах, что от тебя зависит, и в результате непременно будет плод Послушания. Как награда самая дорогая! В виде цветка на месте, где раньше высилась куча мусора, или прекрасного ухоженного монастырского сада там, где прежде царила вся эта «мерзость запустения».

Помнится, в одной из бесед с корреспондентами Вы дали несколько необычное определение сегодняшней обители: «обитель немощных и незаменимых». Почему немощных, сказано выше. «Расшифруйте», пожалуйста, и вторую часть определения. Еще бы хотелось услышать, как, имея немалый опыт игуменства, Вы распределяете послушания. Что в первую очередь принимаете во внимание?

Сейчас в обители подвизаются 2 схимницы, 19 монахинь, 3 инокини и 3 насельницы (кандидатки в сестры). Со мной получается 28 сестер. Из тех, кто первыми сюда пришел в разруху, осталось только трое, так как в теперь уже далеком 2006 году большая часть сестер ушла с игуменией Михаилой в другую епархию. Но эти трое, наверное, самые верные, самые преданные этому святому месту, их дух передается другим, которые позже стали пополнять нашу сестринскую семью. Конечно, я переживаю за сестер ушедших, но я понимаю, что это тоже промыслительно: видимо, им было гораздо полезнее уйти, чем остаться. Городской монастырь предполагает массу искушений, коих нет в сельском или просто отдаленном от города монастыре. И здесь постепенно нарабатывается опыт друг друга тяготы носить, даже того не желая. У наших сестер в основном молитвенные послушания: чтение Псалтири, чтение акафиста перед святыней, сестринский сорокоуст.

Но есть и другие. К примеру, «за лавочкой» – так мы называем послушание в церковных лавках наших монастырских храмов. Общение с народом Божиим, наверное, можно считать одним из самых трудных послушаний, поскольку нередко приходят люди, совершенно далекие от представления, что такое Церковь, что такое молитва, и им как новоначальным нужно многое растолковывать, объяснять. Порою сестрам не хватает то ли решимости, то ли смелости в минуты зачастую трудного в духовном и моральном плане общения. В то же время я считаю, лучше не навредить и помягче разговаривать с теми, кто еще не смог вырваться из плена губительного для человеческой души атеистического мышления. Есть монастыри строго постящихся. Есть монастыри не спящих, где совершаются и ночные богослужения – сестры или братия молятся в ночные часы. У нас же монастырь немощных и незаменимых. Почему незаменимых? На протяжении многих лет сестры подвизаются на одних и тех же послушаниях. Как игумения я осознаю, что надо бы переставлять их, но удерживает то, что каждая сестра на своем месте и никто с ее послушанием лучше нее не справится.

Закваска владыки Михея, удивительного нашего современника

Возрождение разрушенного Казанского монастыря прочно связано с именем архиепископа Михея (Хархарова), возглавлявшего Ярославскую кафедру с 1993 по 2002 год. Каким Вам владыка запомнился?

Владыка Михей принадлежал к тем духовным лицам, которые не ходили по кабинетам, ничего не требовали, не выпрашивали. Он смиренно, спокойно молился, и всё получалось по его молитвам. Позже, когда я уже пришла в монастырь, владыка с нами много общался, хотя, признаюсь, я, вероятно, и половины не понимала из того, что он говорил (беседы с сестрами проходили в довольно поздние часы суток, иногда я даже дремала). Тем не менее его мудрые духовные слова животворящими зернышками, способными дать всходы, падали в душу – я внутренне утверждалась, утешалась его немногословными назиданиями. Когда уже после инсульта, после реабилитации владыку в инвалидной колясочке привозили в собор на службу, в душе была тихая радость. И еще мысли: «Какие он скорби претерпевает, но он всем улыбается, всем радуется, а ты со своими проблемами носишься! Надо его подвигом, его опытом укрепляться!» Когда к нам приходят новые сестры, я понимаю, что мне не хватает духовного опыта в их руководстве, но верю, что молитвами владыки Михея, который предстательствует за нас перед Богом, поддерживается монашеская жизнь в монастыре.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что постриг в инокини Наталии Гаевой был первым иноческим постригом в возрождающейся обители. К тому же Вы стали первой инокиней, которую после прославления святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника, нарекли именем в честь этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX века. Здесь тоже символика видна?

Признаться, для меня было полной неожиданностью не только наречение именем святителя, который почти 40-летним архипастырским правлением и исповедническим подвигом снискал общецерковное почитание, но и сам постриг. Вероятно, так открылось владыке Михею... Я еще только постигала «азы» послушничества, как «настигло» меня иночество. Мощи святителя Агафангела прибыли к нам совершенно чудесным образом. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II они были определены в Казанский женский монастырь (единственный монастырь на то время в центре Ярославля). Мне, послушнице, довелось их сопровождать в крытой «Газели». Я сидела на табуреточке рядом с гробиком, и такое чувство меня охватило, что не гроб мы сопровождаем, а живого человека. Это чувство присутствия в обители святителя не покидает меня и поныне... Всем, кто посещает наш монастырь и молитвенно обращается к святителю, мы стараемся рассказать, что Ярославскую кафедру митрополит Агафангел возглавил в феврале 1914 года, за считанные месяцы до Первой мировой войны, и для него этот последний период его служения стал подвигом. В первую очередь беседуем об этом с детьми и подростками. Водим их в созданный нами с любовью монастырский музей, в экспозиции которого находятся копии документов, фотографии писем Святителя Агафангела, а также его личные вещи.

Кроме того, в Казанском соборе монастыря находится экспозиция, посвященная памяти архиепископа Михея, где представлены вещи владыки, награды, фотографии, по которым можно проследить его жизненный путь. Путь человека, родившегося в 1921 году и в неполные двадцать два года участвовавшего в операции по снятию блокады Ленинграда (за что он был награжден одноименной медалью). Среди его вещей всегда лежали Евангелие и молитвослов... Демобилизовавшись из армии в 1946 году, Александр Хархаров приехал в Загорск к отцу Гурию, который являлся в то время наместником Троице-Сергиевой лавры. Фронтовик Александр стал послушником. Вообще мы называем наш музей «машиной времени», позволяющей побывать в разных эпохах. Включая ту эпоху, когда в начале XVII века наша обитель создавалась.

А когда вы впервые прикоснулись к богатейшей истории древнего Казанского монастыря?

Пришла я сюда, прочитав в газете заметку о переданном владыкой Михеем списке 1881 года с чудотворного образа Казанской (Ярославской) иконы Божией Матери, обретенного в 1588 году. Из летописи основания Казанской обители известно, что, когда поляки в апреле 1609 года осаждали Ярославль, Пречистая Матерь явилась в видении диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару, молившемуся перед чудотворной иконой о спасении Ярославля. При этом Заступница Небесная открыла Свою святую волю: построить храм в честь этого Ее Казанского образа и «изрекла с надежным упованием: яко им буду воспоможением Своим невидимо твердыня и стена, паче всякия ограды и оружия от супротивных супостат…» Через 24 дня осада была снята – «супротивные супостаты» отступили от города. Благодарные ярославцы построили храм, и при нем образовалась обитель, где поселились инокини из сожженного врагами Рождественского монастыря. Столько поколений молилось перед этим чудотворным образом, однако в 1925 году он бесследно пропал! К счастью, сохранился список, сделанный сестрами монастыря в 1881 году.

Известно, как он попал к владыке Михею?

Сохранила список, тоже спустя время прославившийся в обители чудотворениями, жительница Ярославля Екатерина Бакаева. Раба Божия Екатерина и отдала владыке эту святыню, причем задолго до его архиерейства... Он хранил ее у себя, на протяжении 9 лет это была его келейная икона. Мне думается, старец заранее знал, провидел, что Казанский монастырь будет открыт, и вскоре после открытия передал икону обители.

Какое впечатление на Вас, мирского человека, находившегося на ответственной работе, произвела святыня?

Когда я первый раз пришла на нее посмотреть, в душе, может быть, еще не возникло сильного отклика – просто состоялось знакомство с ней. Но когда я отправилась с намерением осуществить благословение быть при монастыре – познакомиться с игуменией и вообще с монашеской жизнью, такой отклик почувствовала! Перед «Осенней Казанской», 3 ноября, я отправилась на вечерню. До этого в голове крутилась мысль: пойду именно в этот день! (Будто от меня всё зависело, а не от Матери Божией, Которая меня призывала в храм именно в этот день). Зашла в Сретенскую церковь, а народу битком набито! Но не это меня поразило. Мне показалось, что икона находится над всеми людьми, и она смотрит на меня. Я не понимала: как такое может быть? Ведь икона лежит на аналое. Я так ясно почувствовала, что она живая и что Матерь Божия меня приветила, дала Свое благословение!

Жизнь жительствует

В наши дни многие жители Ярославля и гости древнего города любуются храмами на территории обители. Наверное, очень трудным был бой за их возвращение Церкви?

В главном монастырском храме, Казанском, располагался областной архив. В Покровском зимнем храме находился планетарий, который пользовался у горожан невероятно большой популярностью. А Сретенский домовый храм был переоборудован под кинотеатр. Да, бой был трудным, но в итоге архив перевели в Рыбинск. Для планетария к 1000-летию города и 400-летию монастыря построили новое здание, которое, как утверждает один из известных журналов, вошло в десятку самых красивых – в плане архитектурного решения и исполнения – планетариев мира. Вот только в храме Покрова Пресвятой Богородицы еще оставался провинциальный колледж, и в алтаре стояли парты. Состояние здания было крайне запущенным. Через дыру в кровле попадал снег, попадали дождевые воды. Стены обклеивали обоями, но обои быстро отваливались. Наконец-то, видимо из-за аварийной ситуации здания, в 2011 году было принято решение передать монастырю и эту церковь. Если же в целом брать сегодняшний день, можно сказать, что все храмы обители восстановлены, проведено благоустройство территории, восстановлены келейные корпуса и предстоит восстановление разрушенной богадельни, в которой ныне проводятся консервационные противоаварийные работы.

Большое внимание привлекали «сводки» о росписях в соборе. Вот одна из первых: «Ярославские художники завершили роспись 12-метровых столпов. Восстанавливать сюжеты и красочный слой пришлось буквально с нуля». Затем...

Затем художники стали расписывать южную стену. Всё осуществлялось четко по утвержденному ранее проекту, при разработке которого учитывались сохранившиеся дореволюционные фотографии внутреннего убранства соборного храма, а также исторические документы, содержащие описание мотивов живописи. (чудом сохранились только фрески купольной части Казанского собора, полностью расписанного в 40-х годах XIX века артелью Тимофея Медведева – незаурядного русского человека, из крепостных, «живописных дел мастера», как он сам представлялся). А в Покровском храме, где прежде был планетарий, под четырнадцатью слоями масляной краски тоже чудесным образом – по всей площади сводов и частично на стенах – сохранились росписи XIX века. Специалисты Ярославской художественной мастерской «Реставратор» проводят сейчас кропотливую работу, буквально по миллиметрам снимая поздние наслоения.

Из века в век ярко, наглядно, волнующе подтверждаются слова Господа, приведенные апостолом Павлов в его послании к Коринфянам: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор.12:9). Их глубокий смысл можно увидеть, знакомясь и с жизнью вашего монастыря, где много всего замечательного, приносящего пользу людским душам появилось в наше время. Расскажите, пожалуйста, вкратце об этом.

Очень насыщена у нас программа социально-просветительского центра имени святителя Агафангела (Преображенского), в которую, помимо самых разных направлений, входит и такое, востребованное жизнью: встречи монастырской группы «Свеча» с родственниками людей, зависимых от наркотических и психоактивных веществ. Социальная служба, созданная при обители, помогает многодетным, малоимущим семьям, пожилым людям и инвалидам. В бывшем игуменском корпусе, как я уже говорила, расположилась православная Губернская гимназия имени святителя Игнатия (Брянчанинова), и сестры обители опекают юных гимназистов. Сретенский храм служит для гимназии домовым храмом – в нем проходит литургическая жизнь не только преподавателей и учеников, но и родителей. Есть при монастыре воскресная школа. И, конечно, магнитом, центром притяжения для многих стал монастырский музей с его ценными в историческом плане экспонатами.

***

Еще немного о символичных событиях. 17 июля 1998 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Казанского женского монастыря в Ярославле. То есть ровно восемьдесят лет прошло с момента той страшной трагедии в Екатеринбурге, когда в Ипатьевском доме были расстреляны последний российский император Николай II и члены его семьи, а в это самое время в другом уголке Отечества большевики пытались стереть с лица земли Ярославль. Город расстреливали в упор, подвергали его бомбардировкам. Казанскому монастырю тоже досталось, столько разрушений претерпел! Но в третьем тысячелетии обитель возродилась, и летом прошлого года она отметила 25-летие возобновления монашеской жизни. Великим постом в тот недавний, памятный многим юбилей, состоялся постриг пяти насельниц: четыре были пострижены в мантию с именами Великих княжон – Ольги, Марии, Татианы и Анастасии, пятая – в иночество и была названа Алексией в честь Цесаревича Алексия.

Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также снимки предоставлены Казанским монастырем
и пресс-службой Ярославской епархии

Материалы по теме

Новости

Публикации

Игумения Екатерина (Гаева)
Круглый стол Ярославской епархии в рамках регионального этапа Международных Рождественских чтений
Игумения Екатерина (Гаева)
Круглый стол Ярославской епархии в рамках регионального этапа Международных Рождественских чтений

Монастыри

Казанский женский монастырь г. Ярославля
Ярославль, Первомайская улица, 19А
Казанский женский монастырь г. Ярославля
Ярославль, Первомайская улица, 19А

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь