Подвигу святых апостолов подражательница

Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины

Имя святой равноапостольной Нины в сознании многих людей прочно ассоциируется с Грузией. В восточной части страны – Кахетии – в двух километрах от города Сигнахи, над Алазанской долиной, находится Бодбийский монастырь. Он был основан в IV веке после преставления подвижницы на месте, избранном ею как последнее свое пристанище. И сегодня здесь, в возрождающейся православной обители, в конце XIX века преобразованной в женскую, сестры с радостью встречают паломников и гостей, чтобы рассказать им об апостольских трудах великой святой и вместе с ними помолиться над ее гробницей. Мощи той, которая принесла в древнюю Иверию свет евангельской истины, хранятся под спудом...

Каппадокия – Иерусалим – Иверия: свершилось чудо Божие!

Находящаяся на территории современной Турции Каппадокия поражает своим необычным природным ландшафтом. Каменные столбы «со шляпками», конусовидные скалы, пещеры причудливой формы – всё это образовалось в результате сильных вулканических извержений и последующей коррозии, выветривания. Но на человека верующего, у которого чтение житийной литературы и церковных преданий является таким же излюбленным занятием, как и у его благочестивых предков, более сильное впечатление производит другое. В эпоху раннего христианства первые христиане стали тут строить огромные подземные города, соединенные туннелями, чтобы защитить себя от набегов сарацинов и религиозных гонений. Они вырубали в мягких скальных породах храмы и украшали их расписными фресками, часть которых можно увидеть и сегодня. В III веке Каппадокия стала одним из основных центров христианства, в IV веке здесь уже появились монашеские общины. А скольких великих святых дала эта земля, пропитанная христианским духом! В Каппадокии родились святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов. Святой великомученик Георгий Победоносец и святая равноапостольная Нина (которая, как гласит древнее предание, приходилась ему двоюродной сестрой) тоже родом отсюда. Все они были земляками.

.

Из уст святой Нины народы Грузии узнали о жизни ее великого брата. И первая церковь в честь Георгия Победоносца была построена в Иверии (так тогда называлась Грузия) на месте погребения святой Нины. В наши дни, по словам сестер Бодбийского монастыря, в Грузии насчитывается 365 храмов в честь Георгия Победоносца. По числу дней в году, чтобы каждый день славить святого: вместе с Пресвятой Богородицей он считается Небесным покровителем этой страны. Жития угодников Божиих подтверждают: у Господа всегда есть ясный четкий план, касающийся Его избранников, и называется он Промыслом Божиим. Нине было 12 лет, когда ее родители – Завулон, известный как храбрый полководец, и Сосанна (Сусанна), сестра Иерусалимского Патриарха Ювеналия, – вместе с единственной своей дочерью отправились в Иерусалим, продав имение. Промыслительно было отцу девочки, почувствовавшему в душе неодолимое тяготение к пустыннической жизни, взять благословение у Патриарха и уйти к отшельникам за Иордан. А мать Нины была поставлена Патриархом (который приходился ей братом) в диакониссы при Храме Гроба Господня, чтобы служить нищим и немощным женщинам. Дочь она отдала в обучение и для услужения мудрой старице Ниафоре, которая замечательно знала Ветхий и Новый Заветы и немало слышала от иерусалимских священников о жизни Иисуса Христа на земле и о чудесах, совершавшихся Им. И когда Нина узнала о бесшовном хитоне Иисуса Христа, сотканном Пречистой Его Матерью и после распятия Ее Божественного Сына увезенном иверским раввином в далекий город Мцхету, то заветной мечтой отроковицы стало увидеть священную одежду Спасителя. Эта мечта явилась сильным импульсом для ее светлых мыслей и дальнейших решительных действий. Еще старица сообщила Нине две важные вещи: Иверия – первый удел Божией Матери, доставшийся Ей по жребию, который Она тянула вместе с апостолами, чтобы узнать, в каких странах им предстоит проповедовать веру во Христа. Апостолы отправились в путь. А Пречистой вскоре явился Ангел и сказал, чтобы Она оставалась на месте, потому что удел, назначенный Ей, просветится светом благочестия в угодное Господу время. Но к моменту встречи и сокровенных бесед старицы со отроковицей время еще не настало – Иверия находилась во мраке язычества... В житии святой равноапостольной Нины – великая концентрация судьбоносных событий, «исходной точкой» которых было явление Пречистой Девы Марии в тонком сне. Матерь Божия благословила Нину идти в страну Иверийскую, благовествовать там Евангелие Господа Иисуса Христа. А в руках у будущей богопроповедницы остался зримый осязаемый подарок – крест, сплетенный из виноградной лозы. В памяти – слова Богородицы, что этот крест будет ей щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов.


Смертельно опасное путешествие в далекий край; сильная буря во время празднества язычников и низвержение с высокой горы идолов, которым поклонялись грузинский царь Мириан и его народ; исцеление от тяжкого недуга святой Ниной царицы Наны, ставшей после этого ревностной христианкой; исцеление и поистине духовное прозрение ее супруга царя Мириана, замышлявшего по наущению язычников подвергнуть Нину жестоким мучениям; последовавшая вскоре просьба царя Мириана к византийскому императору Константину Великому прислать священников для Крещения народов Иверии, прежде веривших в языческих богов, – всё это надо читать, впитывать, испытывая чувство великой благодарности и признательности той, которая, уже будучи на смертном одре, откликнулась на просьбу своих учениц рассказать о своем жизненном пути. И Саломия Уджармская, невестка царя Мириана, записала всё под диктовку.

Прочная связь с Россией

В 326 году христианство окончательно утвердилось в Иверии. Царя Мириана III стали почитать как первого христианского царя Грузии и позже прославили в лике равноапостольного святого. Много всего – и созидательного, цементирующего фундамент веры, и разрушительного, испепеляющего людские души, –  произошло за минувшие века. Но если мы обратимся ко времени, более близкому к нам, то важно вспомнить посещение Бодбийского монастыря русским императором Александром III и его указ возобновить пришедшую в запустение обитель, но уже в новом качестве – как женскую. Первые насельницы приехали сюда из России. 


Позже, в 1906 году, по указу императора Николая II обители было присвоено звание первоклассного монастыря. А имена двух его настоятельниц – игумении Ювеналии (Ловенецкой) и ее духовной дочери схиигумении Фамари (Марджанишвили) – образно говоря, золотыми буквами вписаны в историю и Русской, и Грузинской Православных Церквей. Господь судил игумении Ювеналии (Ловенецкой), прибывшей в монастырь во имя Равноапостольной Нины из Москвы, вывести его в число процветающих женских обителей и вернуться домой настоятельницей Богородице-Рождественского женского монастыря. По матери грузинская княжна Тамара (Марджанова) стала ее преемницей по игуменству. Получившая в постриге имя Ювеналия, совсем молоденькая настоятельница продолжила труды своей духовной наставницы по обустройству обители. Вот только пробыть тут Ювеналии-младшей пришлось недолго: последовали угрозы революционеров, появилась опасность для ее жизни. Указом Святейшего Синода она была переведена в Москву. И спустя время по благословению старцев отца Анатолия из Оптиной пустыни и отца Алексия из Зосимовой пустыни игумения княжеских кровей построит в лесу на подмосковной земле Серафимо-Знаменский скит (как сама она его любовно называла – скиточек), в наши дни – место, особо любимое паломниками. Этой обители, разрушенной в годы богоборчества, помогла окрепнуть, встать на ноги и паства московского храма в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, члены грузинской диаспоры, живущей в Москве. В возрожденном Серафимо-Знаменском скиту дважды принимали  настоятельницу Бодбийского монастыря во имя Святой равноапостольной Нины игумению Феодору (Махвиладзе). Многое постарались сестры показать дорогой гостье из Грузии. В том числе и бесценную книгу-реликвию святителя Игнатия (Брянчанинова) с пометками самой матушки Фамари. Книга была подарена будущей схиигумении Фамари ее духовной наставницей Ювеналией (Ловенецкой) еще в Бодбийском монастыре. В дарственной надписи содержится пожелание полюбить этого автора так же, как полюбила его она.


Настоятельница Серафимо-Знаменского скита игумения Иннокентия (Попова) тоже побывала «с ответным визитом» в Бодбийском монастыре, о чем она поведала в своем интервью «Под сенью скитской благодати», данному порталу «Монастырский вестник» в прошлом году. Один эпизод из той поездки хочется вкратце воспроизвести. В три часа ночи во время молебна у гробницы святой Нины матушка Иннокентия поняла, как сильно она устала, добираясь в монастырь по изнуряющей жаре. Прислонилась к гробнице с мыслью: «Ой, только бы продержаться!» И неожиданно почувствовала, что будто с нее снимают тяжелый груз. Сначала с плеч, затем – с души. И такая легкость появилась! По молитвам к святой Нине она получила духовное подкрепление... Осенью 2016 года сестры Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря, совершая паломничество по святым местам Грузии, тоже с благоговением поклонились мощам равноапостольной Нины и поделились своей духовной радостью на официальном сайте обители. Огромным утешением для монашествующих и мирян стала канонизация схиигумении Фамари (Марджановой) Священным Синодом Грузинской Православной Церкви. Это произошло 22 декабря 2016 года. То есть за месяц с небольшим до праздника святой равноапостольной Нины, к которому в обеих обителях – грузинской и русской – готовятся с особым подъемом. Игумения Феодора тут же позвонила игумении Иннокентии и сообщила окрыляющую весть.


Икона Богородицы, изрезанная хирургическим скальпелем

Эту волнующую историю рассказала монахиня Бодбийского монастыря мать Мариам (Шония). А услышала она ее от матушек, которые в советское время трудились медсестрами, когда в монастырских стенах размещалась больница (после открытия обители в 1991 году эти шесть матушек, монахини и схимонахини, стали его насельницами). Монахиня Мариам пришла сюда 17-летней девушкой в 1993 году, и вот что она услышала об Иверской иконе Пресвятой Богородицы, привезенной в монастырь в 1905 году со Святой Горы Афон. Находилась святыня в соборе Святого великомученика Георгия, возведенного над местом упокоения равноапостольной Нины. В советской больнице хирург-атеист использовал ее как операционный стол, перевернув ликом вниз. Медсестры говорили ему, что это недопустимо – нельзя так поступать, но врач не обращал никакого внимания на их слова. Ночью женщины заходили в операционную, залезали под стол, чтобы увидеть израненный скальпелем образ Пресвятой Богородицы, и молились. Ночью никто не мешал им молиться. Они горячо просили Господа, Божию Матери и Небесных покровителей поруганной святыни, чтобы канула в лету эпоха безбожия и свет Евангелия, принесенный девой Ниной в Грузию из Иерусалима, снова озарил сердца людей. И дождались  богомолицы этого благословенного времени! А изрезанная икона несколько раз мироточила, чему свидетелями стали сестры возрождающегося монастыря. Сегодня к чудотворному образу, который находится в  соборе Святого Георгия Победоносца Бодбийской обители, притекает много верующих. Паломники также отмечают ухоженность монастырской территории, где в теплую пору года клумбы, газоны, лужайки предстают перед ними во всей красе. Настоящие произведения современной флористики! И неудивительно: матушка настоятельница в миру была биологом. Она хорошо разбирается в цветах, растениях, очень их любит. Рассказывавшая о монастыре по ее благословению монахиня  Мариам сообщила: «Все цветы, которые у нас есть, мы сами выращиваем. Сеем семена поздно осенью в теплицах в маленьких горшках. Потом пересаживаем, делаем пикировку. А ранней весной цветочную рассаду высаживаем в открытый грунт. На это уходит немало сил и времени, а сестер для такой большой обители, в которой когда-то их число доходило до 300, сегодня не так много – 33 вместе с матушкой игуменией. Послушаний у всех хватает, но мы понимаем: дом святой Нины должен быть цветущим оазисом».

Дом святой Нины, или Сегодняшний день монастыря в Бодбе

В монастыре все эти века не было церкви Равноапостольной Нины. Был храм Великомученика Георгия с приделом во имя святой. Сейчас здесь строится собор, где верхний храм будет освящен в честь просветительницы Грузии, а внизу – несколько маленьких храмов. На нижней террасе восстановлен древний источник святой Нины (Ниноцкаро), над которым устроена церковь в честь Святых Завулона и Сусанны, ее родителей. Уже в наши дни на святом источнике произошло немало исцелений. Распорядок жизни Бодбийского монастыря такой: сестры встают в половине пятого утра, а в пять начинается полунощница, затем утреня и после нее – Литургия. На Литургии присутствуют все насельницы. Некоторые после богослужения могут отдохнуть, а другим надо идти в трапезную готовить еду. Поэтому они читают сестринское правило до службы. В половине десятого – трапеза, после которой все вместе моют посуду и в 10.00 расходятся по послушаниям. В 12 часов, в полдень,  желающие могут перекусить, выпить чая. В 15.00 сестры служат акафист и молебен у гробницы святой покровительницы обители равноапостольной Нины (или Нино, как ее называют в Грузии с ударением на первый слог). В 15.30 – вторя трапеза, затем все снова идут на послушания. А с половины седьмого  до восьми вечера у сестер келейное время. Кто-то отдыхает, кто-то читает правило. В 20.00 начинается вечерняя служба и повечерие. Утром каждый день читается акафист Божией Матери перед чудотворным Ее образом «Иверская». Днем – акафист святой равноапостольной Нине. По средам – акафист святителю Николаю Чудотворцу. По воскресеньям – святому великомученику Георгию. Что касается послушаний, то они, как во многих других монастырях, связаны и с ведением хозяйства, и с просветительской работой. Сестры трудятся в теплицах, на коровнике. И не только сестры. В монастырь приезжают девочки и девушки (начиная с 13-летнего возраста), которые помогают в теплицах, в трапезной. Некоторые из них, по словам монахини Мариам, выросли на глазах сестер, так как бывают здесь по нескольку раз в год во время школьных каникул.



В иконописной мастерской пишутся иконы с золочением. Также сестры занимаются переводами духовной и классической литературы с русского языка на грузинский. К настоящему моменту переведены труд Иосифа Исихаста «Выражение духовного опыта», аллегорическая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена – сказка о прекрасной дружбе, любви и вере. Уникальный проект, который сегодня воплощается в жизнь, связан с издательской деятельностью.

Монахиня Рахиль (Буадзе) трудится над древними рукописями, представляющими собой большую музейную ценность. Но для монастыря это, прежде всего, духовная ценность, настоящее духовное сокровище – минеи со службами святым на каждый день года. Мать Рахиль вначале переписывала эти рукописи, взятые из Грузинского национального центра рукописей, затем набирала печатный текст, потом монастырь их издал. Пока только на семь месяцев года. Но дело потихоньку движется... В планах игумении Феодоры – создание сайта, во многом похожего на известный православный портал «Предание.ру», где материалы распределены по разделам. Такое  распределение помогает человеку, ищущему смысл человеческой жизни на земле, найти ответы на вопросы, его волнующие. Небесная покровительница монастыря в Бодбе святая равноапостольная Нина была богопроповедницей, приводила людей ко Христу. Вот и сестры, живущие в доме святой Нины, хотят показать путь ко спасению своим современникам, предложив им духовную пищу. Хотят рассказать о молитвенном подвиге и плодах молитвы ярких светильников Православия. Однако для этого им самим следует хорошо знать историю Церкви и понимать духовные законы. Поэтому по приглашению матушки в монастырь приезжал доктор филологических наук Эдишер Челидзе,  преподающий в Тбилисской духовной академии догматику. Он известен в Грузии и за ее пределами как авторитетнейший специалист в области богословия. Приезжал сюда ученый-педагог раз в неделю и читал лекции, на которых присутствовали  все насельницы обители. Им также запомнились и его замечательные лекции по истории Греции, что вызвало желание выучить греческий язык. Желающие знать иностранные языки учат русский и английский, чтобы рассказывать гостям из-за рубежа о монастыре, а на источнике святой Нины объяснять, как совершать омовение: надеть хитон и трижды с молитвой окунуться в купель. Еще матушка настоятельница ввела в практику такую интересную форму углубленного изучения Библии, как знакомство с толкованиями псалмов. Каждая сестра по послушанию должна прочитать толкования того или иного псалма и познакомить с ними остальных. Занятия проводятся по средам и четвергам. Иногда во время них вспыхивает полемика, и это тоже положительная сторона обучения – желание дойти до истины.


Сегодня национальный состав насельниц в Бодбе таков: все монашествующие – грузинки и одна послушница – украинка. Самой младшей сестре – 22 года. Самой старшей – послушнице-украинке – 93. Правда, последняя всю жизнь прожила в Грузии, работала в мастерской, а когда осталась одна, то ее – это было около десяти лет назад – взяли в монастырь. Рано утром сестры идут в храм, а у нее в келии свет горит. Она все свои силы направляет на молитву. Молитва – это дыхание христианина, это его жизнь, его суть. Духовным подкреплением для сестер становятся визиты Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и праздничные богослужения, совершаемые епископом Бодбийским Иаковом с сонмом священнослужителей из разных епархий. А также мудрые наставления духовника архимандрита Лазаря (Грдзелишвили), который подвизается в мужском монастыре в честь одного из Тринадцати святых ассирийских отцов Стефана Хирсского и окормляет сестер обители. Согревают душу многих насельниц воспоминания об архимандрите Гаврииле (Ургебадзе), которого называют «большой любовью ХХ века». Преподобноисповедник Гавриил, прославленный в лике святых Грузинской Церковью 20 декабря 2012 года, бывал в Бодбийском женском монастыре, и уже тогда некоторые сестры смотрели на него как на святого. Чувствуя это, он начинал юродствовать, чтобы скрыть духовные дары, данные ему Богом. Матушка Феодора особенно хорошо помнит старца. Тут надо сказать, что в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века ухудшение экономической ситуации и неблагоприятное финансовое положение обострили социальные проблемы внутри Грузии. Преступные группировки, отсутствие электричества и воды, высокие цены, безработица и низкие пенсии, погромы государственных учреждений, нападения на воинские части с целью захвата оружия – вот краткая характеристика тех лет. Да еще грузинско-абхазский конфликт. Матушка Феодора в то время подвизалась в женском монастыре во имя Равноапостольной Нины в Самтавро, а отец Гавриил поселился неподалеку. И, по ее воспоминаниям, не давал сестрам спать по ночам. Звонил, спрашивал: «Как вы можете спать, когда Грузия в крови?» Будил всех на молитву...

***


Крест равноапостольной Нины из виноградной лозы, на стыке перекладин переплетенный волосами святой, находится в Сионском кафедральном соборе Тбилиси в честь Успения Божией Матери. Святыня помещена в серебряный киот, на его крышке изображены чеканные сюжеты из жития святой Нины. А хитон Господень, снятый со Спасителя перед самым Его распятием, по преданию, хранится под спудом в Мцхетском Патриаршем кафедральном соборе Светицховели (переводится как Животворящий Столп) во имя Двенадцати апостолов. Тысячи и тысячи паломников со всего мира приезжают в Грузию поклониться этим величайшим христианским святыням.


Материал подготовили: Екатерина Орлова, Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков

В материале также представлены снимки из монастырского архива

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка