За всё благодарите…

Слушая каждый раз Великим постом Житие преподобной Марии Египетской, мы поражаемся величию ее покаяния и подвига, но в душе часто говорим, что такое невозможно в наше время. Однако если обратиться к истории и не столь давней, как времена преподобной Марии, можно встретить много удивительных примеров, открытых людскому взору; а сколько существует неизвестных нам подвижниц веры и благочестия – ведомо одному Богу. Апостол Павел в Послании к Евреям сказал: Христос вчера и днесь Тойже, и во веки. С тем же постоянством в христианстве появляются люди, в какой-то момент оказывающиеся готовыми во имя Господа решительно переменить весь строй своего существования, отринуть прошлое и воистину родиться заново, чтобы все оставшиеся им на земле дни провести рядом со Спасителем.

Недалеко от села Белогорье Воронежской области сохранилось материальное свидетельство такого подвига незаметной женщины, в прошлом презираемой людьми за грехи, но пришедшей в познание истины и посвятившей свою жизнь служению Богу, – Белогорские пещеры Воскресенского Белогорского монастыря.

Возможно, первые пещеры на меловом склоне Белой горы были вырыты христианами еще в древности. По народному преданию, они служили пристанищем разбойников, промышлявших на дорогах и нападавших на купеческие суда. Но строительство пещерного монастыря было начато в конце XVIII – начале XIX века его основательницей – Марией Шерстюковой. В чем-то история ее жизни созвучна с жизнеописанием преподобной Марии Египетской – возможно, просто ее тезке, а может быть, и небесной покровительницы белогорской старицы.


Мария Константиновна Шерстюкова, в девичестве Босая, родилась в 1740 году в уездном городе Бирюче Воронежской губернии, в казацкой семье, перешедшей на жительство в Белогорье из Украины. После смерти отца семья находилась в крайней бедности и Мария, старшая из пятерых детей, была вынуждена выйти замуж за белогорского слободчанина Самуила Шерстюкова, подверженного пьянству и известного своей разгульной жизнью. Первое время Мария изо всех сил старалась содержать семью, однако, впав в отчаяние, начала пить, и чем дальше, тем больше стала подвержена различным страстям в попытках таким образом уйти от печальной реальности. После смерти мужа, не имея поддержки семьи, которая отказалась от общения с ней, она, пристроив детей, все больше и больше опускалась на дно. От нее отвернулись даже ее бывшие собутыльники. Распродав все свое имущество и оставшись без средств к существованию, несчастная женщина, чтобы найти деньги на выпивку, занялась ворожбой. Это привело к тому, что она окончательно стала изгоем, с ней не просто не общались, но убегали, завидев ее издали. Казалось, не было никаких надежд на спасение.

Но в 1795 году в жизни Марии произошел внезапный поворот. Не найдя помощи у людей, она обрела ее у Бога. Безнадежное будущее и презрение людей потрясли ее до глубины души, и в это время произошла ее встреча с Господом. Женщина глубоко задумалась о своей жизни, увидев весь ужас и мерзость своего положения. Понимая, что не сможет найти помощи в родном селе, она решилась пешком пойти в Киево-Печерскую лавру и там принести покаяние и узнать волю Божию о себе. Дальнейшая жизнь подвижницы показала, насколько велики были ее раскаяние, решимость измениться и послужить Богу.

Прожив некоторое время в Киево-Печерской лавре, Мария полюбила молиться в пещерных храмах. И в душе у нее постепенно зародилось желание устроить нечто подобное и на своей родине в Белогорье. Возможно, ей хотелось совершить дело покаяния в тех местах, где она так много служила греху. Она поделилась своими мыслями с духовником, которого обрела в монастыре. Кто был ее духовник, неизвестно, но, выслушав Марию и зная искренность и полноту ее покаяния, он благословил ее на несение подвига пещерокопания. При этом посоветовал избрать в горе уединенное место и, выкопав пещеру, удалиться от мира по примеру преподобного Антония Киево-Печерского.

Возвратившись в 1796 году на родину, подвижница сразу же приступила к исполнению полученного благословения. Узнав об этом и хорошо помня о прошлой жизни Марии, люди настороженно восприняли произошедшие в женщине изменения – слишком уж они были неожиданны и кардинальны. Пошли разные слухи, кто-то считал, что она сошла с ума, а кто-то видел в копании пещер корыстные цели.

Однако нашлись и те, кто поддержали Марию и стали помогать в ее трудах. Вокруг старицы создалась община «братчиков», которые и после кончины подвижницы продолжили ее дело. Наиболее известные из них – старец Иван Тищенко, Андрей Николаевич Васильченко (будущий монах Антоний) и другие.


Первое время работа шла спокойно, однако все больше и больше в народе появлялось противников, видевших в происходящем злонамерение и раскол. Притом аргументировать свое мнение они могли лишь прошлыми «заслугами» Марии. В 1807 году по доносу местной полиции Острогожский суд вынес решение забрать все иконы из пещер, засыпать вход в них, разогнать «братчиков», а Марию Шерстюкову взять под стражу. По рассмотрении дела Марию освободили, запретив только продолжать копание пещер. Но она после освобождения вернулась в пещеры с намерением создать в них храм по образцу Киево-Печерской лавры.

В 1817 году императору Александру I было направлено донесение, что «Воронежской губернии, в Острогожском уезде недалеко от слободы Белогорье одна казацкая вдова Мария Шерстюкова более 10 лет продолжает рыть пещеры, проводит разные суеверные толки в народе, чинит своевольную продажу свечей», и что это дело поступило в Синод только с 1813 года, на семнадцатом году существования пещер. Также было сказано, что «самовольное пещерокопательство» преследует полиция, но копание возобновляется. По повелению императора было начато расследование, в Белогорье была направлена комиссия, в состав которой включили протоиерея Афиногена Печерского, протоиерея Иоанна Ставрова и воронежского губернского архитектора М.А. Амвросимова. В результате расследования никакого раскола найдено не было, и комиссия сделала заключение о возможности создания храма в вырытых пещерах.

Александр I выразил желание, чтобы губернатор «вошел в положение старухи и что нужно для нее сделал, чтобы она безбедное имела пропитание, и чтобы он лично от нее узнал, чего она хочет». Государь распорядился оказать Марии необходимую помощь в устройстве пещерного храма, создание которого было завершено в 1819 году. Храм был освящен в честь благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя императора.

Подвижница имела среди сограждан не только гонителей. Многие, видя благочестивую жизнь старицы, обращались к ней за духовным советом. Но и от этого ей также приходилось претерпевать скорби. На одном из дознаний она отвечала: «Я женщина простая, никакого примера к Богопознанию не показываю и никаких особенных наставлений приходящим не делаю; а говорю иногда с простоты одно только то, чтобы Богу молились и жили честно, чтобы не бранились и не ссорились».

Мария к этому времени уже мало принимала участие в копании пещер. Силы ее слабели, и она редко выходила из своей келии, устроенной в одной пещер. В виду близкой кончины она молилась о прощении грехов, постилась. 22 июня (по старому стилю) 1822 года, на 82-м году жизни, после 25-летних трудов и подвигов пещерокопательница Мария мирно отошла ко Господу.

После кончины труд подвижницы продолжила община «братчиков», из числа которых был сформирован первый скит будущей обители. В 1866 году он был приписан к Успенскому Дивногорскому монастырю Острогожского уезда Воронежской губернии. В 1882 году, по представлению Преосвященного архиепископа Серафима (Аретинского), указом Священного Синода скит был преобразован в Воскресенский Белогорский монастырь.


С редким смирением, терпением и стойкостью, с чувством искренней благодарности Богу за избавление ее из омута страстей преодолевала подвижница все преграды, встреченные ею при копании пещер. Она не увидела результата своих трудов, но и не ставила главной целью материальное воплощение своего обета, а только искренне, всей жизнью желала послужить Богу. Как сказал преподобный Амвросий Оптинский: «“Благодарение же приемлющего, – по слову преподобного Исаака Сирина, – поощряет Дающего, еже даяти дарования болши первых”. Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он… будет праздновать Пасху вечную».


Материал подготовила Анна Фейгина

Материалы по теме

Монастыри

Воскресенский Белогорский мужской монастырь
Воронежская область, Подгоренский район, хутор Кирпичи
Воскресенский Белогорский мужской монастырь
Воронежская область, Подгоренский район, хутор Кирпичи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь